Глава II. Практическая часть
2.1. Анализ употребления артиклей на материале газетной статьи: TheIndependent. Gapyears: disasterortripof a lifetime?
Артикли - средство реализации связности текста и его содержательно структурного членения. Среди прочих определений текста выберем одно: «организованный отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое, называется текстом».
Это определение соответствует общей последовательности анализа английского артикля и его функционировании, предпринятого в данной работе.
Артикль - служебная часть речи, и эта служебная функция реализуется на всех уровнях, начиная с отдельных существительных и заканчивая текстом.
Артикли не являются формальными элементами грамматических структур. Преимущественная встречаемость того или иного артикля в составе каких-либо структур объясняется их содержательным соответствием.
Определенному артиклю характерно значение индивидуализации, он характеризует предмет, как уже известный, конкретный, выделяемый из всего класса однородных с ним предметов, также определенный артикль ставится перед должностями, названиями.
В последнее время встречаются случаи, когда артикль the в таких случаях не ставится. (Таблица 1.)
Таблица 1. Употребление определенного артикля
Определенный артикль –the | ||||||
Используется только с – the | порядковые числительные | Количественные числительные | Прилагательные в превосходной степени | Существительные, имеющие дополнительную характеристику | притяжательный падеж существительных | |
theworld | - thesecondcategory, - thefirstgroup, | -the thousandsofstudents | - the largestcategory, - the most popular choices | - the feedback received fromthe majority of participants -the people that I work closest with - the work at the children’s refuge - the lack of back-up administration - at the beginning of August - inthe middle of the night | - the children’s refuge - the student’s area of study | |
Неопределенный артикль характеризует предмет, с названием которого он связан, как одного из представителей, любого из представителей того или иного класса предметов.
При варьировании общего характера содержания структуры наблюдается и варьирование используемого артикля(Таблица 2).
Таблица 2. Употребление артикля с неопределенным артиклем
Неопределенный артикль – a | ||
Некоторое кол-во, много – большое количество | Перед прилагательным (Причастием I) | Называется впервые |
-a number of jobs - a lot of money - a good deal ofmoney | - a developing country, - a “disastrous” experience - a very worthwhile experience (сословом - очень) - aThird World country (страна третьегомира) - a Cambodianslum | -a hostel - a seedy part of the city - a family |
Использование определенного артикля исключает бесконечное количество возможных (потенциальных) референтов. Существительное с определенным артиклем называет не один из объектов известного говорящему и слушающему множества, а конкретный объект.
Неопределенный артикль возможен и при повторном употреблении. Все определяется контекстом.
В структуре текста неопределенный артикль - показатель характера описания, повествования. Он участвует в создании общего фона, на котором развиваются или будут развиваться конкретные события.
Неопределенный артикль способствует развитию ситуации, темы, эпизода введением в повествование элементов, дополнительной уточняющей информации.
С прочими именами собственными также, как правило, употребляется нулевой артикль. 1) Так, нулевой артикль употребляется с названиями а) континентов Asia — Азия б) стран Nigeria — Нигерия (Исключения: TheVatican - Ватикан, возможно также TheUkraine - Украина) в) городов NewYork — Нью-Йорк (Исключение: TheHague - Гаага) г) улиц, площадей RedSquare — Красная площадь д) отдельных островов Sicily — Сицилия е) отдельных гор Etna — Этна ж) озер LakeErie — озеро Эри
В некоторых случаях названия географических объектов и учреждений употребляются с определенным артиклем. (NB: на картах все географические названия обычно приводятся с нулевым артиклем). 1) С определенным артиклем употребляются: а) названия стран, стоящие во множественном числе: TheNetherlands — Нидерланды ThePhilippines — Филиппины б) названия горных массивов: TheAlps — Альпы в) названия групп островов: TheBahamas — Багамские острова г) названия географических областей: TheFarEast — Дальний Восток TheArctic — Арктика 2) Также с определенным артиклем употребляются названия стран, в состав которых входят нарицательные существительные, обозначающие а) форму правления государства, например, republic, union, kingdom, states: TheGermanFederalRepublic — Федеративная Республика Германия TheSovietUnion — Советский Союз TheUnitedArabEmirates — Объединенные Арабские Эмираты б) географические названия, включающие нарицательные имена существительные, обозначающие водные географические объекты (sea, ocean, river, channel, canal), в том числе если они не указаны явно, а подразумеваются: theAtlantic (Ocean) — Атлантический океан theBaltic (Sea) — Балтийское море thePanamaCanal — Панамский канал theNile (River) — (река) Нил. (Таблица 3.)
Таблица 3. Употребление нулевого артикля
Нулевой артикль | |||||||
Притяжательный падеж имен собственных | Количественное числительное | Существительные множественного числа | Неисчисляемые существительные | Притяжательный падеж существительных | Притяжательное местоимение | Название города, организаций,страны | Имена собственные |
- Martha’splacement | - one of many organizations - two weeks, - 12 months - four categories - 38 gap-year companies - thousands of students - thousands of pounds | students, volunteers, expeditions, school leavers, graduates, “gappers” | - little supervision, - dissatisfaction - information - money | - Volunteers’ requests | - her three-month stint, - their area of study - theirplacements | - Lima - Raleigh International, - Quest Overseas, - Trek force Expeditions, - Britain - Mongolia - Ulan Bator | - MarthaSedgwick - RobertMak |
Артикли являются средствами выражения имплицитного содержания, подтекста. Неопределенный артикль широко используется при создании обобщенной образности, а определенный артикль - при индивидуализированной образности.
Артикли (и их отсутствие) выявляют характер внутренней, смысловой, соотнесенности элементов синтетического целого, каким является текст. Все смысловые отношения передаются целенаправленно и сознательно ищущим или говорящим читающему или слушающему. Замысел речи - основа построения осмысленных сообщений. Артикль способствует развертыванию замысла в полный текст, созданию содержательных вариантов. Вопреки тому, что сообщаемая артиклями доля общей информации подкрепляется и в некоторой степени дублируется информацией, поступающей от других единиц текста, замена артиклей или их отсутствие приводят к смысловой недостаточности, иногда и бессмыслице.
Язык, который не обладает способностью выразить бесконечное число значений, скорее будет препятствовать, чем помогатьадекватно реагировать на новые ситуации, выражать новые идеи и т. д. Вследствие чего трудно сформулировать четкие правила употребления определенного и неопределенного артиклей. Правила могут быть лишь общими и приблизительными. За счет этого очень трудно анализировать авторские тексты. Отправитель информации имеет в виду некий целостный смысл. Для оформления смысла и передачи информации он выбирает соответствующие языковые средства и модели их комбинаций по своему усмотрению. Количество вариантов безгранично, поэтому следует помнить основные значения слов и форм, в соответствии с которыми они и участвуют в разнообразных сочетаниях контекстов, и накапливать в памяти эти контексты вместе с накоплением содержательной информации. Но нельзя забывать, что не только замена и перемена места отдельных знаменательных слов, но и замена единиц служебной лексики, в частности артиклей, ведет кпоявлению нового, иного смысла.