МППСС-72. ( каждом билете )
25. МСС-65. ( в каждом билете)
26. Теоретический чертеж судна.
27. Главные размерения судна.
28. Весовые характеристики судна.
29. Определение координат ЦТ судна.
30. Определение координат ЦТ судна при приеме-снятии груза.
31. Начальная остойчивость судна. Основные понятия и определения.
32. Запас плавучести судна. Грузовая марка. Нормирование и контроль плавучести.
33. Диаграмма статической остойчивости и ее свойства.
34. Универсальная диаграмма статической остойчивости и ее использование при построении ДСО.
35. Определение динамического крена и минимального опрокидывания момента по ДСО и ДДО.
36. Несение навигационной ходовой вахты.
37. Обязанности вахтенного помощника при стоянке судна на якоре, у причала, при плавании в узкости, на переходе, при ограниченной видимости, в зоне разделения движения.
38. Ведение судового журнала.
Практическое задание:
Условия и сценарий заданий расписаны в конкретных районах плавания, по вахтам (по четыре курсанта), в соответствии установленным требованиям по обеспечению безопасности плавания.
Район плавания. Западный берег Пиренейского полуострова. Выход из порта — Эль- Ферроль, переход и приход в порт Ла-Корунья.
Метеорологическая характеристика района плавания: Ветер от N и NW , скорость 3 – 6 м/с; видимость 2-3 мили; облачность в мае 3- 5 балла, Смерч, скорость перемещения 10 м/с, скорость ветра в смерче 50 – 100 м/с,
Гидрометеорологическая характеристика. значительное волнение до1,5 м; сильный прибой, хорошо выраженные приливные явления, высокая температура и большая соленость воды. Приливы в данном районе полусуточные. Средняя величина квадратурного прилива изменяется от 0,9 до 1,6 м, а сизигийного — от 1,6 до 3,3 м. Приливные течения хорошо выражены в прибрежной зоне, особенно в узкостях заливов и бухт, где скорость их достигает 4 уз.
Тип судна его технические характеристики:
Рыболовное судно, Водоизмещение 3300р.т.;
мощность главного двигателя 1 х 4648 квт;
длина – 93 м; ширина – 15 м; осанка: носом – 5,2 м, кормой -5,2 м;
высота глаза наблюдателя 14,0 м.; Винт – ВРШ (СРР); носовое подруливающее устройство мощностью- 700 квт,; Максимальная скорость судна – 18,0 узлов;
Рулевое устройство (две рулевые машины, перекладка с борта на борт 148 с)
Якорное устройство: длина смычки 27,43 м, по 12 смычен на каждом борту
Подготовка штурманской части к рейсу:
1). Комплектование судовой коллекции МНК, пособиями, руководствами. (предварительно исполнено).
2). Получение корректурного материала и корректура пособий и МНК. (Использовать информацию от НАВТЕКС, станции ГМССБ).
3). Делается подъем морской навигационной карты. Наносятся опасные пеленга, глубины, точки поворотов, траверзные расстояния. Выполняется предварительная прокладка на МРК. Заполняется таблица плана перехода
4). Подготовка технических средств навигации, и их проверка параметров поправок. (включение и проверка РЛС, АИС, GPS ,ЭКНИС, эхолота, лага, сличение показаний компаса, проверка рулевого устройства и т.д.).
5). Изучение района плавания, выбор маршрута и выполнение предварительной прокладки на ЭКНИС ввод путевых точек и другой навигационной информации в (предварительно).
6). Проработку выбранного маршрута перехода со штурманским составом: проверку наличия информации о маневренных характеристиках судна, проверку исправности средств звуковой, световой и аварийной сигнализации. Установление и проверка канала радиосвязи по УКВ со станцией УДС.
7). Заполнение Чек - листов, лоцманской карточки.
Примечание: участвуют все испытуемые курсанты, согласно расписанным обязанностям.
Экипаж | Должность | Фамилия курсанта | Оценка |
Экипаж № 1 | Вахтенный помощник капитана | ||
Подвахтенный помощник капитана | |||
Дублер помощника капитана | |||
рулевой | |||
Экипаж № 2 | Вахтенный помощник капитана | ||
Подвахтенный помощник капитана | |||
Дублер помощника капитана | |||
рулевой | |||
Экипаж № 3 | Вахтенный помощник капитана | ||
Подвахтенный помощник капитана | |||
Дублер помощник капитана | |||
рулевой |
Первый этап – Прибытие на борт лоцмана. Отход от причала порта Эль - Ферроль. Переход узкостью. Выход в море. Сдача лоцмана. Экипаж № 1 Гидрометеорологические условия на первом этапе: ветер NW-5 м/с, волнение -0,2 м от севера, видимость – 8,0 миль. Скорость течение 1,0 узел на восток, прилив, величина прилива 1,3 м Ясно. Облачность 2 балла | ||||
№ | Фамилия курсанта | Должность | Обязанности | Оценка |
1. | Курсант – | Вахтенный помощник капитана | Процедура приема вахты. Произвести согласно требованиям ПДМНВ -78/95 и РШС-89, подготовку судна к отходу от причала. Проверить в работе навигационное оборудование мостика. Изучение маневренных характеристик судна. Размещение вахты и команды по местам швартовки. Приём лоцмана на борт. Получение докладов о готовности от всех членов вахты. Получение разрешения от УСД на канале УКВ № 22, на отход от причала. Доклад капитану о готовности к отходу. Выполнение требований МППСС-72. Сделать отметку на курсографе. Маневр по отходу судна от причала. Докладывает диспетчеру УСД. Должен обеспечить надлежащее визуальное и слуховое наблюдение и наблюдение с помощью имеющихся технических средств, для полной оценки ситуации и опасности столкновения, посадки на грунт и пр. Контролирует точность удержания судна на курсе, а также практически непрерывно контролирует место судна (траверзные дистанции, ограждающие изолинии и т.д.), учитываются колебания уровня моря и необходимый запас воды под килем судна, контролируются глубины и тенденции их изменения, используя эхолот. РЛС, АИС и УКВ радиостанцию для расхождения с судами-целями и определения места судна. При возникновении сомнения в правильности определения места, в зависимости от конкретной обстановки, уменьшение хода, вплоть до остановки, отдача якоря или даже разворот на обратный курс. На канале УКВ № 14 выйти на связь с лоцманским катером. Сдача лоцмана. Записывает судовой журнал. Смена вахты. | |
2. | Курсант – | Подвахтенный помощник капитана | Проверка в работе навигационной аппаратуры на ходовом мостике. Заполнение чек-листов. Заполняет лоцманскую карточку. Встречает лоцмана и провожает лоцмана. Контролирует место судна по визуальным пеленгам, с помощью РЛС, контроль глубины по эхолоту. Использует РЛС, АИС для получения информации при расхождение с судами. Наносит на МНК обсервованные места судна с целью контроля, при необходимости докладывает величину отклонения от предварительной прокладки и коррекцию курса. Ведет постоянное наблюдение за окружающей навигационной и гидрометеорологической обстановкой. Сдача вахты. | |
3. | Курсант – | Дублер вахтенного помощника капитана | Контролирует место судна и ведет исполнительскую прокладку, совместно с подвахтенным помощником капитана. Переход на другую карту. Ведет непрерывное наблюдение за навигационной обстановкой. Сличает курсы по гиро и магнитному компасу. Ведет черновой судовой журнал. Сдача вахты. | |
4. | Курсант – | Рулевой | Проверка и сличение гирокомпаса с магнитным компасом. Включение двух рулевых машин. Проверка следящей системы. Выполняет все команды и указания капитана или, вахтенного помощника капитана. Удерживает заданный курс. Предупреждает вахтенного помощника при уходе с курса. Сдача вахты. | |
Второй этап –переход открытым порем. Экипаж - №2.Осуществляется контроль за положением места судна, курса, скорости хода, запаса глубины под килем, навигационная безопасность. Вход в полосу тумана. Опасные цели, расхождение с ними, изменения гидрометеорологической обстановки. Выход из полосы тумана. Отработка тревоги «Человек за бортом».Волнение моря 3 балла, ветер NW 5 м/с. Видимость 6,0 миль. Ясно. Облачность 3 балла. | ||||
1. | Курсант – | Вахтенный помощник капитана | Прием вахты.(соблюсти процедуру приема вахты). Надлежащая расстановка вахтенной службы. Выполнять требования МППСС-72. Должен обеспечить надлежащее визуальное и слуховое наблюдение и наблюдение с помощью имеющихся технических средств, чтобы полностью оценивать ситуацию и опасность столкновения. Сделать отметку на курсографе. Контролирует точность удержания судна на курсе, скорость судна, наличие дрейфа, а также практически непрерывно контролирует место судна. Учитывается гидрометеорологические изменения, волнение моря, ветер, дрейф судна, наличие и направление течения, видимость, используя РЛС, АИС и УКВ радиостанцию для расхождения с судами-целями. Выполнить мероприятия, согласно чек-листа, при ухудшении видимости. Усиливается наблюдение, сбавляется скорость судна, подаются туманные сигналы, включаются ходовые огни согласно МППСС-72 и т.п., согласно чек-листу. При необходимости, производится маневр при расхождении с судами – целями. При возникновении сомнения в правильности оценки определения элементов движения целей, в зависимости от конкретной обстановки, уменьшение хода, вплоть до остановки, отдача якоря или даже разворот на обратный курс. После выхода из полосы тумана, отработка маневра по тревоге «Человек за бортом». Имитация упавшего человека, объявляется тревога, сбрасывается спасательный круг с буйком, производится маневр по подходу, спускается шлюпка. Продолжение по пути следования в порт Ла-Корунья. Смена вахты. Записывает судовой журнал. | |
2. | Курсант – | Подвахтенный помощник капитана | Принять вахту, согласно требования ПДМНВ -78/95.. Заполнение чек-листов. Контролирует место судна по визуальным пеленгам, с помощью РЛС, GPS, контроль глубины по эхолоту. Использует РЛС, АИС для получения информации при расхождение с судами. Наносит на МНК обсервованные места судна с целью контроля, при необходимости докладывает величину отклонения от предварительной прокладки и коррекцию курса. Переход на следующую карту. Ведет постоянное наблюдение за окружающей навигационной и гидрометеорологической обстановкой. При наличии судна – цели, выполняет определение элементов движения на планшете и на РЛС. Используя РЛС, САРП проработать маневр на расхождение с целью. Контролировать место судна по визуальным определениям и по РЛС. При отработки тревоги «Человек за бортом» имитируется сброс спасательного круга, с буйком, определяется место падения человека, маневр по подходу к упавшему человеку, спуск шлюпки. После окончания тревоги. Следовать прежним курсов в порт назначения. Сдача вахты. | |
3. | Курсант – | Дублёр вахтенного помощника капитана | Контролирует место судна и ведет исполнительскую прокладку, совместно с подвахтенным помощником капитана. Ведет непрерывное наблюдение за навигационной обстановкой. Наносит координаты входа в полосу тумана и выхода из тумана, записываются мероприятия согласно чек- листа, при отработке тревоги «Человек за бортом» определяются координаты падения, делается подробная запись в судовой журнал, согласно чек-листа Ведет черновой судовой журнал. Сдача вахты. | |
4. | Курсант – | Рулевой | Проверка и сличение гирокомпаса. Включение двух рулевых машин при расхождении с судами, при маневрировании по тревоге. Проверка следящей системы. Сличается магнитный компас с гирокомпасом. Выполняет все команды и указания капитана или вахтенного помощника капитана. Удерживает заданный курс. Предупреждает вахтенного помощника при уходе с курса. Сдача вахты. | |
Третий вариант –подход к берегам, приём лоцмана, в ход в порт, постановка на якорь.Ветер от NNW сила ветра 5 м/с, волнение 3 балла, видимость 6,0 миль, Ясно, облачность 3 балла, течение на S скорость 1,0 узел. Интенсивность движения средняя. | ||||
1. | Курсант – | Вахтенный помощник капитана | Прием вахты.(соблюсти процедуру приема вахты).Надлежащая расстановка вахтенной службы. Выполнять требования МППСС-72. Должен обеспечить надлежащее визуальное и слуховое наблюдение и наблюдение с помощью имеющихся технических средств, чтобы полностью оценивать ситуацию и опасность столкновения при расхождении с судами. Контролирует точность удержания судна на курсе, скорость судна, наличие дрейфа, а также практически непрерывно контролирует место судна. Учитывается гидрометеорологические изменения, волнение моря, ветер, дрейф судна, наличие и направление течения, видимость, используя РЛС, АИС и УКВ радиостанцию на канале 16 для расхождения с судами-целями. Производить маневр при расхождении с судами – целями после оценки определения элементов движения целей, в зависимости от конкретной обстановки, Установить связь по УКВ на канале № 12 с лоцманским катером. В позиции приема лоцмана, сбавить ход судна, принять лоцмана, определить место судна, поднять соответствующие сигналы согласно МППСС-72.Предъявить лоцману Лоцманскую карточку, следовать рекомендованным курсом к месту якорной стоянки. При подходе к берегу произвести мероприятия согласно чек-листа, установить связь с УДС порта на канале УКВ. Подход к назначенному месту якорной стоянки, подготовка якорей к отдаче. Маневрирование при постановке на якорь. Определить количество вытравленной якорь цепи, В момент отдачи якоря определить координаты, по выходу судна на якорь-цепь, определить место судна, рассчитать радиус рысканья судна. Определить степень готовности ГД, Наметить контрольные пеленга и дистанции для контроля за положением судна. Обеспечить постоянный контроль за навигационной и гидрометеорологической обстановкой. выставить огни и знаки согласно МППСС-72 , Смена вахты. Записывает судовой журнал. | |
2. | Курсант – | Подвахтенный помощник капитана | Принять вахту, согласно требования ПДМНВ -78/95.. Заполнение чек-листов. Контролирует место судна по визуальным пеленгам, с помощью РЛС, контроль глубины по эхолоту. Использует РЛС, АИС для получения информации при расхождение с судами. Наносит на МНК обсервованные места судна с целью контроля, при необходимости докладывает величину отклонения от предварительной прокладки и коррекцию курса. Ведет постоянное наблюдение за окружающей навигационной и гидрометеорологической обстановкой. При наличии судна – цели, выполняет определение элементов движения на планшете. Сдача вахты. | |
3. | Курсант – | Дублёр вахтенного помощника капитана | Контролирует место судна и ведет исполнительскую прокладку, совместно с подвахтенным помощником капитана. Ведет непрерывное наблюдение за навигационной обстановкой. Ведет черновой судовой журнал. Сдача вахты. | |
4. | Курсант – | Рулевой | Проверка и сличение гирокомпаса. Включение двух рулевых машин. Проверка следящей системы. Выполняет все команды и указания капитана или вахтенного помощника капитана. Сдача вахты. |
После выполнения задания, члены государственной комиссии вправе задавать вопросы по выполнению тех или иных обязанностей при плавании судна, а также вопросы по маневрированию и управлению судном.
Перечень