Практическая аэродинамика/Горизонтальный полет/ Диапазон скоростей горизонтального полета 4 страница
в) *расстояние по вертикали от точки местности, над которой находится вертолет в данный момент;
Истинная высота - высота полета, измеряемая относительно пролетаемой местности. Она зависит от рельефа местности.
«Воздушная навигация», Черный М. А., Кораблин В. И.
404. Магнитное склонение отсчитывается от...
а) *истинного меридиана;
б) магнитного меридиана;
в) линии заданного пути;
Угол, заключенный между северными направлениями истинного (географического) и магнитного меридианов в данной точке, называется магнитным склонением Δм.
Оно измеряется от 0 до ±180° и отсчитывается от истинного меридиана к востоку (вправо) со знаком "плюс", а к западу (влево) со знаком "минус". Магнитное склонение в различных пунктах Земли неодинаково по значению и знаку и его всегда определяют и учитывают экипажи при подготовке и выполнении полёта.
«Воздушная навигация», Черный М. А., Кораблин В. И.
405. Абсолютной высотой называется...
а) высота, отсчитываемая по давлению аэродрома;
б) *расстояние, по вертикали отсчитываемое от уровня моря до нижней точки вертолета;
в) высота, измеряемая с помощью радиовысотомера;
Абсолютная высота - высота полета, измеряемая относительно уровня Балтийского моря. Она не зависит от рельефа местности и при горизонтальном полете остается постоянной.
«Воздушная навигация», Черный М. А., Кораблин В. И.
406. Высота эшелона отсчитывается от условного уровня...
а) 999гПа(750 мм.рт.ст.);
б) *1013гПА(760 мм.рт.ст.);
в) 999мбар(750 мм.рт.ст.);
В соответствии с ФП № 138 "Использование воздушного пространства Российской Федерации":
2. В настоящих Федеральных правилах используются следующие определения:
(...)
"эшелон полета" - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 760 мм ртутного столба (1013,2 гПа) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления.
412. Навигационный треугольник скоростей образован векторами:
а) воздушной скорости, путевой скорости, линией заданного пути;
б) *воздушной скорости, путевой скорости, вектором ветра;
в) воздушной скорости, путевой скорости, вертикальной скорости;
Самолет относительно воздушной массы перемещается с воздушной скоростью в направлении своей продольной оси. Одновременно под действием ветра он перемещается вместе с воздушной массой в направлении и со скоростью ее движения. В результате движение самолета относительно земной поверхности будет происходить по равнодействующей, построенной на слагаемых скоростях самолета и ветра. Таким образом, при полете с боковым ветром векторы воздушной скорости, путевой скорости и скорости ветра образуют треугольник, который называется навигационным треугольником скоростей.
«Воздушная навигация», Черный М. А., Кораблин В. И.
413. Скорость перемещения вертолета относительно воздушной среды называется...
а) путевая скорость;
б) *воздушная скорость;
в) инструментальная скорость;
Воздушной скоростью называется скорость движения воздушного судна (ВС) относительно воздушной среды. Различают истинную воздушную скорость и приборную скорость. Истинная воздушная скорость - это действительная скорость, с которой ВС движется относительно воздушной среды.
Воздушная навигация, Черный М. А., Кораблин В. И.
416. Расчет полета по истинной воздушной скорости без учета ветра называется...
а) *предварительный расчет;
б) окончательный расчет;
в) общая подготовка;
Предварительный расчет полета является этапом предварительной подготовки.
Его выполняют в процессе прокладки и изучения маршрута и радиотехнических средств. В результате предварительного расчета полета определяют магнитные (ортодромические) путевые углы, поправки для коррекции гироскопических курсовых приборов, расстояния по участкам маршрута и общее расстояние; расстояния от радиолокационных ориентиров до точек траверзов на ЛЗП; ограничительные азимуты; предвычисленные магнитные (истинные) радиопеленги от контрольных ориентиров маршрута полета на боковые РНТ; время восхода и захода Солнца в пунктах вылета, посадки и на запасных аэродромах, а также составляют таблицы установочных данных для использования навигационных систем.
Данные предварительного расчета полета экипаж записывает в соответствующие графы штурманского бортового журнала.
При наличии в аэропорту вылета автоматизированной системы штурманских расчетов (АСШР) предварительный расчет полета выполняет ЭВМ.
Воздушная навигация, Черный М. А., Кораблин В. И.
417. Термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение ВС в воздушном пространстве, обеспечивающее безопасность воздушного движения называется...
а) высота перехода;
б) *эшелонирование;
в) безопасная высота;
В соответствии с ФАП № 136/42/51 "Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации":
7. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
(...)
97) "эшелонирование" - общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;
(...)
418. При передаче сообщений о времени используется ...
а) московское время - МСК;
б) местное время;
в) *всемирное координированное время - УТЦ (UTC);
В соответствии с ФАП № 362 "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации":
2.4.1. При передаче сообщений о времени используется всемирное координированное время - УТЦ (UTC).
419. Проверка показаний бортовых часов в полете производится ...
а) *путем запроса у диспетчера соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) текущего времени;
б) путем прослушивания сигналов точного времени;
в) путем сравнения данных с GPS;
В соответствии с ФАП № 362 "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации":
2.4.2. Проверка показаний бортовых часов в полете производится путем запроса у диспетчера соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) текущего времени. (...)
420. При проверках время указывается с точностью ...
а) *до ближайшей половины минуты;
б) до 2-х секунд;
в) до 1-ой минуты;
В соответствии с ФАП № 362 "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации":
2.4.2. (...) При проверках время указывается с точностью до ближайшей половины минуты.
421. На какой режим обязан перейти экипаж, при потере ориентировки?
а) *максимальной продолжительности полета;
б) максимальной скорости полета;
в) максимального набора высоты;
В случае потери ориентировки экипаж, не допуская растерянности, необдуманного принятия решения, полета с произвольными курсами и на повышенной скорости, обязан:
(...)
- установить режим максимальной продолжительности полета, набрать высоту для увеличения радиуса действия радиотехнических средств, средств связи и улучшения обзора местности;
(...)
Самолетовождение, Черный М. А., Кораблин В. И.
Также, в соответствии с ФАП № 136/42/51 "Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации", в иной формулировке:
223. При потере ориентировки командир воздушного судна обязан:
(...)
г) с разрешения органа ОВД (управления полетами) занять наивыгоднейшую высоту для обнаружения воздушного судна наземными радиотехническими средствами и экономичного расхода топлива;
(...)
422. При потере ориентировки экипаж обязан:
а) включить сигнал "Бедствие"; передать по радио сигнал "Полюс"; доложить органу ОВД (управления полетами) об остатке топлива и условиях полета; с разрешения органа ОВД (управления полетами) занять наивыгоднейшую высоту для обнаружения воздушного судна наземными радиотехническими средствами и экономичного расхода топлива; применить наиболее эффективный в данных условиях (рекомендованный для данного района полетов способ восстановления ориентировки, согласуя свои действия с органом ОВД (управления полетами); в случаях, когда восстановить ориентировку не удалось, заблаговременно, не допуская полной выработки топлива и до наступления темноты, произвести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке;
б) *включить сигнал "Бедствие" на частоте 121.5 Ггц; передать по радио сигнал "Полюс"; доложить органу ОВД (управления полетами) об остатке топлива и условиях полета; занять наивыгоднейшую высоту для обнаружения воздушного судна наземными радиотехническими средствами и экономичного расхода топлива; применить наиболее эффективный в данных условиях (рекомендованный для данного района полетов способ восстановления ориентировки, согласуя свои действия с органом ОВД (управления полетами); в случаях, когда восстановить ориентировку не удалось, заблаговременно, не допуская полной выработки топлива и до наступления темноты, произвести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке;
в) включить сигнал "Бедствие" на частоте 121.5 Ггц; передать по радио сигнал "Полюс"; доложить органу ОВД (управления полетами) об остатке топлива и условиях полета; занять наивыгоднейшую высоту для обнаружения воздушного судна наземными радиотехническими средствами и экономичного расхода топлива; применить наиболее эффективный в данных условиях (рекомендованный для данного района полетов способ восстановления ориентировки, согласуя свои действия с органом ОВД (управления полетами); в случаях, когда восстановить ориентировку не удалось, заблаговременно, не допуская полной выработки топлива и до наступления темноты, произвести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке, уточнить своё место методом опроса граждан и продолжить выполнение полёта;
423. Воздушная навигация - это
а) комплекс действий экипажа, направленных на достижение целей вождения летательного аппарата;
б) комплекс действий экипажа, направленных на достижение наибольшей точности, надежности и безопасности вождения летательного аппарата;
в) *комплекс действий экипажа ВС и диспетчеров УВД, направленных на обеспечение безопасности, наибольшей точности выполнения полетов по установленным трассам (МВЛ, маршрутам вне трасс) и прибытия в пункт назначения в заданное время;
424. Траектория полета
а) линия, описываемая ВС в процессе его движения в воздушном пространстве;
б) *линия, описываемая центром масс ЛА в процессе его движения в воздушном пространстве;
в) проекция воздушного судна на земную поверхность;
Траектория полета - линия, описываемая центром масс ЛА в процессе его движения в воздушном пространстве.
Руководство по воздушной навигации авиации Вооруженных сил Российской Федерации
425. Линия пути
а) Фактическая траектория полета соответствует линия фактического пути (ЛФП), заданной траектории — линия заданного пути (ЛЗП);
б) *ЛП — проекция траектории полета ЛА на земную поверхность. Фактической траектории полета соответствует линия фактического пути (ЛФП), заданной траектории — линия заданного пути (ЛЗП);
в) ЛП — проекция траектории полета ЛА на земную (водную) поверхность. Фактической траектории полета соответствует линия фактического пути (ЛФП), заданной траектории — линия заданного пути (ЛЗП);
В соответствии с ФАП № 293 "Организация воздушного движения в Российской Федерации":
Линия пути - проекция траектории полета воздушного судна на поверхность земли, направление которой в любой ее точке обычно выражается в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного или условного меридианов).
Линия пути (ЛП) - проекция траектории полета ЛА на земную поверхность. Фактической траектории полета соответствует линия фактического пути (ЛФП), заданной траектории - линия заданного пути (ЛЗП).
(Руководство по воздушной навигации авиации Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Военное издательство, 1994)
ЛЗП задается пунктами маршрута (далее - ПМ). ЛЗП между двумя смежными ПМ является ортодромией и называется участком маршрута.
(...)
Применительно к горизонтальной плоскости под точностью навигации понимается степень приближения линии фактического пути к линии заданного пути. ЛФП не совпадает с ЛЗП вследствие погрешностей навигационных измерений, погрешностей пилотирования, влияния внешней среды и человеческого фактора.
(Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 18 ноября 2009 г. N 234 "О методических рекомендациях по созданию маршрутов обслуживания воздушного движения")
426. Местоположение самолета
а) *проекция его центра масс на земную поверхность к определенному моменту времени;
б) проекция самолёта в плане на земную поверхность к определенному моменту времени;
в) отметка самолёта на индикаторе кругового обзора, или планшете навигационной обстановки или на полётной карте;
Местоположение самолета (МС) - проекция его центра масс на земную поверхность к определенному моменту времени.
«Руководство по воздушной навигации авиации Вооруженных сил Российской Федерации», 1994
427. Навигационные элементы полета
а) параметры, характеризующие положение и движение ВС. Они включают координаты места ВС, высоту полета, воздушную скорость, курс самолета, скорость ветра, направление ветра, угол ветра, курсовой угол ветра, путевую скорость, путевой угол, угол сноса;
б) параметры, характеризующие движение ВС. Они включают координаты места ВС, высоту полета, воздушную скорость, курс самолета, скорость ветра, направление ветра, угол ветра, курсовой угол ветра, путевую скорость, путевой угол, угол сноса, вертикальную скорость набора и снижения, крен и тангаж ВС, остаток топлива и центровка;
в) параметры, характеризующие положение ВС в пространстве. Они включают координаты места ВС, высоту полета, курс самолета, скорость ветра, направление ветра, угол ветра, курсовой угол ветра, путевую скорость, путевой угол, угол сноса;
428. Высота полета
а) расстояние от земной (водной) поверхности до ВС;
б) *расстояние по вертикали от начального уровня ее отсчета до ВС;
в) расстояние по вертикали от максимального препятствия до ВС;
В соответствии с ФАП № 136/42/51 "Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации":
7. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
(...)
30) "высота полета" - общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;
429. Относительная высота …
а) *высота от выбранного уровня (уровня аэродрома, цели и др.) до объекта (воздушного судна), относительно которого измеряется высота;
б) высота, измеряемая относительно стандартного уровня барометрического давления (760 мм.рт.ст.);
в) высота, от пролетаемого в данный момент препятствия до объекта (воздушного судна), относительно которого измеряется высота;
ФАП № 136/42/51 "Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации":
7. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
(...)
28) "высота относительная" - высота, определяемая от выбранного уровня до объекта, относительно которого производится измерение;
430. Абсолютная высота
а) высота полета над земной (водной) поверхностью;
б) высота полета над препятствием;
в) *высота полета над уровнем моря;
ФАП № 136/42/51 "Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации":
7. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
(...)
26) "высота абсолютная" - высота, определяемая относительно уровня моря, выбранного за начало отсчета;
431. Эшелон полета …
а) *установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к давлению 760,0 мм.рт.ст. (1013,2 гПа) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов;
б) высота, отсчитываемая от уровня, который соответствует атмосферному давлению 1050 гПа., в предположении, что распределение температуры с высотой соответствует стандартным условиям;
в) установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к давлению на уровне моря в текущих условиях и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов;
ФАП № 136/42/51 "Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации":
7. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
(...)
101) "эшелон полета" - установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к давлению 760,0 мм ртутного столба (1013,2 гектопаскаля) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов (п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации);
432. Истинная воздушная скорость это:
а) фактическая скорость, с которой ВС движется относительно воздушной среды с учётом ветра;
б) фактическая скорость, с которой ВС движется относительно земной (водной) поверхностью;
в) *фактическая скорость, с которой ВС движется относительно воздушной среды;
Воздушной скоростью называется скорость движения воздушного судна (ВС) относительно воздушной среды. Различают истинную воздушную скорость и приборную скорость. Истинная воздушная скорость - это действительная скорость, с которой ВС движется относительно воздушной среды.
Воздушная навигация, Черный М. А., Кораблин
433. Приборная скорость это:
а) скорость, которую показывает прибор, измеряющий воздушную скорость;
б) скорость, которую показывает прибор с учётом аэродинамической и барометрической поправки;
в) скорость, которую показывает прибор с учётом аэродинамической, барометрической и температурной поправки;
434. Курс ВС это угол:
а) в горизонтальной плоскости между выбранным опорным направлением и проекцией на эту плоскость продольной оси ВС;
б) в горизонтальной плоскости между Северным направлением истинного меридиана и проекцией на эту плоскость продольной оси ВС;
в) в горизонтальной плоскости между выбранным опорным направлением и линией заданного пути ВС;
435. Угловые поправки отсчитываются от:
а) 0 до 360° в зависимости от курса ВС со знаком «плюс», против хода часовой стрелки — со знаком «минус»;
б) 0 до 180° по ходу часовой стрелки со знаком «плюс», против хода часовой стрелки — со знаком «минус»;
в) 0 до 160° по ходу часовой стрелки;
436. Скорость ветра V
а) скорость горизонтального перемещения воздушных масс относительно земной поверхности;
б) скорость вертикального и горизонтального перемещения воздушных масс относительно земной поверхности;
в) скорость перемещения воздушных масс относительно земной (водной) поверхности;
437. Направление ветра δ
а) угол в горизонтальной плоскости, заключенный между тем же опорным направлением, от которого измеряется курс, и вектором ветра;
б) угол в горизонтальной плоскости, заключенный между продольной осью ВС и вектором ветра;
в) угол в горизонтальной плоскости, заключенный между тем же опорным направлением, от которого измеряется курс, и вектором ветра отсчитываемым от 0 до 1800;
438. Путевая скорость W:
а) скорость перемещения ВС относительно земной поверхности;
б) приборная скорость с учётом скорости ветра;
в) истинная скорость с учётом скорости ветра, измеряемая в узлах, милях на километр, в километрах в час;
439. Угол сноса α это:
а) угол, заключенный между векторами скорости ветра и воздушной скорости;
б) угол, заключенный между векторами скорости ветра и путевой скорости;
в) угол, заключенный между векторами воздушной и путевой скоростей;
440. Безопасная высота полета
а) это минимальная высота, гарантирующая ВС от столкновения его с земной (водной) поверхностью и расположенными на ней препятствиями;
б) это минимальная высота, гарантирующая ВС выполнение посадки с учётом расположенными препятствиями на земле с учётом температурной, барометрической и аэродинамической поправок;
в) это минимальная высота, гарантирующая ВС от столкновения его с земной (водной) поверхностью с учётом рельефа местности;
441. Форма земли представлена в виде:
а) эллипсоида;
б) шара;
в) геоида;
442. Геодезическая долгота это:
а) двугранный угол, заключенный между плоскостями начального меридиана и меридиана данной точки. Долгота измеряется центральным углом в плоскости экватора или дугой экватора от начального меридиана до меридиана точки С в пределах от 0 до 180° к востоку или к западу;
б) двугранный угол, заключенный между плоскостями начального меридиана и меридиана данной точки. Долгота измеряется центральным углом в плоскости экватора или дугой экватора от начального меридиана до меридиана точки С в пределах от 0 до 180° к востоку или к западу. При решении некоторых задач долгота отсчитывается только на восток от 0 до 360°;
в) двугранный угол, заключенный между плоскостями начального меридиана и меридиана данной точки. Долгота измеряется центральным углом в плоскости экватора или дугой экватора от начального меридиана до меридиана точки С в пределах от 0 до 180° к востоку или к западу. При решении некоторых задач долгота отсчитывается только на восток от 0 до 360°. За начальный меридиан принимают Гринвичский меридиан, проходящий через центр Гринвичской астрономической обсерватории возле Лондона;
614. Условный код 99, используемый для обозначения ВПП в 8-ми цифровой группе, указывает на:
а) информация является повторением предыдущего сообщения;
б) информация дана для всех ВПП;
в) данные отсутствуют;
824. Высота полета:
а) расстояние от земной (водной) поверхности до ВС;
б) расстояние по вертикали от начального уровня ее отсчета до ВС;
в) расстояние по вертикали от максимального препятствия до ВС;
825. Относительная высота:
а) высота полета над условно выбранным уровнем (уровнем аэродрома, цели и др.);
б) высота полета над определённым уровнем (уровнем аэродрома, цели и др.);
в) высота полета над условно выбранным уровнем препятствия (уровнем аэродрома, цели и др.);
826. Абсолютная высота:
а) высота полета над земной (водной) поверхностью;
б) высота полета над препятствием;
в) высота полета над уровнем моря;
827. Высота эшелона:
а) высота, отсчитываемая от уровня, который соответствует атмосферному давлению 760 ммРт.ст., в предположении, что распределение температуры с высотой соответствует стандартным условиям;
б) высота, отсчитываемая от уровня, который соответствует атмосферному давлению 1050М , в предположении, что распределение температуры с высотой соответствует стандартным условиям;
в) высота, отсчитываемая от уровня моря, который соответствует атмосферному давлению 1050М по стандартному атмосферному давлению, в предположении, что распределение температуры с высотой соответствует стандартным условиям;
828. Истинная воздушная скорость:
а) это фактическая скорость, с которой ВС движется относительно воздушной среды с учётом ветра;
б) это фактическая скорость, с которой ВС движется относительно земной (водной) поверхностью;
в) это фактическая скорость, с которой ВС движется относительно воздушной среды;
829. Скорость по прибору:
а) скорость, которую показывает прибор, измеряющий воздушную скорость;
б) скорость, которую показывает прибор с учётом аэродинамической и барометрической поправки;
в) скорость, которую показывает прибор с учётом аэродинамической, барометрической и температурной поправки;
830. Курс ВС:
а) угол в горизонтальной плоскости между выбранным опорным направлением и проекцией на эту плоскость продольной оси ВС;
б) угол в горизонтальной плоскости между Северным направлением истинного меридиана и проекцией на эту плоскость продольной оси ВС;
в) угол в горизонтальной плоскости между выбранным опорным направлением и линией заданного пути ВС;
831. Угловые поправки отсчитываются от:
а) 0 до 360° в зависимости от курса ВС со знаком «плюс», против хода часовой стрелки — со знаком «минус»;
б) 0 до 180° по ходу часовой стрелки со знаком «плюс», против хода часовой стрелки — со знаком «минус»;
в) 0 до 160° по ходу часовой стрелки;
832. Скорость ветра V:
а) скорость горизонтального перемещения воздушных масс относительно земной поверхности;
б) скорость вертикального и горизонтального перемещения воздушных масс относительно земной поверхности;
в) скорость перемещения воздушных масс относительно земной (водной) поверхности;
833. Направление ветра δ:
а) угол в горизонтальной плоскости, заключенный между тем же опорным направлением, от которого измеряется курс, и вектором ветра;
б) угол в горизонтальной плоскости, заключенный между продольной осью ВС и вектором ветра;
в) угол в горизонтальной плоскости, заключенный между тем же опорным направлением, от которого измеряется курс, и вектором ветра отсчитываемым от 0 до 180 град.;
834. Путевая скорость W:
а) скорость перемещения ВС относительно земной поверхности;
б) приборная скорость с учётом скорости ветра;
в) истинная скорость с учётом скорости ветра, измеряемая в узлах, милях на километр, в километрах в час;
835. Угол сноса α:
а) угол, заключенный между векторами воздушной и путевой скоростью ветра;
б) угол, заключенный между векторами скорости ветра и путевой скоростей;
в) угол, заключенный между векторами воздушной и путевой скоростей;
836. Безопасная высота полета:
а) это минимальная высота, гарантирующая ВС от столкновения его с земной (водной) поверхностью и расположенными на ней препятствиями;
б) это минимальная высота, гарантирующая ВС выполнение посадки с учётом расположенными препятствиями на земле с учётом температурной, барометрической и аэродинамической поправок;
в) это минимальная высота, гарантирующая ВС от столкновения его с земной (водной) поверхностью с учётом рельефа местности;
1389. Угол между географическим и магнитным меридианами в точке земной поверхности, это
а) склонение;
б) уклонение;
в) магнитное склонение;
1390. В плоских прямоугольных координатах сетки UTM первая координата означает расстояние от:
а) нулевого меридиана;
б) ближайшего целого значения меридиана;
в) начала географической зоны;
1392. В случае потери ориентировки, найти свое местоположение на карте с использованием магнитного компаса, карты и линейки можно:
а) нельзя;
б) *с помощью азимутов на двух известных ориентиров;
в) с помощью солнца;
Восстановление ориентировки прокладкой взаимно пересекающихся линий положения самолета состоит в том, что место самолета определяется прокладкой на карте двух радиопеленгов от РНТ (радионавигационных точек) или прокладкой двух астрономических линий положения. Точка пересечения двух линий положения на карте даст место самолета.
«Воздушная навигация». Черный