Антидэвовская» надпись Ксеркса

(486-­465 гг. до н. э.)

­Найдена в 1935 г. в Персеполе. Рассказывает о борьбе Ахеменидов с местными культамн племен. Перевод В. И. Абаева.

Когда я стал царем, была среди стран, которые выше упоминаются, (такая, где было) волнение. Потом Ахура Мазда мне помог. По воле Ахура Мазды, эту страну я сокрушил и поставил ее на место, И среди этих стран была ­т­акая, где прежде дэвы почитались, Потом, по воле Ахура Мазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: «Дэвов не почитай». Так, где прежде поклонялись дэвам, там я совершил поклонение Ахура Мазде вместе с Артой в Бразмане (?).

И другое было, что делалось дурно, я сделал, чтобы было хорошо. Все, что я совершил, я совершил по воле Ахура Мазды, Ахура Мазда мне помог, пока я не выполнил дело.

Ты, который со временем подумаешь: «Чтобы мне быть счастливым при жизни и чтобы мне после смерти быть приобщенным к Apтe», следуй тому закону, который установлен Ахура Маздой, чти Ахура Мазду вместе с Артой в Бразмане, человек, который следует тому закону, который установлен Ахура Маздой, и чтит Ахура Мазду вместе с Артой, в Бразмане, он при жизни будет счастлив и по смерти приобщится к Арте. Говорит Ксеркс-царь: «Меня да хранит Ахура Мазда от (всякой) скверны, и мой дом, и эту страну. Об этом я прошу Ахура Мазду. Это мне Ахура Мазда подаст».

Надпись Артаксеркса ІІ

(405-­361 гг. до н. э.)

О сооружении дворца в Сузе

­Опубликована в 1929 г.

Я -­ Артаксеркс, царь великий, царь царей, царь провинций, царь этой земли, сын Дария-царя, Ахеменид.

Говорит Apтaкcepкc-­цapь: «По волe Ахура Мазды, я coopy­дил этот дворец (как) райскую обитель (?).

Ахура Мазда, Ананта и Митра меня да хранят от всякой скверны и то, что мною сделано.

КОММЕНТАРИИ

1 Ахура Мазда -­ «Владыка всеведущий», бог неба, света и добра. Eгo помощниками были Apтa -­ дух огня, лучшегo распорядка, правды, а также Вохумана -­ дух скота, благой мысли.

2 Cпитaмид Заратуштра ­- греч. Зороастр, сын Пурушаспы, потомок Спитамы, основатель зороастризма.

3 Aнгpa Манью -­ божество мрака и зла.

4 Керсаспа ­- один из мифических персонажей, сражавшийся с чудовищами (в средние века - Гершасп).

5 Трэтона (Траэтаона, Фраэтаона) ­- один из мифических персонажей, вошедший в гeроический эпос средних веков и последующеro времени под именем Феридун, богатырь, победитель дракона Дахаки.

6 Ажи-Дахака ­- мифическое чудовище (в средние века -­ Аждаха).

7 Арматай (Армаити) -­ «Благодетельная преданность» -­ дочь Мазды и cecтр­a Арты.

8 Виштаспа ­- царь (племе­ной вождь) из династии Кавайидов, первым признавший Заратуштру.

9 Фрашаоштра -­ один из первых последователей зороастризма, друг Заратуштры, впоследствии женившийся на eгo дочери.

10 Душа быка -­ благое существо, покровительствуемое Ахура Маздой, олицетворение животворной, необходимой человеку силы. Представление о Душе быка восходит к тотемистическим верованиям. Оно связано с необходимостью прекратить жертвоприношения в виде poгaтoro скота, от чеrо нищали иранские племена.

11 Эшма -­ божество зла и rрабежа. сподвижник Друджа ­ божества, стоявшеrо во главе «троицы» зла; демон лжи, Ложь.

12 Друдж ­- Ложь, демон лжи.

13 Mантpa (Мантра Спейта) ­- воздействующее, благoe слово (позже ­- святое), речеиное Ахура Маздоil.

14 Дэвы ­- божества, объявленные злыми после утверждения зороастризма в качестве гoсударственной религии.

15 Ворукаша ­- озеро или море у подножия священиой гopы Хукарья, считавшейся обителью божеств.

16 Кишвар ­- область земли, которую делили на семь областей -­ кишваров.

17 Хома (Хаома) - ­священное растение, сок eгo; в то же время и дух растения, игравшеrо большую роль в ритуале древнеиранской религии.

16 Заотра -­ обрядовый, священный сок.

19 Пэри ­- мифологическое существо женскоrо рода, скорее недоброе, чем благое.

20 Кавийские властители ­- представители легендарной династии приверженцев Добра.

21 Карапанские властители ­- противостоящие кавийским и, соответственно, - злые.

22 Арйана Вэджа («Арийский простор») -­ прародина иранцев, первая из созданных Ахурой стран.

23 Даитйа - мифическая река, расположенная предположительно в области Хорезма или бассейнов Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.

24 Барсман -­ ветви, употребляемые с обрядовой целью.

25 Хошйангха (Хаошйанrха) Парадата -­ один из мифических царей-первозаконников.

26 Хара -­ священная гopa, обитель боrов.

27 Мазанские дэвы - злые демоны прикаспийской области Мазандарана.

28 Варна ­- четырнадцатая страна из созданных Ахурой, имеющая четырехугольную форму, являющаяся родиной Трэтоны.

29 Йима -­ герой архаическоrо мифа о потопе и др. В средние века ­- Джамшид.

30 Баврай -­ мифическая страна зла (по некоторым предположениям, Вавилон в представлении иранцев).

31 Атвйа ­- согласно зороастрийской традиции, второй человек, выжимавший сок священногo растения хомы (хаомы).

32 Трэтона (Траэтаона, Фраэтаона) ­- см. примечание 5.

33 Варна ­- см. примечание 28. .

34 Керсаспа ­- второй сын Триты, третьим выжимавший сок хомы.

35 Пишина -­ мифическое озеро.

36 Гандарва (гандхарва) -­ демон с золотыми пятками.

37 Туранец -­ представитель племен, совершавших набеги на иранские земледельческие районы и за это осуждаемых зороастрийцами.

38 Франграсйан -­ вождь туранцев, в средние века eгo имя выступает в форме «Афрасьяб».

39 Хварно -­ божественное сияние, нимб, олицетворение удачи, счастья, позднее ­ власти; материализованный знак ее законности (в средние века ­– фарр)­.

40 Арийские страны ­ прародина иранцев.

41 Кавай Усан -­ один из Кавайидов, правителей этоrо рода (в средние века -­ кейанидов).

42 Эрзифйа -­ мифическая гopa.

43 Хосрава (Кавай Хосрава, Кавай Хусрава) - кавайид, убивший Франграсьяна из мести за убийство cвoeгo сына.

44 Чечаста - мифическое озеро.

45 Туса -­ иранский богатырь цapcкoro рода.

46 Вэсака -­ туранский богатырь.

47 Хшатросука -­ мифический горный проход.

48 Кангха -­ название страны (предположительно -­ Хорезма).

49 Паурва ­- герой полумифа-полусказки, претерпевающий волшебные превращения.

50 Джамаспа -­ один из ранних последователей Заратуштры.

51 Ашавазда и Трита ­- легендарные богатыри, сражавшиеся с туранцами.

52 Апам Напат -­ божество Воды, достающее хварно со дна священноro озера для «благих» богатырей.

53 Данавы - отпрыски Асанбана ­- Кара, Вара, Дурэкэта ­- туранские богатыри, с которыми сражались Ашавазда и Трита.

54 Вистарав Нотарид -­ иранский богатырь, сражавшийся за Кавайидов.

55 Витанаухаити ­- наз­ание реки.

56 Йоишта из дома Фрйанов -­ герой полумифа-полусказки, в которой он разгадывает 99 загадок колдуна Ахтйа (сюжет обычно сравнивают с гpeческим сказанием об Эдипе и Сфинксе).

57 Рангха -­ название мифическоrо острова.

58 Ратава ­- добрый человек, добрый житель телесного мира.

59 Артны, Вавжаки, Варнавы, Варнававиши ­- злые духи пресмыкаюшейся нечисти.

60 Шестьсот и тысяча -­ иносказательно ­- очень мнoгo.

61 Хвовы -­ иранские богатыри из окружения Кавайидов.

62 Море Фразданав ­- море, фигурирующее в мифологии иранцев.

63,64,65 Тантрйавант, Пешана, Арджатаспа (Арджадаспа) -­ туранские богатыри - служители Друджа.

66 Зариварай ­- иранский боrатырь, предводитель войск Виштаспы (в раннем средневековье ­- Зарер, позже -­ Зарир).

67 Хумайака -­ боrатырь туранцев, приспешник Арджадаспы.

68 Заотар -­ жрец.

69 Конкретность этоrо описания заставила исследователей предположить, что сушествовал­а статуя богини, облаченная в дорогие одежды и украшенная драгоценностями.

70 Правый и левый ­- оба фланга (крыла) войска.

71 Рашну -­ божество законности, справедливости.

72 Сроша (Сраоша) -­ благовестник.

73 Вертрагна (Веретрагно) -­ божество битвы.

Наши рекомендации