График проведения контрольных, практических, проектных работ
Рабочая программа по географии
Класс
год разработки – 2016
Программу составила:
Богатырева Галина Николаевна,
учитель географии
первой квалификационной категории
Аннотация к рабочей программе по предмету: география
Название курса | география |
Программа | Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, М: «Просвещение», 2013 год |
Учебник | География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда) |
Класс | |
Количество часов | |
Составитель | Богатырева Галина Николаевна, учитель географии первой квалификационной категории |
Цель курса: | формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД), организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве |
Структура курса | Раздел 1.Развитие географических знаний о Земле(5ч) Раздел2.Планета Земля (4ч) Раздел 3. План и карта (10ч) Раздел 4. Человек на Земле (4ч) Раздел 5.Литосфера - твердая оболочка Земли(12ч) |
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
- основные источники географической информации,
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
- различия между планом местности, картой, глобусом,
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте
мира, глобусу географические объекты,
- обозначать и надписывать их на контурной карте,
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами,
личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Предметные результаты:
- первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
- основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
- практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
-начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Содержание курса
ГЕОГРАФИЯ 5 класс (35 ч)
Темы уроков | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Развитие географических знаний о Земле(5ч) | ||
1.Зачем нам география и как мы будем ее изучать | Знакомство обучающихся с новым предметом- географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомствос УМК. Ресурсы урока: Учебник, параграф№1стр.4-8; Атлас; Контурные карты; Тетрадь-тренажёр, с.4-6 | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» Познакомиться с текстом учебника внетекстовыми компонентами учебника. атласа ,тренажера. Выяснить особенности построения разделов и параграфов |
2.Как люди открывали Землю (1) | Выяснить, как изменились представления людей об облики Земли Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников. Ресурсы урока: Учебник ,параграф №2 стр10-12.Тренажер с .7,№1-3 | Выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоении Земли Высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. |
3.Как люди открывали Землю(2) | Выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду. Раскрытьзначение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса. Ресурсы урока : Учебник параграф №3 с.13-15 Тетрадь- тренажер с.8 3 №5-8 | Выяснитьматериков Австралия и Антарктида. Установить значимость открытий русских путешественников и землепроходцев, а также подвига покорителей Северного полюса. Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. |
4.География сегодня | Выяснить, как и какими способами изучают Землю. Выяснить значение географии для практической деятельности человека Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли Ресурсы урока: Учебник, параграф№ 4с. 16-18; Тетрадь-тренажёр с.9-10 №9-1 | Находитьна иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. |
5. Обобще-ние по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Обобщитьзнания учащихся по теме «Развитие географических знаний» -Выдающиеся географические исследования открытия и путешествия. Возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя): - подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведем итоги» | Выполнениезаданий в тетради - тренажере. |
Планета Земля (4ч) | ||
6. Мы во Вселенной | Обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве солнечной системы. На основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света. Доказать, что Земля – одна из планет солнечной системы. Ресурсы урока: Учебник параграф№5 с.20-21 с.; Тетрадь-тренажёр, с.,11 №1-5 | Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Понимать,что Земля – часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам |
7. Движение Земли | Объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси», « Следствия вращения Земли вокруг Солнца» Ресурсы урока: Учебник параграф №6 с.22-24.Тетрадь-тренажер с.12 №6-12 | Составлять и анализировать таблицы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси» и «Следствия вращения земли вокруг Солнца» Объяснитьсмену времен года Понимать значение движения земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» |
8. Солнеч-ный свет на Земле | Выяснить, какие явления происходят на земле во время движения по орбите. Раскрыть,как распределяются свет и тепло Солнца на поверхности Земли. Ресурсы урока: Учебник, параграф №7с. 25-28 тетрадь-тренажёр, с.13-14 №13—15. | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности распространения света и тепла на Земле. Выделяют пояса освещенность на Земле Выясняют продолжительность дня и ночи на разных широтах. Выявляют как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни людей и планеты в целом. |
9. Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Обобщениезнаний учащихся по теме «Земля – планета Солнечной системы». -Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. | -Выполнениевариантов контрольной работы в тетради –тренажере. |
План и карта (10ч) | ||
10. Ориентирование на местности | Показатьзначение умения ориентироваться на местности Раскрыть роль плана местности Формировать умение определять по азимуту Раскрытьроль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве Ресурсы урока: Учебник, параграф №8 с.30-32.Тетрадь-тренажёр, с.16 №1-4 | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравниватьпланы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты Определять по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу по Полярной звезде «живым ориентирам» Определять азимут ,углы с помощью транспортира Знатьособенности плана местности |
11.Земная поверхность на плане и карте (1) | Показать значение условных знаков -Сформировать знание о масштабе и его видах Познакомить с видами изображения неровностей на плане местности Формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков Ресурсы урока: Учебник, параграф №9 с.33-35. тетрадь-тренажер с.16 №5-14 | Определятьобъекты местности на плане с помощью условных знаков Определять виды масштаба Учиться читать топографическую карту Понимать значения плана местности для умения ориентироваться в пространстве Решатьпрактические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов |
12. Земная поверхность на плане и карте (2) | Выяснить как на плане и карте изображают неровности земной поверхности Раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота» Определять относительную и абсолютную высоту Ресурсы урока: Учебник, параграф 10 с. 36-37тетрадь-тренажёр, с. 19-22 № 15- 22 | Определятьотносительную и абсолютную высоты по плану Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности |
13.Практическая работа №1 «Построение плана местности» | Определять стороны горизонта по Солнцу и звездам, ориентироваться на местности Составлять и читать план местности. «Ресурсы урока: Учебник, с. 38-39;Тетрадь- тренажер с .23 № 23-24 | Определять направление по компасу, «Полярной звезде», «живым ориентирам» Определять на плане расстояния между объектами Ориентироваться на местности Использоватьоборудование для глазомерной съемки Составлять простейший план местности |
14.Географическая карта | Сформировать понятие «географическая карта», «глобус» Определитьсвойства географической карты Показать различие карт по масштабам Выявитьотличие географической карты от плана местности Показатьроль географических карт как источников информации Ресурсы урока: учебник параграф 12 ответить на вопросы 2-7выполнить задание 1 .8-11 | Определять роль географической карты как источника информации Выявить основы карты Уметьразличать карты по масштабу Оценить значение географической карты как достижения науки и культуры Осознать необходимость понимания и чтения карты |
15. Градусная сетка | Сформироватьпонятие «экватор», «параллель» «меридиан» «»градусная сетка» Сформировать умение определять направление по карте и глобусу Раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направления и измерять расстояние по глобусу и карте Ресурсы урока: учебник, параграф13 ответить на вопросы 2-9 тренажер 1,10,11 | Определять направления по параллелям и меридианам на карте и глобусе Раскрыть значения градусной сетки для ориентирования по карте |
16. Географические координаты (1) | Показать значение знаний о географических координатах и умение их определять Сформировать умение определять географическую широту Ресурсы урока:учебник,параграф14 ответить на вопросы 1-5, тетрадь-тренажер, задание 6 | Определять географическую широту Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей |
17. Географические координаты(2) | Сформировать умение определять географическую долготу Дать представление о часовых поясах Ресурсы урока: учебник, параграф15 ответить на вопросы 1-4.тетрадь тренажер 5-12.составить маршрут путешествия по карте. Определить координаты точек, в которых вы сделали остановки. | Определятьгеографическую долготу Определятьчасовые пояса. |
18. Учимся с «Полярной звездой»-2. Работа с картой. | Сравниватьплан местности и карту Составлятьописание маршрута Создатьпроект Ресурсы урока: учебник, параграф 16 | Сравниватьплан местности и карту Составлятьописание маршрута по топографической карте Создатьпроект освоения земельного участка |
19. Контрольная работа по теме «План и карта» | Контроль и обобщениезнаний и умений по теме | |
Человек на Земле (4ч) | ||
20. Как люди заселяли Землю | Сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли Выяснить, как возникло земледелие и животноводство, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды. Ресурсы, урока: учебник, параграф17,ответить на вопросы 1-6 тетрадь тренажер задания 7-8 | Анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле |
21. Расы и народы. | Сформировать представление о расах и многообразии народов на планете ,их внешних отличиях, а так же о численности населения Земли, причинах, влияющих на ее изменения, о государствах и крупнейших городах мира, о плотности населения мира. Ресурсы урока: учебник, параграф18.ответить на вопросы 2-5 Тетрадь- тренажер 1.6-9 | Выявлять внешние признаки людей различных рас Определять плотность населения на различных территориях Анализировать карту « Плотность населения мира» Показывать на карте государства и крупные города Анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас Определять наиболее и наименее заселенные территории Выделятьсамые крупные по площади государства на Земле |
22 Практи-ческая работа№3 «Сравнение стран мира по полити-ческой карте» | Проводитьсравнение стран мира на политической карте по величине территории расположению, Систематизировать изучаемую информацию Составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы Ресурсы урока: учебник, параграф 19 | Сравнение стран мира на политической карте Определять страны мира по описанию Создание проектного продукта в форме открытки другу |
23.Обобщение по теме «Человек на Земле» | Обобщить знания учащихся по теме « Человек на Земле» характеризуя: Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Географические особенности размещения населения. неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. | Выполнение вариантов контрольной работы в тетради –тренажере. |
Литосфера - твердая оболочка Земли(12ч) | ||
24. Земная кора - верхняя часть литосферы. | Познакомитьучащихся с оболочкой Земли - литосферой Сформироватьпредставление о внешних и внутренних силах Земли, о внутреннем строении. Начать формировать представление о литосферных плитах Ресурсы урока: учебник параграф 20 ответить на вопросы 2-8 ,выполнить задания 1.3 ,10 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Показатьзначение постоянного изменения природ ы Земли под действием внешних и внутренних сил. Доказать,что наблюдения исследования - важный путь познания сложных природных процессов. |
25. Горные породы, минералы и полезные ископаемые | Сформироватьпредставление о минералах и горных породах Раскрытьособенности происхождения горных пород Начать формирование умения различать горные породы и минералы по внешним признакам Сформировать понятие «полезные ископаемые» Ресурсы урока: учебник параграф 21,ответить на вопросы1-7,выполнить задания 8-10 | Классифицировать горные породы . Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции Сравнивать свойства горных пород различного происхождения Понять отличие горных пород от минералов |
26. Движения Земной коры(1) | Сформироватьпредставление о движении земной коры, о землетрясениях и закономерностях их распространения Ресурсы урока параграф 22.ответить на вопросы 3-7.выполнить задание 1,2,9,10. | Выявлять закономерности распространения землетрясений Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли Наноситьна контурную карту районы землетрясений |
27.Движения земной коры. Вулканизм.(2) | Сформироватьпонятие «вулкан» Выявитьзакономерности распространения вулканизма Нанести на контурную карту районы вулканизма Объяснитьнеобходимость обеспечения безопасности населения Ресурсы урока: параграф23.ответить на вопросы 2-4,выполнить задания 1,5-7,задания 9и 10 по выбору. | Выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма Устанавливатьс помощью контурных карт районы вулканизма Наносить на контурную карту вулканы |
28.Рельеф Земли. Равнины | Сформироватьобщее представление о рельефе и формах рельефа Объяснитьпонятие «равнина», дать представление о об изменении равнин во времени Классифицироватьравнины по высоте Развитьумение давать описание равнины по плану Создаватьобраз равнин с помощью различных средств наглядности Ресурсы урока: параграф24 ,ответить на вопросы2-5.выполнить задания 1.6.7 | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Описывать равнину по плану. Представлять информацию в письменной форме в виде плана - конспекта |
29. Рельеф Земли. Горы | Сформировать понятие «горы» Выяснить различие гор по высоте, возрасту размеру Сформировать представления об условиях _жизни человека в горах. Объяснить причины изменение гор во времени. ,а так же изменение гор под воздействием воды, ветра. живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Различать менее крупные формы рельефа в горах Познакомить с опасными природными явлениями их предупреждение. Описание гор по карте. Ресурсы урока :параграф25.ответить на вопросы2-8,выполнить задания 1,9,задания 10,11 – по выбору | Определятьпо географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Сравнивать по плану горные системы мира Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности по плану |
30-31. Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте | Включитьучащихся в проектную деятельность Разработатьна основе проектного задания туристический маршрут «Скульптурный портрет Земли» Ресурсы урока: учебник, параграф 26 | Находитьгеографические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров(рек. гор и т. д) Находитьположение географических объектов на контурной карте и наносит их на нее. Выполнять проектное задание в сотрудничестве Представлятьпрезентацию своего проекта |
32. Литосфера и человек | Показатьзначение литосферы для человека. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на литосферу Раскрытьзначение охраны литосферы Ресурсы урока: параграф 27,отвечать на вопросы1-5 .выполнить задания 6,7 | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. |
33. Обобщение по теме «Литосфера- твердая оболочка Земли» | Обобщить знания учащихся по теме « литосфера – твердая оболочка Земли» Земная кора и литосфера. Состав и строение. Земная поверхность суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые. Воздействие человека на литосферу | Объяснят понятия « Литосфера» «Полезные ископаемые, «Вулкан». «Равнины» , «Горы» Классифицируют горные породы и формы рельефа Опишут по плану равнины и горы Определят местонахождения крупных форм рельефа на географической карте Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. |
34.Итоговая контрольная работа | Выявить уровень усвоения программного материала по теме « литосфера – твердая оболочка Земли» Земная кора и литосфера. Состав и строение. Земная поверхность суши и дна Мирового океана. Полезные ископаемые | выполнение вариантов контрольной работы в тетради -тренажере |
35. Анализ итоговой контрольной работы. |
Изменения в рабочей программе по отношению к авторской внесены в практический блок: добавлены практические работы в количестве четырех (из резервных часов авторской программы), что позволит повысить качество образования по курсу географии и достигнуть более высокого уровня развития метапредметных умений учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел и темы | Количество часов | Количество практикумов | Количество контрольных работ | |
Оценочные | б/оценочные | ||||
Развитие географических знаний о Земле | - | - | |||
Планета Земля | - | ||||
План и карта | |||||
Человек на Земле | |||||
Литосфера - твердая оболочка Земли | |||||
Всего: |
График проведения контрольных, практических, проектных работ
№ п/п | Дата | Вид работы | Тема |
1. | Контрольная работа | Входная | |
2. | Практическая работа | Ориентирование на местности | |
3. | Практическая работа | Построение плана местности | |
4. | Практическая работа | Работа с картой. | |
5. | Контрольная работа | План и карта | |
6. | Практическая работа | Сравнение стран мира по политической карте | |
Практическая работа | Скульптурный портрет Земли | ||
7. | Контрольная работа | Итоговая за курс 5 класса |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые личностные результаты | Планируемые предметные результаты | |||||||||||||||
Развитие географических знаний о Земле(5ч) | ||||||||||||||||||||||
1. | Зачем нам география и как мы будем ее изучать. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным пособием. | Первичные представления о географической науке, ее роли в освоении планеты | ||||||||||||||||||
2. | Как люди открывали Землю (1) | Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, развитие коммуникативной компетенции | Определять значение гео. знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Открытия эпохи Великих географических открытий | ||||||||||||||||||
Входная Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||
4. | Как люди открывали Землю(2) | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний | Формирование целостного мировоззрения | Выявлять изменения гео. представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. | ||||||||||||||||||
5. | География сегодня | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие гео. науки. Современные географические открытия | ||||||||||||||||||
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4ч) | ||||||||||||||||||||||
Мы во Вселенной | Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия | Формирование ответственного отношения к учению , готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | Знать как устроена Солнечная система, наша планета Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | |||||||||||||||||||
Движение Земли | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Знать причины и следствия движения Земли вокруг оси и Солнца | |||||||||||||||||||
Солнечный свет на Земле | Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, выполнять практические задания Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира Формирование познавательной культуры, развитие эстетического сознания | Выявлять зависимость продолжи-тельности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. | |||||||||||||||||||
Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Систематизировать знания и умения по теме | |||||||||||||||||||||
План и карта (10ч) | ||||||||||||||||||||||
Ориентирование на местности | Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием | Формирование коммуникативной компетенции в учебно-исследовательской деятельности | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. | |||||||||||||||||||
Земная поверхность на плане и карте (1) | Развитие познавательных интересов, формирование умений классифицировать материал, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и деятельность с учителем | Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба. Определять направления, измерять расстояния на местности и плане. | |||||||||||||||||||
Земная поверхность на плане и карте (2) | Формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи | Овладение географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения | Знать способы изображения неровностей поверхности на плане и карте, уметь читать карту | |||||||||||||||||||
Практическая работа №1 «Построение плана местности» | Формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты | Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях | Составлять и читать простейший план местности. | |||||||||||||||||||
Географическая карта | Формирование познавательной культуры, развитие навыков работы с учебными пособиями | Развитие навыков практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях | Сравнивать планы местности и гео.карты. Определять направление на глобусе. Выделять основные свойства карт. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. | |||||||||||||||||||
Градусная сетка | Формирование познавательной и информационной культуры, способности к самостоятель-ному приобретению новых знаний и умений | Осознание ценности географических знаний в современном мире | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте. | |||||||||||||||||||
Географические координаты (1) | Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты | Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях | Определять географические координаты объектов на карте. | |||||||||||||||||||
Географические координаты (2) | Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, выполнять познавательные задачи | Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения | ||||||||||||||||||||
Учимся с «Полярной звездой»-2. Работа с картой. | Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания | Воспитание любви и уважения к своей Родине, формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню науки | Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности. Находить объект на карте по его координатам. | |||||||||||||||||||
Контрольная работа по теме «План и карта» | ||||||||||||||||||||||
Человек на Земле (4ч) | ||||||||||||||||||||||
Как люди заселяли Землю | Формирование умений ставить вопросы, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. | |||||||||||||||||||
Расы и народы. | Формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников | Воспитание толерантности как нормы доброжелательного отношения к истории, религии, языку народов мира | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. | |||||||||||||||||||
Практическая работа «Сравнение стран мира по политической карте» | Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы | Воспитание толерантности как нормы доброжелательного отношения к культуре, традициям, ценностям народов мира | Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине, расположению. Систематизировать новую информацию | |||||||||||||||||||
Обобщение по теме «Человек на Земле» | ||||||||||||||||||||||
Литосфера - твердая оболочка Земли (10ч) | ||||||||||||||||||||||
Земная кора - верхняя часть литосферы. | Формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал | Осознание географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | |||||||||||||||||||
Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, умение работать в группе, самостоятельно оценивать свои действия | Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. | |||||||||||||||||||
Движения Земной коры(1) | Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования, решать проблемы | Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма. | |||||||||||||||||||
Движения земной коры. Вулканизм.(2) | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы | Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | ||||||||||||||||||||
Рельеф Земли. Равнины | Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать 1причинно-следственные связи, формулировать выводы | Формирование познавательной и информационной культуры, осознание значимости географических знаний | Определять по гео. картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их гео. положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта. | |||||||||||||||||||
Рельеф Земли. Горы | Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы | Осознание значимости географических знаний, умение применить их на практике | Определять по гео. картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их гео. положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности. | |||||||||||||||||||
30-31 | Практическая работа №3 «Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте | Формирование умения самостоятельно оценивать свои действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности | Осознание значимости географических знаний, умение применить их в различных жизненных ситуациях | Находить гео. объекты на карте в атласе и с помощью гео. координат и основных ориентиров (рек, озер, гор и т. д.). находить положение гео. объектов на к/к и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | ||||||||||||||||||
Литосфера и человек | Формирование умения на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования | Формирование основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | |||||||||||||||||||
Обобщение по теме «Литосфера- твердая оболочка Земли» | Объяснят понятия « Литосфера» «Полезные ископаемые, «Вулкан». «Равнины» , «Горы» Классифицируют горные породы и формы рельефа Опишут по плану равнины и горы Определят местонахождения крупных форм рельефа на географической карте Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | |||||||||||||||||||||
Итоговая Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||
Анализ контрольной работы | ||||||||||||||||||||||
| |||
| |||