Александр Витальевич Пизов 2 страница. · В чем выразилось сокращение числа ступеней шкал, характеризующих картографируемые объекты (города
· В чем выразилось сокращение числа ступеней шкал, характеризующих картографируемые объекты (города, рельеф)?
· В чем выразилось обобщение рисунка картографируемых объектов: изображение береговой линии (например, побережье п-ова Таймыр); изображение рек (например, Волги и ее притоков)?
· С чем связана различная степень генерализации (обобщения) объектов на этих картах?
· Какие объекты изображаются на физико-географических картах вне масштаба?
54. Охарактеризуйте основные свойства глобуса, отвечая на следующие вопросы:
a. Что такое глобус?
b. Как на глобусе изображаются полюсы, экватор, параллели и меридианы?
c. По всей ли поверхности глобуса сохраняется подписанный на нем масштаб?
d. Имеются ли на глобусе искажения углов и форм объектов?
e. Можно ли, пользуясь глобусом, сравнивать площади объектов, расположенных в различных частях земного шара?
55. Дайте определения глобуса и географической карты. Сравните основные свойства глобуса и карты.
56. Какие общие свойства имеются у плана и карты?
57. В чем состоят основные отличия плана и карты? С чем они связаны?
58. Разделите страницу тетради вдоль пополам: слева напишите основные свойства плана, справа – основные свойства карты. Свойства плана и карты размещайте симметрично, чтобы отчетливо были видны сходство и различия между картой и планом.
59. Обобщая знания о карте, ответьте на такие вопросы:
· Какие свойства природных объектов и явлений можно передать на физической карте?
· Какие знания, умения и навыки можно сформировать у младших школьников в процессе работы с картой?
60. Прочитайте книгу А. М. Куприна «Занимательно об ориентировании» (М. : Просвещение, 1986). Напишите отзыв на эту книгу. Понравилась ли вам она? Что нового вы узнали об ориентировании по карте, звездам, часам? Какая глава показалась наиболее интересной? О чем захотелось рассказать детям на уроке или во время внеклассной беседы?
61. Прочитайте книгу А. Л. Шейнина «Повесть о карте» (М.: Детская литература, 1976). Напишите отзыв на эту книгу. Понравилась ли вам она? Что нового вы узнали об истории картографии, о том, как создаются и используются карты? О чем захотелось рассказать ученикам на уроке или во время внеклассной беседы?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
Найдите правильное продолжение начатых фраз.
Вариант I
1. Географическая широта г. Свердловска...
а) 63° с. ш.;
б) 57° с. ш.
2. Если "магнитный азимут 35°, а магнитное склонение +5°, то географический азимут будет...
а) 40
б) 30°.
3. Все меридианы равны и параллельны в
а) цилиндрической проекции;
б) азимутальной проекции.
Вариант II
1. Географическая долгота г. Лиссабона...
а) 12° з. д.;
б) 8˚ з д.
2. Если географический азимут 45°, а магнитное склонение +5°, то магнитный азимут будет...
а) 50˚;
б) 40°.
3. Учебные карты России чаще всего составляются
в проекции...
а) азимутальной;
б) конической.
Ответы к тестовым заданиям:
Вариант 1. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а.
Вариант 2. 1б, 2а, 3а, 4б, 5б.
Практическая работа по «Естествознанию
(Модуль: «Общее землеведение»)»
Занятие № 4 (4 часа).
Тема № 1. МИНЕРАЛЫ.
Оборудование: рабочая коллекция минералов; шкала Мооса, неглазурованные фарфоровые пластинки, флаконы с соляной кислотой, молотки, компасы, иглы, кусочки стекла, определители минералов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
1. Что называется минералом?
2. Физические свойства минералов.
3. Разновидности неметаллического блеска,
4. Как определить твердость минералов?
5. Перечислите виды спайности минералов.
6. Как определить цвет черты минералов?
7. Перечислите виды излома минералов.
8. Назовите классы минералов,
9. На какие физические свойства в первую очередь обращают внимание при определении минералов?
Методические рекомендации
(по К.К. Кудло, Минск, 1985)
Минералы – самородные элементы или соединения нескольких химических элементов, образующиеся в результате сложных физико- химических процессов, которые происходят в земной коре или на ее поверхности.
Физические свойства минералов – это их внешние признаки, которые можно определить визуально. К ним относятся: твердость, спайность, излом, цвет, блеск, прозрачность, плотность, магнитность, горючесть, запах, вкус.
Твердость минерала определяют следующим образом. На поверхности исследуемого минерала выбирают гладкую площадку и под острым углом проводят по ней с нажимом минералом, взятым из шкалы Мооса. Если на поверхности испытуемого минерала остаётся царапина, то его твёрдость меньше, чем у эталонного минерала. Используя последовательно эталонные минералы от самого мягкого до наиболее твердого, добиваются такого положения, когда испытуемый минерал располагается по твердости между двумя эталонными или царапается эталонным и сам царапает его. В первом случае твердость исследуемого образца оценивают средней величиной, во втором – она равна твердости эталонного. При отсутствии шкалы Мооса твердость минералов можно определить другими способами. Твердость графита мягкого карандаша около 1. Минералы с такой твердостью пишут на бумаге, не оставляя на ней царапины. Минералы, с твердостью до 2 царапаются ногтем, твердость медной монеты 3–4, железного гвоздя – 4, стекла – 5, иглы – 6. Кварц, имеющий твердость 7, распространен в природе. Минералы с твердостью большей, чем у кварца, встречаются относительно редко.
Чтобы определить твердость минерала, представляющего собой порошкообразный или землистый агрегат, необходимо потереть этим порошком эталонный образец. Если последний покроется царапинами, то его твердость меньше, чем исследуемого образца.
Таблица № 1
Шкала МООСА
Минерал | Твёрдость |
Тальк | |
Гипс | |
Кальцит | |
Флюорит | |
Апатит | |
Ортоклаз | |
Кварц | |
Топаз | |
Корунд | |
Алмаз |
Спайность – способность минерала раскалываться с образованием ровных блестящих поверхностей в тех или иных направлениях, где силы сцепления между частицами наименьшие. Существует 5 степеней спайности (табл.).
Таблица № 2
Спайность минералов
Степень спайности | Признаки | Пример |
Весьма совершенная | Минерал легко расщепляется пальцами на отдельные пластинки с ровными, блестящими поверхностями | Слюда, гипс |
Совершенная | При ударе молотком минерал легко раскалывается по параллельным плоскостям | Кальцит, галит |
Средняя | При расколе образуется примерно одинаковое количество ровных и неровных поверхностей | Полевые шпаты, роговая обманка |
Несовершенная | Поверхности раскола в большинстве неровные, сколы по спайности единичны | Апатит, берилл |
Весьма несовершенная | Поверхности раскола всегда неровные | Кварц |
Необходимо различать плоскости спайности и ровные поверхности граней кристаллов. Например, минерал кварц спайности не имеет, но его кристаллы ограничены несколькими ровными поверхностями (гранями). Плоскости спайности обладают более сильным блеском, чем грани кристаллов. В направлении спайности образуется несколько параллельных плоскостей, а грань кристалла одна.
Под изломом подразумеваются неспайные поверхности раскола минералов. Различают следующие виды излома: раковистый (поверхность раскола сходна с внутренней поверхностью раковины), занозистый (поверхность раскола покрыта мелкими занозами), землистый (поверхность матовая, шероховатая), зернистый (поверхность раскола имеет зернистый характер).
Цвет минерала – первое, что бросается в глаза при определении минерала. Он зависит как от внутреннего строения минерала, так и наличия в нем небольшого количества какого-либо элемента (хромофора). Поэтому один и тот же минерал в куске может иметь различный цвет.
Цвет минерала в порошке (черта на неглазурованной фарфоровой пластинке) всегда постоянный. При описании физических свойств минерала надо указывать цвет его в куске и в порошке (цвет черты).
Блеск обусловлен способностью минералов отражать свет. Основные виды блеска: металлический, неметаллический и матовый. Металлический блеск имеют минералы, поверхность которых в отраженном свете напоминает блеск поверхности металла. Таких минералов немного, это в основном руды металлов. Примерно 70 % минералов обладают неметаллическим блеском (табл.). Минералы с матовым блеском не только отражают, но и сильно рассеивают свет. Матовый блеск характерен для фосфорита, каолинита и некоторых других минералов.
Прозрачность – способность минералов пропускать свет. По этому признаку минералы подразделяют на непрозрачные, полупрозрачные, прозрачные.
Плотность минералов на лабораторных занятиях определяют приблизительно. Минералы делятся на легкие (до 2,5), средние (2,5–4), тяжелые (более 4). Легкие минералы – кварц, слюда, полевые шпаты, средние – кальцит, роговая обманка, биотит, малахит и др.; тяжелые – золото, серебро, галенит, магнетит и др.
Многие минералы обладают магнитностью. Сильномагнитные минералы (магнетит, пирротин) отклоняют магнитную стрелку, среднемагнитные (биотит, роговая обманка и др.) притягиваются электромагнитом.
Таблица № 3
Разновидности неметаллического блеска минералов
Вид блеска | Характерные признаки | Пример |
Алмазный | Наиболее сильный; сильнее, чем у стекла | Алмаз, сфалерит |
Стеклянный | Напоминает блеск полированного стекла | Кварц, галит |
Жирный | Как бы покрыт тонкой пленкой жира или смочен водой. Наблюдается на поверхностях, характеризующихся мельчайшими неровностями | Нефелин, сера |
Перламутровый | На поверхности радужные переливы за счет тонких внутренних трещин | Тальк |
Шелковистый | Напоминает блеск льняных ниток, характерен для минералов волокнистого строения | Гипс-селенит, асбест |
Полуметаллический | Поверхность напоминает потускневший металл | Графит, гематит |
Запах минералов проявляется во время трения, горения. При трении двух кусков фосфорита появляется запах жженой кости. Если ударить по пириту, ощущается запах сернистого газа. Вкус характерен только для некоторых минералов, хорошо растворимых в воде. Соленый вкус имеет галит, горько-соленый – сильвин, мирабилит.
Классифицируются минералы по разным признакам: происхождению, химическому составу, применению в народном хозяйстве. Наиболее распространена классификация, основанная на химическом составе (табл.). Согласно ей, минералы делят на следующие классы: самородные элементы, сульфиды, оксиды и гидроксиды, галогениды, карбонаты, сульфаты, фосфаты, силикаты.
Определение минералов осуществляют с помощью определителя по данным описания их физических свойств. Прежде всего обращают внимание на твердость минералов, потом на блеск. На основе твердости и блеска находят положение минерала в таблице среди других минералов с близкими физическими свойствами. Для дальнейшей индивидуализации минералов используют их другие физические свойства – цвет, цвет черты, спайность, излом и др.
Таблица № 4
Характеристика главнейших классов минералов
(по Б. Н. Гурскому, К. К. Кудло, 1978)
Класс | Особенности химического состава | Представители | Содержание в земной коре, % | Важнейшие физические свойства |
Самородные элементы | Металлы и неметаллы, встречающиеся в свободном виде | Золото, платина, серебро, графит, сера, алмаз, реже медь, железо, свинец, цинк, ртуть; всего более 30 минералов | 0,1 | В большинстве случаев металлический блеск, невысокая твердость, большая плотность, спайность отсутствует |
Сульфиды | Сернистые, селенистые, мышьяковистые, сурьмянистые соединения | Пирит, халькопирит, галенит, сфалерит, молибденит, киноварь, пирротин, арсенопи-рит; всего более 250 минералов | 0,15 | Металлический блеск, цвет часто желтый и черный, большая плотность, твердость в основном не выше 4 |
Оксиды и гидроксиды | В основном оксиды кремния и железа. Всего в свободном виде оксидов встречается около 40 элементов. | Кварц, халцедон, опал, магнетит, гематит, лимонит, корунд, пиролюзит, ильменит; всего более 150 минералов | 0,17, в том числе оксиды кремния-12, оксиды и гидроксиды железа-3,9 | Оксиды кремния: высокая твёрдость, отсутствие спайности, стеклянный блеск, черта бесцветная. Оксиды железа: большая плотность, часто магнитность, металлический блеск, чёрная, бурая или вишнёво-красная черта |
Галогениды | Соли галоидоводородных кислот | Галит, сильвин, карналлит, флюорит; всего около; 120 минералов | 0,5 | Галоиды: низкая твердость, растворимость, соленый или жгуче-соленый вкус. Фториды: пестрая окраска, хрупкость, флюоресценция и термолюминесценция (свечение при нагревании) |
Карбонаты | Соли угольной кислоты -Na, Са, Mg, Sr, Ва, Zn, Cu, Pb и др. | Кальцит, доломит, сидерит, арагонит; всего около 80 минералов | 1,7 | Преимущественно светлая окраска, невысокая (3–5) -твердость, часто хорошо выражена спайность, в различной степени реагирует с НСl, выделяя углекислый газ |
Сульфаты | Соли серной кислоты, чаще всего Са, Ва, Sr, Pb | Гипс, ангидрит, 0,1 барит; всего около 130 минералов | 0,1 | Светлая окраска, невысокая твердость, стеклянный блеск, хорошая растворимость. Не реагирует с НС1 (отличие от карбонатов) |
Фосфаты | Соли фосфорных кислот | Апатит, фосфорит, вивианит, бирюза; всего более 220 минералов | 0,7 | Апатит: пестрая окраска, отсутствие спайности, хрупкость. Фосфорит: формы нахождения (конкреции, желваки), запах жженой кости при трении |
Силикаты | Соли гипотетических кремниевых и алюмокремниевых кислот | Оливин, пироксены, амфиболы, полевые шпаты, слюды, каолинит, асбест и т. д. | Разнообразны: полевые шпаты-светлая окраска, спайность средняя, высокая твердость; оливин – бутылочно-зеленый цвет, спайность отсутствует, черта бесцветная; амфиболы – темно- зеленый до черного цвет, удлиненные, игольчатые кристалла; пироксены – сходны с амфиболами, кристаллы короткостолбчатые |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Определите и запишите в тетрадь физические свойства предложенных преподавателем минералов (каждый студент получает 5 – 6 минералов, куда входят в первую очередь главнейшие породообразующие и рудные минералы).
2. Пользуясь определителем, установите название минералов, физические свойства которых вы описали, их происхождение и практическое значение.
3. К какому классу относятся описанные вами минералы?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I
1. Назовите минерал со следующими свойствами: твердость 7, блеск стеклянный, на изломе жирный, спайности нет, излом раковистый, цвет белый, черта бесцветная.
2. Какими из следующих физических свойств отличается графит от каолинита: цвет, цвет черты, блеск, твердость, спайность, жирность?
3. Перечислите диагностические признаки магнетита.
4. Как отличить галит от сильвина?
5. Назовите разновидности кварца.
Вариант II
1. Назовите минерал со следующими физическими свойствами: цвет буроватый, мясо-красный, черта бесцветная, блеск стеклянный, слегка перламутровый, спайность совершенная под углом 90°.
2. Каким из следующих физических свойств отличается пирит от халькопирита: цвет, побежалость, цвет черты, блеск, спайность, излом, твердость?
3. Как отличить кальцит от доломита?
4. Назовите диагностические признаки гипса.
5. Перечислите минералы группы кварца.
Ответы к тестовым заданиям:
Вариант 1. 1-кварц; 2-цвет, черта, блеск; 3-цвет железно-чёрный, черта чёрная, блеск полуметаллический, твёрдость 5,5–6, ярко выраженная магнитность; 4-вкус, гигроскопичность; 5-горный хрусталь, дымчатый кварц, марион, аметист, цитрин,авантюрин.
Вариант 2. 1-ортоклаз; 2-цвет, побежалость, твёрдость; 3-кальцит вскипает с соляной кислотой в куске, а доломит- в порошке; 4-бесцветный, белый, розовый, черта белая, блеск стеклянный, твёрдость 2, без вкуса, не вскипает с соляной кислотой; 5-кварц, хальцедон, опал.
Тема № 2. Горные породы
Занятие № 4 (4 часа)
Оборудование: образцы магматических, осадочных и метаморфических горных пород, шкала Мооса, кусочки стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки, флаконы с соляной кислотой, линейки, определители минералов и горных пород.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ:
1. Перечислите светлоокрашенные породообразующие минералы магматических пород.
2. Что понимается под структурой и текстурой горных пород?
3. Назовите признаки, на основе которых можно отличить интрузивные породы от эффузивных.
4. На какие группы подразделяются магматические породы в зависимости от содержания кремнекислоты?
5. Назовите принципы определения магматических горных пород.
6. Как образуются осадочные горные породы?
7. По каким признакам классифицируются обломочные осадочные горные породы?
8. Какие структуры характерны для осадочных горных пород?
9. Назовите диагностические признаки осадочных горных пород хемо- и биогенного происхождения,
10. Какие вы знаете осадочные горные породы хемо- и биогенного происхождения?
11. Каково происхождение метаморфических горных пород?
12. Перечислите структуры метаморфических парод.
13. Какие текстуры характерны для метаморфических пород?
14. Что лежит в основе диагностики метаморфических пород?
15. Перечислите наиболее распространенные метаморфические породы.
Методические рекомендации
(по К.К. Кудло, Минск, 1985)
Горные породы представляют собой минеральные агрегаты, образующие геологические тела, которые прослеживаются на большие расстояния (пласты, жилы и др.). Между горными породами и минералами почти такая же разница, как между лесом и деревом, городом и определенным домом (лес и город могут состоять из объектов как разного, так и одного типа).
В состав горных пород входят обычно несколько минералов, при этом минералы, составляющие основную массу породы, называются породообразующими, а присутствующие в виде примесей-акцессорными. Породообразующими минералами являются кварц, полевые шпаты (микроклин, ортоклаз, плагиоклаз и др.), оливин, авгит, роговая обманка, слюды, доломит, кальцит, гипс, ангидрит, каолинит и другие минералы.
По условиям образования горные породы подразделяются на магматические, метаморфические и осадочные. Для каждого типа горных пород характерна определенная структура и текстура.
Структура – это особенности строения породы, определяющиеся степенью кристаллизации вещества, формой и размерами слагающих ее частиц. Структура зависит от процессов образования минералов.
Текстура – сложение породы, определяемое взаимным расположением входящих в ее состав минералов, ориентировкой частиц, а также способом заполнения пространства. Текстурные признаки отражают перемещение и изменение вещества в процессе образования горной породы. Так как текстура – преимущественно макроскопический признак, то она изучается в обнажениях и на больших образцах горных пород.
Магматическими называются горные породы, которые образуются в результате кристаллизации или остывания магмы в недрах Земли или на ее поверхности. Они подразделяются на глубинные (интрузивные) и излившиеся (эффузивные).
Глубинные породы кристаллизуются медленно на большой глубине. Для них характерна в основном полнокристаллическая, часто равномерно-зернистая структура. По размеру минеральных зерен она подразделяется на крупно- (5–20 мм), средне- (3–5 мм), мелко- (2–3 мм) и тонкозернистую (менее 2 мм).
Для излившихся пород характерны стекловатая и порфировая структуры. При стекловатой структуре магматическое вещество не раскристаллизовано, а при порфировой – на фоне скрытокристаллической или стекловатой массы выделяются крупные минеральные зерна.
Текстура глубинных пород массивная, отличающаяся беспорядочным расположением минералов в породе. Для излившихся пород характерна пузыристая,' флюидальная или миндалекаменная текстура.
Важным показателем для диагностики магматических пород является содержание в них кремнекислоты. По этому признаку магматические породы делятся на 6 групп: ультраосновные (до 45 % Si02), основные (45–52 %), средние (52–65 %), кислые
(65–75 %), ультракислые (>75 %) и щелочные (40–50 % Si02). Последние характеризуются повышенным содержанием щелочей К2О4- 2Na20. Установление принадлежности исследуемого образца магматической горной породы к той или иной группе-основная часть процесса диагностики. Для этой цели служат два признака – цвет и плотность. Чем больше в породе содержится кремнекислоты, тем светлее ее окраска, а плотность – меньше.
Следующий этап работы по определению горных пород – установление состава породообразующих минералов, из которых главнейшими являются полевые шпаты, кварц, авгит, роговая обманка, оливин, биотит. Минералогический состав магматических горных пород устанавливают на основе физических свойств минералов.
Таким образом, определение магматических пород с помощью определителя Б. Н. Гурского, К. К. Кудло (1978) проводится по следующей схеме:
1. Цвет, плотность→группа.
2. Структура, текстура→происхождение.
3. Минералогический состав→название.
Осадочными называются горные породы, которые образуются за счет накопления продуктов физического и химического выветривания, в результате химического осаждения и скопления продуктов жизнедеятельности организмов.
По происхождению они подразделяются на обломочные, химические и биохимические.
Для осадочных пород типичны обломочная, органогенная, пористая, волокнистая, плотная и другие структуры. Обломочные структуры характеризуются тем, что порода состоит из отдельных обломков минералов и других пород, в той или иной степени окатанных. В породах с органогенной структурой отчетливо видны слагающие их остатки организмов (раковины моллюсков, скелеты диатомовых водорослей и др.). Плотную структуру имеют породы, в которых визуально не различаются кристаллы, обломки, органические остатки.
Текстура осадочных пород слоистая или массивная. При определении осадочных обломочных пород главное внимание обращают на структуру (размер частиц), минералогический состав, степень окатанности обломков и наличие цемента (см. Б. Н. Гурский, К. К. Кудло. Определитель минералов и горных пород, табл.).
Таблица № 5
Кристаллобластические структуры метаморфических пород
Структура | Краткая характеристика |
Гомеобластовая | Кристаллы примерно одинаковой величины |
Порфиробластовая | На фоне мелких зерен выделяются более крупные |
Гранобластовая | Минералы представлены мелкими зернами |
Фибробластовая | Минералы имеют волокнистые или игольчатые формы |
Чешуйчатая | Минералы представлены мелкими чешуйками |
Пойкилитовая | Порода состоит из крупных кристаллов, проросших более мелкими |
При определении осадочных пород химического и биохимического происхождения главнейшими диагностическими признаками являются структура и состав.
Метаморфическими называются породы, образовавшиеся в недрах Земли за счет изменения других пород (осадочных, магматических) в условиях высоких температур, давлений, воздействия газовых и водных растворов, В состав метаморфических пород входят две группы минералов: остаточные (минералы исходных магматических или осадочных пород) и сформировавшиеся в процессе метаморфизма (метаморфические), к которым относятся гранаты, графит, тальк, дистен.
Для метаморфических пород характерны два типа структуры перекристаллизации (кристаллобластез) и дробления. Кристалло-бластические структуры сходны с зернистыми (кристаллическими), а структуры дробления характеризуются тем, что зерна минералов часто раздавлены, трещиноваты, с неровными краями.
Текстуры метаморфических пород также разнообразны: массивная сланцеватая, полосчатая, пятнистая, плойчатая, очковая.
Породы, имеющие сланцеватую текстуру, способны раскалываться на мелкие плитки, пластинки с равными, часто блестящими поверхностями. Полосчатая текстура выражается в наличии в породе полос различного состава, отражающих особенности исходных осадочных пород. Для пятнистой текстуры характерно наличие в породе пятен, участков, отличающихся цветом, составом, устойчивостью по отношению к процессам выветривания. Особенность плойчатой текстуры – наличие мелких складок, возникающих за счет стрессового давления. Если на фоне сланцеватой массы породы выделяются округлые или овальные агрегаты, такая текстура называется очковой.
При определении метаморфических пород главнейшими диагностическими признаками являются структура, текстура и минералогический состав.
Минерально-сырьевые ресурсы – важнейшее национальное богатство России. Потребности народного хозяйства в минеральном сырье все время возрастают, что обусловливает необходимость увеличения его добычи. Однако минеральные ресурсы относятся к группе невозобновимых, что остро ставит вопрос об их охране и рациональном использовании. В законодательстве России о недрах предусмотрены важнейшие требования в области их охраны. Это – обеспечение комплексного геологического изучения, наиболее полное извлечение сырья и его рациональное использование, предотвращение загрязнения недр и др.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Опишите физические свойства и при помощи определителя установите названия предложенных образцов магматических горных пород. Результаты запишите в тетрадь по приведённой схеме:
· Цвет;
· Плотность;
· Структура;
· Текстура;
· Породообразующие минералы:
А) бесцветные;
Б) темноцветные;
· Группа;
· Происхождение;
· Название;
2. Определите название и дайте полное описание предложенных образцов осадочных пород: галечники и конгломераты, пески, песчаники, глины, известняки, угли, торф.
3. Определите и опишите образцы метаморфических горных пород по приведенной схеме:
· Структура;
· Текстура;
· Минералогический состав;
· Название;
ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I
1. Какие структуры: а) крупнозернистая кристаллическая; б) плотная; в) стекловатая; г) порфировая; д) обломочная – характерны для магматических пород?
2. Какие текстуры: а) массивная; б) слоистая; в) очковая; г) флюидальная; д) полосчатая – характерны для метаморфических горных пород?
3. Какие горные породы: а) мрамор; б) суглинок; в) мел; г) кварцит; д) торф – относятся к осадочным?
4. Назовите породу, если известно, что её структура гомеобластовая, текстура массивная, минералогический состав – кальцит, доломит.
Вариант II
1. Какие структуры: а) гомеобластовая; б) кристаллическая; в) чешуйчатая; г) плотная; д) гранобластовая – характерны для метаморфических пород?
2. Какие текстуры: а) пузыристая; б) массивная; в) сланцеватая; г) слоистая; д) флюидальная – характерны для магматических горных пород?
3. Какие горные породы: а) кварцит; б) доломит; в) базальт; г) гнейс; д) гранит – относятся к магматическим горным породам?
4. Назовите породу, если известно, что цвет её серый, темно-серый, структура порфировая, текстура пузыристая, породообразующие минералы плагиоклаз, авгит, реже роговая обманка, биотит; порода магматическая, группа III.