Поставьте сказуемое в нужной форме.
Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.
Боа, гороно, депо, Дели, шампунь, толь, иваси, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, кофе, какао, меню, мозоль, кашне, кольраби, МГУ, сирокко, статус-кво, колибри, Капри.
Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гусары, калмыки, килограммы, кочерга, лезгины, мандарины, носки, полотенца, помидоры, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, чулки, ясли.
Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных.
Ловкий, здоровый, хороший, горький, плохой, деловитый, широкий, мелкий, дорогой, злой, бойкий, сухой, тонкий, искусный.
Образуйте форму прошедшего времени от глаголов.
Глохнуть, крепнуть, мокнуть, отвергнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть.
5. Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?
1). Аспирант попросил своего научною руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2). Пушкин был сослан в (своё, его) имение. 3). Согласно (своему, его) завещанию он был похоронен на деревенском кладбище. 4). Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 5). Я был тогда вдали от (своих, его) друзей. 6. Ты отвечаешь за (свои, твои) слова. 7). У него (своя, его) дорога. 8). Я хочу представить вас (моей, своей) супруге.
6. Составьте словосочетания с числительными «оба» и «обе» со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, директор, подпись, лицо, заявление.
Домашнее задание №3. Синтаксические нормы.
Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже.
Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд) ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение).
Исправьте ошибки.
1). В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 2). Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 3). Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтёров. 4). В своей речи оратор указал об этих недостатках. 5). Приведённые примеры говорят за возможность применения этого метода. 6). Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега. 7. Нами уделяется много внимания на развитие производств. 8. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск.
3. Составьте словосочетания по образцу: Подготовка и руководство (аспиранты) – Подготовка аспирантов и руководство ими.
1). Сбор и обмен (информация). 2). Объединение и руководство (предприятия малою бизнеса). 3). Установка и уход (оборудование). 4). Познакомить и распространить (текст постановления). 5). Помогать и заботиться (ветераны завода).
Исправьте предложения.
1). Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 2). Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами. 3). Избиратели надеются и верят своему депутату. 4). Левый блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Мэр распределяет и управляет имуществом города.
Измените предложения так, чтобы в них речь шла о женщине.
1). Участковый терапевт вёл приём. 2). Молодой кондуктор объявил остановку. 3). Сосудистый хирург завершил операцию. 4). Занятия вёл известный профессор. 5). Доклад подготовил ведущий научный сотрудник лаборатории. 6). Декан факультета объявил о сроках сессии. 7). Это был наш корреспондент Иванов. 8). Вице-премьер Матвиенко много сделал в своей области.
Поставьте сказуемое в нужной форме.
1). Три скамейки стоял… у стены. 2). «Известия» уже неоднократно поднимал… эту проблему. 3). Большинство произведений Куприна заканчива…ся трагично. 4). Последний его проект – «Антропология» – (привлёк – привлекла) внимание зрителей. 5). Ряд лиц, приглашенных на вечер, пришл… с опозданием. 6). Дерево черешня издавна использовал…сь для изготовления мебели. 7). При взрыве пострадал… семь человек. 8). За коляской бежал… четыре пса. 9). На столе лежал… четыре книги. 10). Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировал…сь, а пять человек опаздывал… 11). Большинство журналистов, вернувшихся из командировки, представил… материал в редакцию. 12). Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучил… этот приказ. 13). Это «если бы» сбыл…сь. 14). «Без вины виноватые» появил…сь на сцене. 15). Ещё в колонне (ехал – ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей.
Домашнее задание №4. Работа с текстом. Аннотирование и реферирование.
Прочитайте статью и ответьте на вопросы: Какова тема статьи? Каковы цель и задачи автора? Каковы основные проблемы, затрагиваемые в статье? Какова структура данного текста: найдите тезисы, аргументы, иллюстрации и выводы. Какова композиция статьи? Написшите реферат (8–10 предложений), конспект (8–10 предложений), аннотацию (5–6 предложений), выпишите 8–10 ключевых слов.