А какие цели нужно ставить в путешествии по Большому Алтаю?
- Увидеть и узнать Алтай – это хорошо, но мало; его надо еще и почувствовать. А еще открыть свое собственное я, наконец-то познать, кто ты есть на самом деле. Здесь, в городе, мы все ходим под колпаком, в оболочке, мы подстраиваемся под систему, а в путешествии система выстраивает нас. Люди становятся такими, какими они должны быть.
«За световой день проехали 130 километров. Не густо, зато каждый из этих километров считается за два, а то и за три. Такая вот тяжкая дорога от поселка Балыкча до села Кош-Агач вдоль Чулышмана. Река бешеная, от одного взора на нее мурашки, а водники еще как-то умудряются сплавляться по ней. Шестая категория сложности у реки. Кажется, что сегодняшний день тоже был на шестую категорию. Сначала грунтовка шла по широкому лугу, но потом неожиданно для нас вошла в узкий каньон с отвесными стенами и прижалась к руслу. Вероятность опасности малая, но все равно было не очень неуютно. По пути сделали несколько остановок, чтобы сделать фотозарисовки. Рассматривали в армейский бинокль скалы и водопад Куркуре. Никогда не думал, что увижу столько водопадов на Алтае…»
Из экспедиционного дневника А. Краснера.
- Никогда не надо, простите, тупо ехать, плыть, идти… Нужно участвовать в путешествии, понимать и чувствовать, находиться. У красивой скалы мы сделали фотографии, у «камня силы» - попросили силы, у водопада – каждый встал под водяную струю. В долине Чулышмана стало жарко, притормозили на берегу: купаемся? купаемся! Девочки направо, мальчики налево, вода в реке чистейшая! Едем по Монголии, видим юрту и старика возле нее; дед в преклонных годах, но все еще силен, энергетика за сто метров чувствуется. Приглашает нас в юрту, предлагает понюшку из своей табакерки (это у местных знак большого уважения) – экзотика! И так всю дорогу: вдруг оленные камни у обочины вырастают, неожиданно лиса бежит, коршун кружит. Это ситуации, их нельзя прописать в маршруте, их нужно увидеть.
«В одном месте остановились, чтобы полежать на камне силе. Это оказалась массивная плита, до которой нужно карабкаться метров двести вверх по склону. Камень этот оказывается, заповедный, он мало кому известен, потому что алтайцы долгое время не открывали его местонахождение. Не хотели, чтобы чужаки нашли его. Услышал рассказ, что мистический камень-загадка придает человеку силу духа и тела… Конечно, сверхчеловеком камень меня не сделал, но прилив бодрости и выносливости почувствовался точно. Может быть, благодаря этому мы и вынесли этот день…»
Из экспедиционного дневника А. Краснера.
- В экспедиции, в путешествии человека ожидают открытия, которые он совершит самостоятельно. У Льюиса Кэрролла есть замечательная книга «Охота на Снарка», в которой говорится о смысле путешествий. Идея такая: команда отправляется на поиски непонятного животного снарка. Как положено, есть в команде капитан, рулевой, впередсмотрящий и так далее. Что такое снарк и с чем его едят, никто не имеет представления, но в конце концов кто-то этого зверя находит! А кто-то – нет, хотя вроде бы все были вместе… Человек должен сам найти и разгадать свои загадки, особенно на Алтае, где скрытые сюрпризы таятся буквально на каждом шагу.
Говорить о загадках и сюрпризах Андрею нравится; впрочем, это неудивительно – он сам в какой-то мере сюрприз. Андрей Краснер приехал на Алтай в начале мая 2007 года, приглашенный в качестве руководителя экспедиции. 10 июня международная организация «Наш общий дом – Алтай» приняла решение о разработке маршрута «Алтай – Золотые горы». 6 июля стартовала экспедиция. Скорость для нашей неторопливой Сибири фантастическая, особенно если учесть, что до этого два года проект существовал на уровне разговоров. В ответ на просьбу поделиться оргсекретами Андрей смеется.
- Я же не зря сюда приехал! После заявления, что старт экспедиции состоится 6 июля, народ был немного шокирован. Мол, слишком рано, не успеем, лучше отложить старт на август, чтобы все как следует собрались… А у меня принцип другой: все дело в дисциплине и желании. У кого будет желание, тот поедет, а дисциплину и возможности я беру на себя. Конечно, нужно отдать должное и нашим административным структурам, и партнерам в Монголии, Китае и Казахстане – возникающие проблемы решались достаточно оперативно.
- Андрей, несколько слов о себе…
- Не люблю рассказывать: родился там-то, прожил столько-то… Если кратко, образование высшее техническое, жил и работал в Иркутске, в туризме порядка восьми лет, профессионал в области организации экспедиционных маршрутов. Мне повезло: у меня по жизни был Учитель. По хорошему, он должен быть у каждого – не учитель в школе истории или там географии, а с большой буквы – Учитель. Я такого человека встретил, и он научил меня думать о смысле и цели в жизни. Однажды я понял, чего по большому счету хочу, и вот теперь к этой самой цели двигаюсь и занимаюсь тем, чем нравится заниматься. Давайте вернемся к путешествиям, это более интересная тема!
Люди в горах
«Вечером наши монгольские хозяева угостили всех национальным блюдом хорхогом. С интересом наблюдал как они его готовят: скинули бараньи ребра в большую квадратную флягу-скороварку, залили водой, наложили туда же округлую гальку вместе со специями, поместили все это в квадратную яму, обложили дровами и развели костер. Через час мы ужинали дымящейся пряной бараниной. Получилось очень вкусно. Мы в свою очередь угостили монголов ухой из хариуса и организовали им наш традиционный пионерский костер с двухметровым пламенем. Огонь был такой, что, кажется, даже боги содрогнулись. Монголы такого никогда не видели и очень испугались, из-за жара подойти к огню ближе пяти метров было невозможно. За один вечер сожгли месячный запас дров…»
Из экспедиционного дневника А. Краснера.
- Общаться с местным населением не просто «дозволяется», это приветствуется как одна из составляющих идеологии путешествия, потому что люди, их глаза – это отражение мира. Я много общался с малыми народностями в Бурятии, на границе с Монголией у истоков Оки, теперь вот здесь, на Алтае. Нужно отдать им должное за их гордость, за любовь к своей земле, своей малой родине. Они умеют чувствовать людей, особенно иноземных. С любым человеком, любым народом можно договориться; только не надо быть «завоевателем», даже не надо быть гостем, нужно быть такими же, как они.