Похоронные обряды и плачи.

Древнее происхождение плачей и причитаний (см. «Слово о полку Игореве»). Причитания по умершим родителям, братьям и сестрам, по ребенку, по рекруту, по погибшим и плененным воинам, причет невесты - сироты, причет невесты с хором. Экспрессивно-выразительный характер причитаний. Их импровизационная природа, выражающаяся в глиссандрированных интонациях, выкриках, стонах, вздохах, обилии междометий и союзов, спадов, произносимых на выдохе говорком, в повышении тесситуры, расширении диапазона и изменении лада (минор - одноименный мажор) в связи с возрастанием эмоционального напряжения.

Тоническое стихосложение. Увеличение количества безударных слогов до 3-4х перед тоническим первым ударным слогом.

Большая пауза между строками, необходимая для концентрации сил исполнительницы. Достижение кульминации в начале строки (чаще на ударный слог) с последующим спадом, восходящий скачок в конце строки на ударный слог и нисходящая концовка говорком. Плачи и причитания в русских операх: «Плач Ярославны» в опере А.П.Бородина «Князь Игорь», «Плач Ксении» в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов», хоровой причет «ОЙ, беда идет, люди!» в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Русский эпос.

Эпос (от греч. слово, рассказ, песня) - род повествовательного изложения, отражающий типичные черты данного народа в историко-географическом контексте.

Эпос греческий - «Илиада» и «Одиссея», скандинавский - саги, немецкий - «Песнь о Нибелунгах», карельский - «Калевала» и «Калевипоэг».

Эпические жанры устного фольклора: сказки, легенды, предания, притчи, повести, былички. «Слово о полку Игореве» - уникальный памятник русского эпоса. Музыкальный русский эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, скоморошины.

Былины.

Былины - наиболее древние музыкально-эпические произведения. Это один из значительных жанров русского народного творчества, повествующий о прошлом народа, раскрывающий типичные национальные черты: патриотизм, смелость, хитроумие, благородство. Герои былин - богатыри из крестьян, князей, купцов, священников.

Внутренняя разножанровость былин: героические, бытовые, фантастические. Главенствущая роль текста. Династийный принцип бытования.

Региональные особенности. Север (Печора, Заонежье, Архангельская область) - заповедник русских былин (старин). Речетативно-декломационный стиль изложения старин. «Скупой» характер мелодики, связанный с особенностями климата и темперамента северян. Былины Т.Г.Рябинина.

Среднерусские лиро-эпические былины. Распевность мелодии, опевание трезвучий, свидетельствующее о более позднем происхождении.
Выразительные интонационные скачки. Близость лирическим песням.

Южнорусские былины, исполняемые часто хором. Казачья традиция (Дон, Южный Урал, Краснодарский край). Различные виды многоголосия: развитая гетерофония, контрастная полифония (один голос противопоставляется группе других голосов).

Богатство и изысканость ладов. Разнообразие типов ладовой переменности: параллельная, большесекундовая (в миноре I - VII натуральная), кварто-квинтовая.

Поэтика былин: хронологическая последовательность, поступательное развитие действия, наличие главной сюжетной линии и тесно связанных с ней ответвлений. Былины Киевского и Новгородского циклов.

Гиперболы (преувеличения)и литоты(преуменьшения). Их выразительная функция. Величие положительных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Садко, Святогора.Гротескное претворение отрицательных героев (Соловья-разбойника, например),снижение образа врага. Раскрытие характера героя через его поступки.

Особенности композиции. Запев или зачин: «географический» «Как во городе Стольно-Киевсков», «биографический» - «Жил Святослав девяносто лет», «пейзажный» - «То не белая берёза к земле клонится». Рассредоточенная экспозиция - появление новых героев на протяжении всего произведения. Замедленное действие. Троекратные повторы с усилением. Рондообразность. Динамические кульминации. Утверждение главной идеи в концовке.

Историческая и географическая точность.

Типовые сюжетные формулы: пир, седлание коня, богатырская скачка, битва.

Особенности языка: эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы, обратный порядок слов, образные параллелизмы, повтор слов, рифма на основе ритмо-синтаксического и морфологического параллелизма.

Тоническое стихосложение (тоника - от греч. удар или акцент).

Ударение на третий слог от начала и третий от конца строки.

Исполнители: Боян, Крюкова, Кривополенова, Федосова, Рябинины, Щеголёнок. Феноменальная память сказителей.

Собирание былин. Сборник Кирши Данилова. П.И.Киреевский, П.А.Бессонов, П.Н.Рыбников, А.Ф.Гильфердинг (напев Рябинина), А.В.Марков, А.Д.Григорьев, A.M.Листопадов. Музыкально-этнографические комиссии Русского географического общества (РГО), их огромная роль в собирании русского эпоса.

Былины в русской классической музыке, в творчестве А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, М.А.Балакирева,Н.А.Римского-Корсакова, А.Т.Гречанинова, А.Г.Аренского.

Исторические песни.

Ровесницы былин. Отражение исторических фактов как есть, без
гиперболизации, правдоподобно.

Тематика исторических песен: монголо-татарское иго, Иван Грозный, Ермак, смутное время, Степан Разин, Петр Первый, Северная война, Суворов, Емельян Пугачев, война 1812 г. и т.п.

Песни « о внешней политике: солдатские, рекрутские. Песни внутренней политики : вольницы, бунтарские, каторги, ссылки, революционные.

Многожанровость исторических песен: баллады, величальные, плачи, лирические протяжные, сказы, притчи.

Исторические песни - тематическая группа различных жанров.

Баллады.

Баллада в русской классической литературе: «Светлана» В.А.Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.Эпико-повествовательный характер зачина и экспозиции. Предзнаменования и их роль в дальнейшем развитии событий баллады. Драматическое развитие сюжета. Совпадение кульминации и развязки, часто трагический конец. Фантастический элемент в литературной балладе.

Отличительная черта фольклорных баллад - повествование о тяжелой жизни простого народа. Общие черты: ускорение развития сюжета к концу, неожиданная, чаще трагическая развязка.

Разновидности народных баллад: эпическая ( историческая ) «Как за речкою, да за Дарьею» («Про татарский полон»), лирическая - « У ворот сосна «, драматическая - « Ванька ключник».

Многовариантность исторической баллады «Про татарский полон». Тексты с различными концовками, их образно-поэтическое содержание. Красота и мелодичность напевов. Разнообразие ладовой переменности: секундовая, терцовая, кварто-квинтовая. Ритмическая, мелодическая, ладовое родство вариантов одной песни.

Баллада «Про татарский полон» в творчестве Н.А.Римского-Кор-
сакова. Композитор об этой песне в «Летописи моей музыкальной жизни»
( М.,1980 ).

Современная баллада. Новые фольклорные записи баллад.

Духовные стихи.

Крещение Руси (988 г.). Духовный стих (апокриф) - пересказ сюжетов Ветхого и Нового Заветов языком русского народа. Осмысление и принятие язычниками христианства.

Исполнение духовных стихов каликами перехожими под аккомпанемент колесной лиры (Леры). Космогонические и поминальные духовные стихи: «Стих о Голубиной книге», апокрифы об Алексее Божьем человеке, о Егории Храбром, о Страшном суде.

Поэтический язык, особенности русской транскрипции древнееврейских географических названий и имен, введение описания русского пейзажа, морализующие фрагменты, тоническое стихосложение в апокрифах X-XIV в.в., стопное (силлабо-тоническое) - в более поздних.

Взаимосвязь мелодики духовных стихов с былинами, знаменным распевом, позднее с лирической песней и кантом. Переменные размеры.

Обиходный звукоряд, его влияние на ладовую структуру духовных стихов.

Ладовая переменность, пониженные ступени, полуперечение, уменьшенная октава. Мажор и гармонический минор в поздних апокрифах. Распевы. Движение параллельными терциями (» ленточное « двухголосие ).

Духовные стихи в русской классической музыке, в произведениях М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, С.И.Танеева, Н.Я.Мясковского.

Скоморошины.

Скоморох - музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим и пляскою, песнями, шутками, фокусами, потешками; ломака, гаер, шут. Глашатый социального зла, сатирики, острословы. Антицерковная направленность искусства скоморохов. Фреска Софии Киевской «Скоморохи» XII в.. Указ царя Алексея Михайловича 1648г. «Об исправлении нравов и уничтожении суеверия». Скоморошьи очаги: Псков, Новгород, Заволжье, Брянск, Белгород, Дон. Государева потешная палата.

Синкретизм искусства скоморохов. Взаимовлияние пения, наигрыша, пляски, театральности, сатиры.

Музыкальные инструменты скоморохов: орган, волынка, гудок, гусли, рожок, свирель, жалейка, домра, балалайка, бубенчик на колпаке, бубен, рубель.

Жанры (эпико-драматические): скоморошины - былина наоборот, шутовы старины, небылицы, небывальщины, перегудки, например: «Вавила и скоморохи», «Про гостя Терентища», «Добрыня чуть победил», «Агафонушка» на напев былины «Соловей Будимирович».

Взаимосвязь напевов скоморошин с инструментальными наигрышами: скачки на кварту, квинту, скрытое двухголосие, мелодическая фигурация по звукам трёхзвучных аккордов. Взаимовлияние ритмики скоморошин и хореографического фольклора.

Источники: сборник Кирши Данилова, «Повесть о горе-злосчастии», записи П.В. Шейна (Мезень), А.Д. Григорьева (Архангельская губ.), А. Гильфердинга (Онега) и др.

Смеховая культура Древней Руси, её проникновение в музыку русских композиторов-классиков: Н.А. Римский-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, В.Ю. Калистратова, Р.К. Щедрина.

Традиционная лирика.

Лирическая протяжная песня – «душа» народной крестьянской музыки. Ее иные названия: «проголосная», «долгая», «тягальная». Жанр более позднего происхождения, выкристаллизовавшийся из календарных и свадебных песен в период становления Московского государства (XVI-XVII века) крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные песни как разновидности русской песенной лирики. Специфика бытования, исполнения, музыкально-поэтической стилистики каждой группы песен.

Лирическая песня - род психологического выговаривания (пропевания) накопившегося в душе горя. Отражение в протяжной русской песне лирико-философского мышления народа.

Глубинность (космичность) поэтического содержания. Повествование о быстротечности человеческого счастья, философское осознание горя как источника мудрости.

Особенности поэтики: «пейзаж настроения», ступенчатое сужение образа («фокусировка»), образно-поэтические параллелизмы (подобие явлений в природе жизни человека), эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологические обороты, символика, связанная с народными приметами, например: ворон - символ смерти, ракитов куст и бел горюч камень - символы скорби.

Особенности поэтического языка в тюремном фольклоре. Тюремный жаргон.

Мелодическая изысканность лирических песен, их «кружевная» мелизматика, волнообразное строение мелодии, связанное с импульсивностью переживания. Словообрывы, огласовки, протяженные распевы, исполняемые подчас на цепном дыхании.

Развитые мелодические подголоски. Сольные запевы и ансамблевое продолжение. Вариантность как главный принцип развития. Различные виды многоголосия: «ленточное», гетерофонное, гармоническое. Диссонантные и консонантные созвучия.

Унисонные и октавные каденции.

Сложные ладовые структуры, более поздние по происхождению: семиступенные лады народной музыки, мажор и минор, ладовая переменность, влияние обиходного звукоряда на крестьянскую песенность.

Эклектика музыкального языка тюремных песен.

Ритмическое богатство, связанное с импровизационной природой протяжных песен. Переменные размеры, ферматы, изменения темпа, разнообразие ритмических рисунков, различные виды синкоп и пунктирных ритмов, залигованные ноты, соседство контрастных ритмических рисунков.

Мужская и женская песенные традиции.

Классические обработки лирических протяжных песен Н.А. Римским-Корсаковым, А.К. Лядовым, М.А. Балакиревым, П.И. Чайковским.

Использование лирических протяжных песен в русской классической литературе в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, А.М. Горького, Б.Л. Пастернака; в русской классической музыке, в творчестве М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина.

Лирические песни в интерпретации Ф.И. Шаляпина.

Городской фольклор.

Зарождение городского фольклора в период позднего феодализма
- XVII-XVIII вв. Влияние западноевропейской бытовой музыки на русскую городскую песню.

Кант и романс - жанры, оказавшие доминирующее влияние на музыкальный стиль городского фольклора. Взаимосвязь городского мелоса с крестьянской лирической песней.

Кант (от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространенный в России, на Украине и в Белоруссии в XVII-XVIIIв. Псалмы-канты на религиозные тексты. Другие разновидности кантов: назидательный, шуточный, панегирический, бытовой.

Романс (от исп. romanse ) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом лирического содержания.

Многожанровость, связанная с многосоставностью городского населения: фабрично-заводские, песни ремесленников разных профессий, ямщицкие, солдатские, патриотические гимны времен Петра1, студенческие песни о братстве и любви к Родине.

Тексты профессиональных поэтов. Воздействие поэзии В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова.

Авторские песни. Влияние русской классической литературы на поэтический стиль городских песен. Силлабо-тонический стих. Стопа группа долей с одним ритмическим ударением. Двухдольные стопы: хорей, ямб; трехдольные: дактиль, амфибрахий, анапест; четырехдольные: пеон первый, второй, третий, четвертый. Взаимосвязь двухдольных и четырехдольных стоп.

Рифмованные строфы. Парная - АА ББ, перекрестная - АБАБ, охватная или опоясывающая - АББА рифма в четырехстрочной строфе.

Окончания строк: мужское - ударное, женское -ударение на предпоследний слог, дактилическое - третье с конца строки ударение, гипердактилическое четвертое с конца строки ударение.

Слова и выражения нового времени.

Двухдольные и трехдольные музыкальные размеры. Популярность размера 6/8. Преобладание натурального мажора, гармонического и мелодического минора. Вводнотоновость. Функциональная логика гармонического развитие. Автентические обороты. Квадратность. Куплетная форма: запев, припев. Гомофонно-гармонический склад при многоголосии. Трехголосная кантовая фактура с параллельным движением двух верхних голосов и функциональным басом.

Аккомпанирующие инструменты: семиструнная гитара, гармонь. Популярность в народе таких городских песен, как «Среди долины ровныя», «Степь да степь кругом», «Утес Степана Разина».

Городская песня как поздний пласт фольклора в русской литературе, музыке, живописи в творчестве Ф.М. Достоевского, С.И. Давыдова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, И.М. Прянишникова.

Наши рекомендации