Штурманская справка на переход
Восточно-Китайское море.
Берега. На севере района расположена обширная низменность, которая возделывается и обрабатывается под сельскохозяйственные культуры.
Непосредственно к югу от реки Янцзы в берег материка вдаётся обширный залив Ханьчжоувань; северный берег которого низкий и отмелый, южный берег его несколько выше северного.
От залива Ханьчжоувань до порта Шаньтоу тянется преимущественно гористый берег. Он окаймлён отмелью с глубинами менее 20 м., которая распространяется на расстояние до 40 миль от него. На отмели расположены острова, островки и опасности. Кроме того, на отмели в пределах изобаты 10 м., выставлено много прочных рыболовных заколов, которые представляют большую опасность для плавания вблизи берега ночью. Естественными ориентирами при плавании вдоль берега служат в основном приметные мысы, горы, холмы, а также лежащие на подходе к берегу острова, островки и надводные скалы, приметных искусственных сооружений здесь мало.
Острова и проливы. Самым крупным островом района является остров Тайвань, отделённый от материка Тайваньским проливом. Тайваньский пролив соединяет Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря.
Глубины, рельеф дна и грунт. Рельеф дна у западного берега Восточно-Китайского моря неровный, но глубины здесь небольшие. Берег почти на всём протяжении отмел. На отмели и вблизи островов лежат опасности в виде скал, рифов и банок. Особенно много опасностей лежит на подходе к устью реки Янцзы и вблизи архипелага Чжоушань.
Подводные опасности трудно различить сквозь толщу воды, так как вода в указанных районах мутная. Некоторые опасности можно различить по приливным сулоям и бурунам, образующимися над ними. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые участки данного района мало обследованы, там могут лежать опасности, не нанесённые на карту.
Навигационное оборудование. Район недостаточно хорошо оборудован средствами навигационного оборудования. Береговые средства навигационного оборудования установлены главным образом на подходах к портам, на берегах проливов, которыми часто пользуются большие суда, и на некоторых мысах, являющихся основными ориентирами при подходе к берегу. Плавучее ограждение выставляется только на фарватерах, ведущих в порты, и в устьях крупных судоходных рек. На рифах и банках, расположенных на подходах к рейдам и якорным местам, установлены знаки, обеспечивающие плавание судов только днём.
Мореплаватели должны учитывать то, что на надёжность местоположения вех и буёв, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.
Для целей морской навигации можно использовать аэрорадиомаяки, установленные вблизи берега, однако, следует учитывать то, что аэрорадиомаяки могут временно прекращать свою работу или изменять её режим, о чём мореплавателям не даётся никакого извещения.
Ветры. У побережья наблюдаются бризы, особенно с мая по август. Морской бриз отмечается обычно с 9 до 20 часов, а максимальное развитие имеет с 13 до 16 часов.
В районе Тайваньского пролива с сентября по май господствуют ветры от N и NO, причём на западном побережье и в открытой части пролива наиболее вероятны ветры от N0, а на восточном побережье от N. Особенно эти ветры устойчивы с ноября по январь, когда повторяемость их достигает 60 - 70%.
Видимость в районе Восточно-Китайского моря в основном хорошая, однако временами она понижается из-за туманов, дымки и дождей. Вдоль побережья Китая, кроме того, видимость иногда ухудшается из-за мглы при выносе с материка песка или пыли сильными ветрами от NW. С ноября по февраль мгла бывает довольно густая.
Колебания уровня и приливы. Колебания уровня в Восточно-Китайском море зависят в основном от приливо - отливных явлений и в отдельных пунктах побережья могут достигать значительных размеров. Приливы носят неправильный полусуточный (у побережья Китая и вдоль западного берега острова Тайвань) и правильный полусуточный (остальные берега острова Тайвань) характер.
Приливная волна идёт с Тихого океана. Основная часть волны идёт на северо-запад к Жёлтому морю, другая часть огибает с севера остров Тайвань и направляется в Тайваньский пролив, где встречается с приливной волной, идущей с юга через пролив Лусон. Величина прилива увеличивается с севера на юг. К северу от параллели 30° N средняя величина прилива 2 - 2.6 м., а к югу от этой параллели 3.8 - 5.5 м. Средняя величина сизигийного прилива изменяется соответственно от 2.7 до 3.7 м. и от 4.8 до 6.9 м.
В устьях рек наблюдается явление "бор", которое образуется при движении приливной волны вверх по реке. При боре после малой воды передний склон входящей в реку приливной волны становится очень крутым. Такая волна высотой 1 - 2 м. и более быстро распространяется вверх по реке, рассыпаясь на встречных мелких местах пенистым гребнем. При дальнейшем повышении уровня бор прекращается.
Кроме приливов, изменения уровня в Восточно-Китайском море связаны с сейшами и сгонно-нагонными явлениями. Сейшеобразные колебания уровня вызываются резкими изменениями давления воздуха. Сейши представляют собой единственную в природе форму чисто стоячих колебаний уровня моря, в которых участвует вся масса воды, но на поверхности моря не распространяется никаких волн. Высота колебаний обычно не превышает 1 м.
Сгонно-нагонные колебания в Восточно-Китайском море хорошо выражены у побережья Китая к северу от параллели 26° N и носят здесь сезонный характер: зимой под влиянием N и NW наблюдается сгон - понижение уровня на несколько десятков сантиметров, а летом под влиянием господствующих S и SO отмечается нагон воды.
Течения. Режим течений Восточно-Китайского моря в основном формируется под влиянием свободного водообмена с Тихим океаном и Жёлтым морем, а также под влиянием муссонного характера господствующих ветров, материкового стока и приливоотливных явлений.
Постоянные течения выражены здесь тёплым течением Куросио и относительно холодным Восточно-Китайским течением. Оба течения претерпевают сезонные изменения, вызванные сменой направления муссонов.
Восточно-Китайское течение берёт своё начало в северо-западной части Жёлтого моря и идёт на юг вдоль побережья Китая к устью реки Янцзы и далее в Тайваньский пролив. Между двумя этими течениями существуют зоны, где течения носят вращательный характер, закручиваясь против часовой стрелки.
Приливоотливные течения имеют большое значение в прибрежных районах и проливах. Наибольшее развитие они получают у берегов Китая: на участке севернее параллели 30° N приливное течение здесь направлено на северо-запад, отливное на юго-восток; между параллелями 30° и 25° N приливное течение идёт на юг, отливное - на север; южнее параллели 25° N приливное течение следует на север, отливное - на юг.
Скорость приливоотливных течений у побережья Китая обычно оставляет 1 -2 узла, но в узкостях и проливах она возрастает до 3 - 5 узлов и более.
Вдоль северной части западного берега острова Тайвань приливное течение направлено на юго-запад, а отливное на юго-восток. Скорость отливного течения достигает здесь 5 узлов, что намного превышает обычную скорость приливного течения. Вблизи южной части западного берега острова Тайвань приливное течение идёт на север, а отливное - на юг. Отливное течение здесь очень слабое.
Волнение. В Восточно-Китайском море в течение всего года преобладает ветровое волнение 1-4 балла, повторяемость которого 75 -85%. Ветровое волнение 5-6 баллов и чаще всего отмечается с января по март. Более спокойное время года с июля по сентябрь. Зыбь здесь имеет большое развитие в течение почти всего года и достигает 5-6 баллов. Следует отметить, что в Восточно-Китайском море часто наблюдается мёртвая зыбь.
Тайваньский пролив.
Северной границей Тайваньского пролива является параллель 25°24'N проведённая от материка на Е до острова Хайтаньдао и далее от южной оконечности этого острова до мыса Фугуйзцзяо, северной оконечности острова Тайвань. Южной границей является линия проведённая от юго-восточной части оконечности острова Дуныпаньдао (23°35' N 121°00' Е) через юго-западную оконечность банок Тайвань (22 37'N 117 26'Е) до мыса Маобитоу, юго-западной оконечности острова Тайвань. Восточным берегом этого пролива является западный берег острова Тайвань.
Глубины в проливе преимущественно 40 -70 м. В южной части пролива обширный район занимают банки Тайвань с наименьшей глубиной 8.6 м.
При плавании вдоль западной стороны Тайваньского пролива обычно следуют в 5 -10 милях от мористых островов, лежащих в у восточного берега Китая. При этом мореплаватели должны тщательно учитывать скорость и направление течений и возможно чаще измерять глубины, а также иметь в виду, что средства навигационного оборудования, установленные на западной стороне пролива, находятся на высоких берегах и часто бывают закрыты туманом или мглой.
На всём своём протяжении западный берег острова Тайвань (восточная сторона Тайваньского пролива) изобилует множеством мелководных отмелей на которых лежат опасности; отмели простираются в море на расстояние около 6 миль. Берег изрезан множеством рек, пред устьями которых лежат обширные отмели.
Течения. Постоянное течение в Тайваньском проливе направлено на SSW, скорость его 0.2 - 1.5 узла. В марте на восточной стороне пролива наблюдается постоянное течение, идущее на NNE со скоростью 0.3 - 0.7 узла, а на западной стороне - течение, идущее на SSW со скоростью 0.5 - 0.8 узла. В апреле эти постоянные течения начинают изменять своё направление против часовой стрелки; скорость их в это время 0.2 - 0.5 узла. В период юго-восточного муссона постоянное течение направлено на NNE и достигает скорости 0.2-2 узла. С сентября по октябрь постоянное течение на восточной стороне продолжает идти на NNE, но в средней части пролива оно меняет своё направление против часовой стрелки, а на западной части пролива уже идёт на SSW и достигает скорости 0.5 - 1 узла. Вблизи берегов пролива и между островами Пэнху на направление и скорость постоянного течения оказывают влияние приливоотливные течения, они большей частью неправильные. Приливное течение направлено на N, отливное - на S. Скорость приливоотливных течений не превышает 1.5 узла.
Южно-Китайское море.
Плавание в Южно-Китайском море осложняется наличием большого числа островов, банок и других опасностей. Особенно много их в юго-восточной части моря к W от острова Паллаван. Здесь находится обширный, почти не исследованный в навигационном отношении, район. Кроме того, особенностью плавания в Южно-Китайском море является наличие здесь свежих сезонных ветров.
Сведения о навигационно - географических характеристиках района плавания
Район | Берега | Грунт | Глубины | Магнетизм |
Восточный и южный берега полуострова Корея и острова Цусима Корейский пролив | Полуостров Корея преимущественно гористый. Берега, в особенности северная часть восточного берега, и весь южный берег довольно сильно изрезаны. Островов у восточного берега полуострова Корея очень мало | Вдоль восточного берега полуострова Корея почти везде ил и песок, а в близи скалистых участков побережья камень и скалы. Вдоль южного берега полуострова Корея преимущественно ил, песок и ракушка. | Восточный берег п – ва пригнут, изобата 50 м проходит в 2 - 2,5 милях от береговой черты. Местами в 7 милях от берега глубины достигают 500м, а иногда превышают 1000 м. Южные берега менее пригнуты изобата 50 м, проходит от берега в 25 – 30 милях | Склонение 5,6°W – 8,8°W. Годовое увеличение 0,02° . Величина суточных колебаний: летом – 6’; зимой – 4’. |
Желтое море | На всем протяжении описываемый восточный берег Корейского полуострова окаймлен широкой полосой отмелей, на которой лежит множество островов и опасностей. По мере продвижении на север, количество островов уменьшается, а полосы отмелей становятся уже. | Вблизи берегов почти всюду грунт, песчаные, а по мере удаления от них переходит в илистый, каменистый грунт. Каменистый грунт Встречается вблизи берега в тех местах, где к нему близко подходит гора. | Глубины не превышают 100м. В юго - восточной части глубины иногда более 80м. Западный берег южной части окаймлен отмелью шириной 30 -70 миль и глубинами менее 10м. северная часть моря более мелководная. В средней части Корейского Пролива глубины 30 -50 м Особенно мелководна юго - западная часть залива Бохайвань. | Склонение 8.8°W- 5.6°W годовое увеличение 0.02° |
Восточно- Китайское море | Берега обрывистые с высотой гор 500 – 600 метров. Изрезаны многочисленными бухтами и заливами. | Преимущ. Песок, ракушка и песок, Гравий и ил. | Западная часть до 100 метров. Средняя и южная части до 3000 м. | Склонение 2°W-6°W |
Восточное побережье острова Тайвань | Преимуществен гористые; прибрежные горы не высокие. | Почти сплошь Песок и ил. В местах гористых обрывов скалы и камни. | Глубины от 200 - 2000 метров | Склонение 1.8°W- 2°W |
Южно- Китайское море, Восточная часть | Невысокие возвышенности холмы. Местами рельеф неоднороден. | Песок, ракушка, Местами известняк, | Глубины 35-1000 м. Наиболее глубоководная средняя часть. | Склонение 1.2°W |
Западное побережье Острова Лусон (Филипинс кие о-ва) | Берег преимуществ. высокий, скалистый и приглуби. в северной части острова и низкий, песчаный и покрыт зарослями. | Песок, Мелкая ракушка, Ил | Глубина 80- 1000 метров. Встречаются отмели банки. | Склонение 1.2°W |
Проход Баши | Расположен между островами Тайвань и находящейся в 77 милях к юго-востоку от него островами Батан. | Ил, Мелкая ракушка. | Местами более 2000 метров. | Склонение 1.2°W |
Таблица 5.1.3 Среднестатистические гидрометеоусловия по участкам перехода
Характеристики | Единицы измерения | Районы перехода | ||
Желтое море. | Восточно-Китайское море. | Южно-Китайское море. | ||
Направление ветра | град. | S-SE | 160-180 | 135,180° |
Повторяемость | % | <65 | 30-50 | 25-30 |
Сила ветра | м/с | 2-6 | 5-7 | 1.5-2 |
Число дней со штормами | - | 1-2 | ||
Волнение | Балы | 2-4 | 3-4 | До 5 |
Повторяемость волнения | % | 60-65 | 70 -85 | 35-55 |
Максимальная высота волны | метры | 6-9 | 2-8 | 8-10 |
Средняя высота волны | метры | 1 -3 | менее 2 | 1-3 |
t° воздуха днем | град. | 10- 15 | 22-25 | 23-27 |
t° воздуха ночью | град. | 3-6 | 16-19 | 18-22 |
t° воды | град. | - | 17-20 | |
Видимость | мили | Менее 5 | 5 и более | 5-11 |
Число дней с туманом | 10- 12 | 1-2 | 1-2 | |
Средняя продолжительность тумана | часы | 4-5 | 3-5 | 3-4 |
облачность | баллы | 4-6 | 6-7 | 5-6 |
осадки | мм / год | 667 -920 | 1600-2250 | 1650-2500 |
Весной происходят различные изменения и перестроения в общей климатической картине районов связанные с переходом от зимнего периода к летнему, поэтому приведенные выше среднестатистические данные могут отличаться от фактических.