Кодекса российской федерации

Ожгибесов В.П.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки правил образования и использования индексов для общих, региональных и местных стратиграфических подразделений в новом стратиграфическом кодексе Российской Федерации, поскольку в настоящее время такие правила отсутствуют (Стр. кодекс, 2006). Ранее рекомендовано «…избегать применения собственных названий для отделов» (Стр. кодекс, 1977, с. 22). Действовавшие правила были приведены во второй редакции Стратиграфического кодекса. Например, было рекомендовано для обозначения индекса яруса использовать «строчную начальную букву названия яруса, помещаемой, справа от индекса отдела» или «…добавлять вторую или третью букву» (Стр. кодекс, 1992, с. 95).

Однако в настоящее время, по-видимому, «исходя из традиций» справа от индекса пишут не только обозначение яруса, но также обозначения горизонта и других стратонов.

Для индекса пачки рекомендовалось «…употреблять арабские цифры и буквы русского или латинского алфавита», а также рекомендовалось применять стратиграфические индексы «… исходя из традиций» (Стр. кодекс, 1977, с. 35). Рекомендацию использовать латинский алфавит нельзя назвать удачной, поскольку латинский алфавит, в отличие от английского, не содержит букву «w», что приводило к неудачному индексу венлокского яруса. В настоящее время в пермской системе выделяется три отдела, а в силурийской системе –– четыре отдела со своими собственными названиями. Сейчас отделы силурийской системы целесообразно нумеровать снизу –– вверх по порядку или использовать названия, например, «второй отдел силурийской системы» или «венлокский отдел».

В современной практике для индексов часто используют буквы чешского алфавита с диакритическими знаками. Пример такого индекса –– краткий индекс C1č для черепецкого горизонта турнейского яруса нижнего отдела каменноугольной системы. Характерно, что на месте индекса яруса часто размещается индекс горизонта и других стратонов.

Рассмотрим возможности применения разновидностей стратиграфических индексов, имеющих своё содержание, информативные возможности, номенклатуру и правила начертания. Таких разновидностей стратиграфических индексов четыре: 1) частный индекс, 2) краткий индекс, 3) общий индекс, 4) полный индекс.

Предлагается отказаться от диакритических знаков и использовать английский язык для образования стратиграфических индексов, записывать индекс латиницей.

В настоящее время для индексов ярусов, например, неогена и палеогена применяют три буквы латиницы вместо одной (иногда –– две буквы, но не меньше двух). Эту тенденцию предлагается распространить на индексы всех ярусов фанерозоя. Таблица частных индексов ярусов для общей стратиграфической шкалы фанерозоя на основе фонетической транскрипции русскоязычных названий уже составлена и используется (Ожгибесов, Колчанова, 2016).

Частный стратиграфический индекс (частный индекс) –– это сокращённое до одной-четырех букв обозначение стратиграфического подразделения общей, региональной или местной шкалы, записанное латиницей или условным знаком.

Например, частный индекс неволинской пачки записывается так: nvl, частный индекс иренской свиты –– irn, частный индекс иренского горизонта –– irn, частный индекс кунгурского яруса –– kg.

Краткий стратиграфический индекс (краткий индекс) содержит обозначения системы, отдела, а также частный индекс яруса или регионального или местного стратона. Индексы местных и региональных стратонов обычно записывались на том же самом месте, где традиционно располагаются частный индекс яруса.

Например, краткий индекс неволинской пачки иренской свиты иренского горизонта кунгурского яруса нижнего (приуральского) отдела пермской системы записывается так: P1nvl.Этот «краткий» индекс не содержит ссылки на свиту, горизонт и ярус.

Если место, предназначенное в кратком индексе для частного индекса яруса, используется для записи частного индекса горизонта, свиты или пачки, то это приводит к неполной и неоднозначной оценке положения региональных и местных стратонов в разрезе. Например: P1k – кошелевская свита, P1k – картамышская свита, P1k – кумжинская свита, P1k кундойская свита. Это так называемые «краткие» индексы.

В настоящее время практика применения «кратких» индексов, к сожалению, привычна и широко распространена. Однако вряд ли можно сказать, что она целесообразна.

В стратиграфическом кодексе краткий индекс применяется только для ярусов, но не для свит, горизонтов, пачек.

Форма записи краткого индекса для яруса по содержанию является одновременно формой записи общего индекса для этого же яруса, так как частный индекс яруса в этом индексе занимает место, определённое стратиграфическим кодексом для яруса и только для яруса.

Вместо краткого индекса предлагается всегда использовать «общий стратиграфический индекс».

Общий стратиграфический индекс (общий индекс) используется для описания положения характеризуемой толщи в геологическом разрезе именами стратонов общих, региональных и местных стратиграфических шкал и схем. В «общем» индексе не учитываются наименования дополнительных стратонов с приставками над- и под-.

Например,–– irnnvlP1kgirn.

Схема стандартного порядка записи «общего» индекса выглядит так:

свита пачкаСИСТЕМАОТДЕЛи ярусгоризонт

Место, предназначенное для написания частного индекса яруса, должно быть предназначено только для яруса. Если ярус не определён, то его место должно оставаться пустым. Место, предназначенное для записи частных индексов общих, региональных или местных стратонов должно оставаться свободным в том случае, если какой-то из этих стратонов не определён. Например, общие индексы дивьинской свиты на различных участках её распространения в Предуральском прогибе могут быть записаны так:

dvnC3,dvnP1skm,dvnP1artsrg.

В новой редакции стратиграфического кодекса Российской Федерации рекомендуется использовать номенклатуру общего стратиграфического индекса. Для формирования частного индекса яруса использовать три (реже – две) буквы на основе латиницы английского алфавита, рекомендовать номенклатуру общего стратиграфического индекса для использования в международной практике.

Библиографический список к статье

Ожгибесов В. П. Стратиграфические индексы в условиях реконструкции общих, региональных и местных шкал / Образование и наука в современных условиях: материалы VI Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (6). – С. 55 – 59.

Ожгибесов В. П., Колчанова Н.Г. Частные и общие стратиграфические индексы ярусов фанерозойской эонотемы в новой шкале // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 05 февр. 2016 г.) /– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 90 – 93.

Стратиграфический кодекс России. – 3-е изд., – СПб.: ВСЕГЕИ–МСК, 2006. – 96 с.

Стратиграфический кодекс России. – 2-е изд., – СПб.: ВСЕГЕИ-МСК, 1992. – 120 с.

Стратиграфический кодекс СССР. Временный свод правил и рекомендаций. – Л., 1977. – 80 с.

Наши рекомендации