Метод свободных ассоциаций
Слова в базовом списке — произвольно подобранные и цифровой ряд не используется. Объединяет их сочиненный вами на месте рассказ, переходящий от одного к другому (в этом рассказе они, стало быть, играют роль ключевых слов). Самое главное, чтобы этот рассказ был зримым, как видеофильм. Ну, допустим, первым словом списка у вас оказался пеликан, вторым -— крокодил. Тогда начало вашего "видеофильма", скорее всего, будет выглядеть так: пеликан кормит крокодила из своего подклювного мешка. Представив себе такую картинку, вы ее век не забудете.
Дальнейшее — как в предыдущем методе. Последовательно изучаемые вами фрагменты информации связываете с последовательными элементами вашего базового списка (кадрами "видеофильма"). Связываете опять-таки зрительными, хорошо запоминающимися ассоциациями. Теперь прогоняете весь ваш базовый "видеофильм", делая от каждого кадра по мостику только что придуманной ассоциации шаг в сторону к соответствующему фрагменту информации, ради которой вы все это затеяли. Повторите прогонку несколько раз. Схвачено!
При этом, чтобы "видеофильм" оказался наиболее запоминающимся и ярким, старайтесь учитывать при его мысленном создании следующие советы. Предметы надо как можно больше представлять в активном действии, характерном для данных предметов, либо в действии, прямо противоположном такому "обычному" действию. Те же требования предъявляются к ассоциациям, связывающим фрагменты информации с кадрами вашего "видеофильма".
Прием "МЫСЛЕННЫХ КАРТИН"
Старайтесь любую информацию переводить в кодирующую ее схематически картинку, можно забавную. Этим приемом активно пользовались в средние века, а затем и все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности). Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической (например, информационные блоки могут представляться в виде соединенных линиями геометрических фигур, помеченных соответствующими надписями и ярлычками). Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас. Связывайте картинки в большие грозди зрительными ассоциациями.
Чтобы применять прием эффективно, нужно научиться хорошо воображать себе картинки (если вы не умеете этого делать). Прекрасный способ тренировки — представлять себе бытовые сценки, предметы, движущийся экран компьютерной игры, создавать и просматривать "мысленный мультфильм".
Запоминание чисел
Есть много мнемотехнических приемов запоминания цифр. Мы приведем самые, с нашей точки зрения, доступные. Если речь идет о датах и телефонах, то их надо заучивать наизусть методом прямой бесхитростной зубрежки, с возможным "положением на музыку". Если речь идет о других числах, старайтесь запоминать их по ассоциативному методу, памятуя сочинение Х.Л. Борхеса "Иринео Фунес, чудо памяти". Присвойте каждой цифре некий образ, запомните их (дело-то нехитрое, всего десять штук), и каждое число запоминайте как картинку, в которой в соответствующем порядке объединены общей ситуацией указанные образы. Проассоциируйте полученную картинку с тем, что измеряется данным числом, и дело в шляпе. Телефоны и даты так тоже можно запоминать.
При запоминании чисел широко применяются индивидуальные ассоциации с событиями и элементами вашей жизни, случайно оказавшимися связанными с теми же числами.
Запоминание имен
Рекомендуемый способ: только наизусть, "напевной" механической зубрежкой. С данным лицом надо ассоциировать не только имя, но и музыкальный аккорд, на который оно ложится. "Зубрить" имя надо, повторяя про себя и вслух, не менее 20 сек. "Гроздья" и ряды имен запоминаются проще, чем те же имена вразбивку, за счет эффекта сцепления.