Северо-Западный район и Калининградская область 4 страница
Лесозаготовки на территории района ведутся в основном в Иркутской области (первое место среди регионов страны) и Красноярском крае. Но деревообработка больше развита в Красноярском крае (Красноярск, Енисейск, Лесосибирск, Игарка и др.), где она начала появляться раньше - еще с начала XX в. Производства бумаги и картона действуют в Красноярске, Братске, Усть-Илимске, Байкальске (Иркутская область), Селенгинске (Республика Бурятия). Два последних расположены в бассейне Байкала и загрязняют воду озера, экологическая общественность требует их закрытия. В районе Красноярска, Енисейска, Братска, Усть-Илимска сложились лесопромышленные комплексы.
Химическая промышленность, производящая около 6% промышленной продукции района, наоборот, увеличила свое значение в последние годы. Крупное производство пластмасс и синтетических смол, а также азотных удобрений действует в г. Ангарске Иркутской области на основе перерабатываемой западносибирской нефти. В расположенном рядом с Ангарском городе Усолье-Сибирское на базе крупнейших в стране месторождений поваренной соли развиваются хлорное и содовое производство, фармацевтическая промышленность. Синтетический каучук и шины, а также химические волокна выпускают в Красноярске и его окрестностях.
Главной отраслью сельского хозяйства является овцеводство, для развития которого имеются обширные горные и степные пастбища в южной части района. Восточная Сибирь занимает в России по производству шерсти третье место после Северного Кавказа и Поволжья. Развиты также мясомолочное (в горных и степных районах) и молочно-мясное (на юге таежной зоны) скотоводство. По всей территории района - от Таймыра на севере до Тывы на юге - разводят северных оленей. В горах и сухих степях на юге района разводят также лошадей, яков и верблюдов. Наибольшее в России разнообразие сельскохозяйственных животных наблюдается в Республике Тыва, где животноводство является главной отраслью хозяйства. Здесь разводят овец и коз, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, северных оленей, верблюдов, яков, пушных животных и др. Наличию большого количества подотраслей животноводства способствует разнообразие природных условий, вызванное высотной поясностью. В растениеводстве района главным направлением является выращивание зерновых культур (яровая пшеница, ячмень, овес), сконцентрированное в лесостепных участках на юге.
Работу отраслей специализации района обеспечивают топливная промышленность, машиностроение и транспорт. Главная функция топливной промышленности Восточной Сибири - добыча угля для местных тепловых электростанций. Основная часть производства приходится на Канско-Ачинский буроугольный и Иркутско-Черемховский каменноугольный бассейны, в которых добыча ведется открытым способом и поэтому себестоимость угля низкая. Но в другие районы уголь почти не вывозится, поскольку является низкокачественным, а районы добычи удалены от возможных потребителей (транспортировка увеличивает стоимость угля для потребителей во много раз). Небольшая добыча угля для местных нужд имеется во всех регионах, кроме Эвенкийского автономного округа. На юге этого региона и на севере Иркутской области начинают разрабатываться крупные месторождения нефти и газа. Предполагается использование этих видов топлива не только внутри района, но и на экспорт в страны Восточной Азии. В настоящее время нефть поступает в район по трубопроводу из Западной Сибири и перерабатывается на заводах в Ангарске (Иркутская область) и Ачинске (Красноярский край). Небольшая добыча газа для местных нужд имеется в районе Норильска.
В машиностроении главными являются производство горнодобывающего оборудования (Красноярск, Иркутск, Усолье-Сибирское), зерноуборочных комбайнов (Красноярск), грузовых железнодорожных вагонов (Абакан). Главным центром судостроения в бассейне Енисея является Красноярск, а в бассейне Лены - Усть-Кут (Иркутская область). В годы Великой Отечественной войны на территорию Восточной Сибири были эвакуированы некоторые оборонные предприятия. Ракетно-космическую технику производят в Красноярском крае, самолеты и вертолеты - в Иркутске и Улан-Удэ.
Транспорт имеет большое значение для связей Восточной Сибири с другими районами. Он относительно развит в южной части района, где проложены железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали широтного направления, и не имеет каркасной сети на севере. Меридиональные (на север и юг вдоль Енисея) дороги только формируются. Поэтому большое значение для снабжения северных территорий имеют реки Енисей, Лена и их притоки. На территории Таймырского автономного округа действует изолированная железная дорога, соединяющая Норильск с расположенным в устье Енисея портом Дудинка и служащая для вывоза меди, никеля и концентрата. В расположенном рядом порту Игарка осуществляется перевалка на морской транспорт лесных грузов. Велика роль авиационного транспорта в качестве единственного круглогодично действующего на севере района и для связей удаленной Восточной Сибири с европейской частью страны.
Дальневосточный район.
Состав, географическое положение, природно-ресурсный потенциал.В состав Дальневосточного района входят Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская (включая Корякский автономный округ), Магаданская и Сахалинская области.
Климат Дальнего Востока умеренный муссонный в южной части, умеренный резко континентальный, субарктический и арктический - в северной части, умеренный морской - на Камчатке и Курильских островах.
Население.Численность населения Дальневосточного района, по данным переписи 2002 г., насчитывает 6,7 млн. человек. Плотность населения составляет всего около 1 человека на 1 км2 - минимальное значение среди районов России. Выше среднероссийской плотность населения только в самом южной регионе - Приморском крае (12 человек на 1 км2). В автономных округах на севере района проживает менее 1 человека на 10 км2. Доля городского населения (76%) чуть выше средней по России, но связано это в основном с суровыми природными условиями, препятствующими развитию сельского хозяйства и расселения. Самые крупные города района - Хабаровск и Владивосток - насчитывают примерно по 600 тыс. жителей.
Этнический состав населения Дальнего Востока смешанный с преобладанием русских, переселявшихся сюда начиная с XVII в., а затем большими волнами в периоды Столыпинских реформ, индустриализации 30-х годов и советской переселенческой политики послевоенных лет. В последние периоды вместе с русскими переселялись украинцы, татары, евреи и многие другие народы со всего бывшего СССР. Коренное население представлено народами Севера, относящимися в основном к алтайской семье (якуты, эвенки, эвены, удэгейцы, нанайцы, ороки, орочи) и чукотско-камчатской семье (чукчи, коряки, ительмены). Крайне малочисленны коренные народы других языковых семей - эскимосы, алеуты, юкагиры, нивхи.
Ведущие отрасли.В соответствии с имеющимися природными и социально-экономическими условиями и ресурсами, а также историческими особенностями развития на Дальнем Востоке сложился следующий набор отраслей межрайонной специализации:
• в промышленности: цветная металлургия, лесная, пищевая (рыбная);
• в сельском хозяйстве: выращивание риса и сои;
• в других отраслях: морской транспорт.
Цветная металлургия производит более трети промышленной продукции района и является главной отраслью. Представлена в основном добыча сырья - золота, серебра, алмазов, руд олова, вольфрама, полиметаллических руд. Выплавляется только свинец в г. Дальнегорске (Приморский край), но это самое мощное производство этого металла в стране. Золото добывается в основном из мелких рассыпных месторождений в Магаданской области, Чукотском автономном округе, восточной части Якутии, хотя осваиваются и крупные коренные месторождения (Нежданинское и др.). Пищевая промышленность производит около четверти продукции района. В основном это рыбная промышленность (23% продукции), при слабом развитии других пищевых производств. Дальний Восток дает более половины вылова рыбы и других морепродуктов в России. Крупными центрами рыбопереработки являются практически все морские порты района. Но в основном производство сосредоточено в Приморском крае (Владивосток, Находка и др.), Сахалинской области (Южно-Сахалинск, Корсаков, Невельск и др.) и Камчатской области (Петропавловск-Камчатский).
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность производит около 5% продукции района. Лесозаготовки и деревообработка ведутся в основном в Хабаровском и Приморском краях. В Комсомольске-на-Амуре сформировался лесопромышленный комплекс. Целлюлозно-бумажные предприятия расположены на юге Сахалинской области (Поронайск, Макаров, Долинск и др.), а также в Амурске Хабаровского края.
В сельском хозяйстве межрайонное значение имеют выращивание риса (на Приханкайской низменности в Приморском каре) и сои (на Зейско-Буреинской низменности вдоль Амура и Уссури). Большая часть продуктов питания ввозится из соседних стран и других районов России.
Важное межрайонное значение имеет морской транспорт района. Дальневосточный бассейн в настоящее время занимает в России первое место по грузообороту. Вывозятся уголь, нефть и нефтепродукты, лесные грузы, цветные металлы, рыбопродукты. Завозятся бокситы и глинозем, машиностроительная продукция, продукты питания, потребительские товары. Главные порты находятся на юге Приморского края, так как сюда подходит Транссибирская железнодорожная магистраль и Японское море в этом месте замерзает редко,- это Владивосток, Находка и Восточный. Перспективны для развития порты Ванино и Советская Гавань, к которым подходит Байкало-Амурская магистраль.
Работу отраслей специализации обеспечивают электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и черная металлургия. Гражданское машиностроение района нацелено на обслуживание других отраслей (судоремонт в Находке, производство сельскохозяйственных машин в Биробиджане, ремонт горнодобывающего оборудования в Магадане и др.). Но в советский период Дальний Восток являлся одним из самых милитаризированных районов страны, поскольку здесь страна непосредственно граничила с наиболее мощными из вероятных противников - США и Китаем. Оборонные потребности вызвали развитие военного машиностроения. Авиастроительные предприятия были построены в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) и Арсеньеве (Приморский край). Судостроение развито во Владивостоке, Большом Камне (Приморский край), Комсомольске-на-Амуре.
В перспективе большое экспортное значение будет иметь топливная промышленность района. В настоящее время вывозится в Японию и Республику Корея часть угля, добываемого в Южно-Якутском бассейне. Но после освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Охотского моря около Сахалина и в юго-западной и центральной Якутии Дальний Восток станет одним из главных поставщиков нефти и газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большую часть электроэнергии в районе производят тепловые электростанции (Приморская, Партизанская, Сахалинская ГРЭС и др.), хотя есть несколько крупных ГЭС (Зейская, Колымская др.), а также небольшие атомная (Билибинская на Чукотке) и приливные (Паужетская и Мутновская на Камчатке) станции. После строительства новых мощных электростанций (в том числе введения в строй Бурейской ГЭС) возможен экспорт электроэнергии. Но в настоящее время топлива и электроэнергии на Дальнем Востоке не хватает, что вызывает энергетические кризисы во многих регионах.
Единственное предприятие черной металлургии в районе - передельный завод в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).