Состояние артикуляционной моторики

1.

Анамнез

Мать--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(возраст при рождении ребенка)

Отец--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания----------------------------------------------------------------------------------

От какой по счету беременности ребенок-------------------------------------------------------------------

Протекание беременности (токсикоз 1-ая половина, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)-------------------------------

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)-----------------------------------------

Когда закричал ребенок-----------------------------------------------------------------------------------------

Наблюдалась ли асфиксия-----------------------------------------------------------------------------------Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)----------------------------------------

Вес и рост при рождении----------------------------------------------------------------------------------------

Вскармливание:

Когда принесли кормить?-------------------------------------------------------------------------------------- Как сосал?----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Грудное вскармливание до-------------------------------------------------------------------------------------

Когда выписались из роддома? (если задержались, то почему)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Раннее развитие

Когда стал держать голову---------------------------------------------------------(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть---------------------------------------------------------------------(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить-----------------------------------------------------------------(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы-----------------------------------------------------(в норме с 6-8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До года--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

После года----------------------------------------------------------------------------------------------------------

До 3 лет-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

После 3 лет---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заключение:

- педиатра---------------------------------------------------------------------------------------------------

- невропатолога--------------------------------------------------------------------------------------------

- окулиста---------------------------------------------------------------------------------------------------

- лор-врача-------------------------------------------------------------------------------------------------

Раннее речевое развитие

Гуление-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лепет----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первые слова------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первые фразы------------------------------------------------------------------------------------------------------

Занимался ли с логопедом, с какого возраста-------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исследование психических функций

1.Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»)----------------------------------------------------------------------------------

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)-----------------------------

2. Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --..,-..-,..--,-…,…- ----------------------------------------------------

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-,-..--,--…,…-------------------------------------------------

3. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый , черный , красный , желтый , зеленый , синий -----------------------------

от 5 до 7 лет: основные цвета , розовый , голубой , сиреневый , оранжевый , коричневый , серый

б) показать предметы, которые находятся справа , слева , вверху , внизу , впереди , сзади--------------------------------------------------------------------------------------------------------

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4до 5 лет) , из 5-8 частей (от 5 до 7 лет---------------------------------------------------------------------------------------------------------

г) складывание фигур из палочек-------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.

Состояние общей моторики.

-сила движений-----------------------------------------------------------------------------------------------------точность движений--------------------------------------------------------------------------------------------- -темп движений----------------------------------------------------------------------------------------------------координация движений------------------------------------------------------------------------------------------переключение с одного движения на другое---------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.

Состояние ручной моторики

-точность движений-----------------------------------------------------------------------------------------------темп движений----------------------------------------------------------------------------------------------------синхронность движений правой и левой руки--------------------------------------------------------------переключение от одного движения к другому---------------------------------------------------------Задания: от 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.

От 5 до 7 лет дополнительно: «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, -2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

-кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой);

-чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.

Анатомическое строение речевого аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)-----------------------

в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус)-------------

г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)------------------------

е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой)-

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.

Обследование мимической мускулатуры

-поднять брови вверх («удивиться»)---------------------------------------------------------------------------нахмурить брови (рассердиться»)-----------------------------------------------------------------------------прищурить глаза-------------------------------------------------------------------------------------------------

-надуть щеки («толстячки»)------------------------------------------------------------------------------------

-втянуть щеки («худышки»)------------------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7.

Состояние артикуляционной моторики

Губы.

«Улыбка»-«трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а) наличие и отсутствие движений----------------------------------------------------------------------------

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)------------------------------------------------

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)-------------------------------------------------

г) переключение от одного движения к другому----------------------------------------------------------

д) объем движений-----------------------------------------------------------------------------------------------

е) точность выполнения-----------------------------------------------------------------------------------------

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)---------------------------

з) замены движения----------------------------------------------------------------------------------------------

и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)----------------------------------------------------------

Язык

Широкий – узкий (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет)----------------------------------------

Кончик языка поднять и опустить----------------------------------------------------------------------------

«Маятник»---------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Качели»-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Цоканье»----------------------------------------------------------------------------------------------------------

а) наличие или отсутствие движений-------------------------------------------------------------------------

б) тонус--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в) переключение с одного движения на другое-------------------------------------------------------------

е) точность выполнения-----------------------------------------------------------------------------------------

ж) наличие синкинезий, тремора, саливации---------------------------------------------------------------

Мягкое небо

Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8.

Состояние просодии

Дыхание

Тип, плавность дыхания-----------------------------------------------------------------------------------------

Характеристика голоса

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)-------------------------------------------------

б) наличие или отсутствие носового оттенка---------------------------------------------------------------

Темп (нормальный, быстрый, медленный)------------------------------------------------------------------

Ритм------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.

Наши рекомендации