Хозяйственное значение и использование вод. Реки Западной Сибири имеют немаловажное транспортное значение, особенно в условиях сильной заболоченности и трудной доступности края для передвижения
Реки Западной Сибири имеют немаловажное транспортное значение, особенно в условиях сильной заболоченности и трудной доступности края для передвижения. Обь, Иртыш, Тобол и многие другие реки широко используются для грузовых и пассажирских перевозок. Общая длина судоходных путей рассматриваемого района превышает 20000 км. Широкому развитию судоходства благоприятствует равнинный характер рек. Особенно возросло транспортное значение рек бассейна Оби в связи с открытием Северного морского пути.
Существенным недостатком судоходных рек бассейна Оби является отсутствие связи их со смежными бассейнами. Еще и конце прошлого столетия была предпринята попытка к осуществлению соединения ее бассейна с Енисеем. В 1893 г. был сооружен водораздельный канал между pp. Кеть (приток Оби) и Кас (приток Енисея), однако он почти сразу утратил значение, так как не был обеспечен питанием. Предложенные ранее проекты по устройству водных путей, связывающих реки Сибири и Европейской части России, в том числе создание Трансуральской водной магистрали, соединяющей Обь и Волгу, не были осуществлены.
Энергоресурсы рек Западной Сибири весьма велики: по самым приближенным подсчетам они превышают 20 млн. квт. Особенно большое энергетическое значение имеют реки горного Алтая - Бия, Катунь, верхнее течение Томи, Иртыш, а также реки восточных склонов Урала. Проектируется соорудить гидроэлектростанции на Оби, уже начато строительство Усть-Каменогорской гидроэлектростанции на Иртыше. В пятой пятилетке намечается развернуть работы по сооружению Бухтарминской гидроэлектростанции. Разрабатываются также проекты строительства гидроэлектростанций и на других реках. Реки Западно-Сибирской низменности, вследствие малых уклонов и наличия плоских, широких долин, в энергетическом отношении не представляют большого интереса.
В числе важных водохозяйственных проблем следует отметить проблему осушения Барабинской степи, в северной части которой болота местами занимают до 45% поверхности. По почвенным и климатическим условиям эта степь представляет важный в сельскохозяйственном отношении район Западной Сибири, особенно с точки зрения развития здесь молочного животноводства. Кулундинская степь, расположенная к югу от Барабинской, требует, наоборот, проведения мероприятий по орошению за счет использования местных водных ресурсов и вод Оби (Обь-Кулундинская проблема).
В степной зоне Западно-Сибирской низменности, также как и в Европейской части СССР, приступлено к созданию лесных полос и полезащитных лесонасаждений.
Большое народнохозяйственное значение для химической и соляной промышленности имеют минеральные озера степной зоны Западно-Сибирской низменности, обладающие большими запасами соли, соды, мирабилита и других ценных для химической промышленности продуктов. Особенно большое значение имеют озера Кулундинской степи (Кулундинское, Кучук и др.).
В качестве более отдаленной перспективы выдвигается проблема переброски вод Оби на юг, в Среднюю Азию. Осуществление ее по проекту инженера М. М. Давыдова мыслится путем создания на Оби гигантской плотины, высотой в 78 м, ниже устья Иртыша. Новое водохранилище будет иметь площадь в 250000 км2; для его питания предполагают использовать воды Енисея. По каналу длиной в 820 км воды из водохранилища будут перебрасываться в Аральское море, а часть их по Узбою будет направлена в Каспийское море.
Предполагается, что в результате осуществления этого проекта в Среднюю Азию будет поступать ежегодно до 300 км3 воды, что превышает суммарный годовой сток Волги; это позволит оросить и обводнить около 70 млн. га новых земель. Кроме того, будет создан новый водный путь, связывающий Каспийское и Аральское моря с системой судоходных рек Западной Сибири.