Глава 3. карта как средство управления
§16. Назначение и содержание рабочей карты
Топографическая карта, на которой графически при помощи условных тактических знаков и сокращенных обозначений отображаются тактическая обстановка и ее изменения в ходе боя, называется рабочей картойтого командира, который ее ведет.
Рабочая карта является одним из основных, а очень часто и единственным боевым документом, с помощью которого командиры подразделений организуют и осуществляют управление в бою. Она базируется на топографической основе карты, поэтому с ее помощью можно решать не только тактические, но и топографические задачи, связанные с управлением войсками в бою.
Рабочая карта командира предназначена для решения многих и разнообразных задач. Прежде всего отметим, что с помощью рабочей карты командир может уяснить полученную боевую задачу, изучить и оценить обстановку, принять решение, поставить боевые задачи подчиненным подразделениям, отдать указания по взаимодействию, боевому, тыловому и техническому обеспечению, составить донесение старшему начальнику, информировать соседей, лично доложить об обстановке старшему начальнику, двигаться с подразделениями по местности, на которой трудно ориентироваться, решать огневые задачи по подавлению или уничтожению противника. Конечно, все эти задачи можно выполнить, если на рабочую карту будут нанесены необходимые данные, то есть сведения о противнике, своих подразделениях, соседях, радиационная и химическая обстановка и другие данные.
Оценка местности является одним из важнейших элементов обстановки. Каждый командир, прежде чем принять решение на бой или на другие действия, должен тщательно изучить и всесторонне оценить местность – учесть все ее положительные и отрицательные стороны с точки зрения влияния на предстоящие действия, а также изменения элементов местности, вызванные применением ядерного оружия. С помощью рабочей карты командир имеет возможность выполнить эту работу заблаговременно, еще до непосредственного выезда на местность. Это особенно важно потому, что в скоротечном современном бою командир очень часто не будет располагать временем для продолжительных рекогносцировок местности в целях ее глубокого изучения. Рабочая карта позволит командиру ускорить этот процесс, а следовательно, сократить время, необходимое для принятия решения.
Следует отметить, что командиров подразделений различных родов войск в соответствии со спецификой решаемых боевых задач будут интересовать различные по своему содержанию сведения о местности. Командир подразделения каждого рода войск изучает по своей рабочей карте местность с определенной целью – получения интересующей его информации, обеспечивающей выполнение поставленной боевой задачи с наименьшими потерями в живой силе и технике и с нанесением максимальных потерь противнику. Например: командиры мотострелковых подразделений с помощью своей рабочей карты изучают довольно подробно рельеф, условия наблюдения, обстрела, расположения, маскировки, передвижения, маневра, гидрографию и другие элементы местности; командира танкового подразделения прежде всего будут интересовать условия проходимости и маневра, обеспечения скрытности, а командира ракетного или артиллерийского подразделения – условия размещения своих подразделений на позициях, условия передвижения, маневра, маскировки, инженерного оборудования занимаемых позиций.
Степень изучения местности по рабочей карте зависит также от характера поставленной боевой задачи. Так, в интересах совершения марша командир изучает главным образом дорожную сеть и условия передвижения вне дорог. Если подразделению поставлена задача по овладению населенным пунктом, то командир с максимальной подробностью изучает все особенности данного населенного пункта – характер его планировки и застройки, этажность зданий, наличие укрытий, условия маневра и т. д.
Навыки в изучении и оценке местности по рабочей карте вырабатываются практикой. Эти навыки основываются на твердом знании картографических знаков и умении по карте ориентироваться на местности, то есть определять взаимное расположение местных предметов.
При изучении и оценке местности по рабочей карте командиры придерживаются в основном такого порядка действий, как и при изучении местности. Вначале производится общий осмотр карты в полосе, районе или на направлении действий подразделения. В результате беглого осмотра местности по карте выявляются главные характеристики и особенности местности, на которой предстоит действовать. Создается общее представление о характере рельефа, условиях размещения, маскировки, проходимости района боевых действий – тех элементов местности, которые могут оказать существенное влияние на выполнение поставленной боевой задачи. После этого по карте подробно оцениваются защитные свойства местности, которые в той или иной степени могут способствовать сохранению живой силы и боевой техники от поражающих факторов ядерного оружия и от действий обычных средств поражения.
Затем командиры подробно изучают и оценивают условия наблюдения, маскировки, проходимости, инженерного оборудования местности с применением инженерной техники. В результате всей этой работы они определяют, какое влияние окажет та или иная местность на боевые действия войск при выполнении поставленной боевой задачи.
Наличие на рабочей карте сведений о противнике, своих войсках и соседях позволит командиру без выезда на местность правильно принять решение, поставить задачи подчиненным подразделениям, организовать взаимодействие и управление. В последующем задачи могут быть уточнены при работе командира на местности. При этом командир по карте определяет направление или район действий, рубежи или районы, которыми необходимо овладеть или которые надо удержать в ходе боя, маршруты движения, огневые позиции артиллерии и минометов, цели (объекты) огневого поражения, места установки заграждений и др.
Поставленная по рабочей карте боевая задача наносится подчиненными командирами на свои карты.
Нанесенные на рабочую карту сведения об обстановке позволяют командиру быстро разрабатывать короткие письменные боевые распоряжения, с помощью которых до подчиненных доводятся боевые задачи, когда невозможно или нецелесообразно ставить их лично.
С помощью рабочей карты обычно разрабатывают и боевые донесения. Они предназначаются для докладов старшему начальнику о выполнении боевой задачи, о положении своего подразделения и его состоянии, об оценке противника и его намерениях, а также о принятом решении. Кроме того, с помощью рабочей карты командиры имеют возможность регулярно информировать своих соседей об обстановке и получать от них информацию об их действиях. Следует подчеркнуть, что своевременность и качество разработки боевых документов и докладов зависят от правильности нанесения и полноты данных, имеющихся на рабочей карте командира.
Трудно переоценить важность использования рабочей карты при движении по местности, где ориентирование затруднено, ночью, в снегопад, туман и в других условиях ограниченной видимости. Определив заблаговременно направление движения (азимут), командир доводит эти данные до подчиненных и в дальнейшем постоянно следит за соблюдением указанного им направления движения.
С помощью рабочей карты командир может управлять огнем мотострелковых, артиллерийских, минометных и танковых подразделений. Организуя управление огнем всех видов оружия по карте, командир указывает районы огневых позиций (основных, запасных, временных), местоположение (координаты) цели, ее характер, направление стрельбы, основные и дополнительные секторы обстрела. Командиры артиллерийских, минометных и танковых подразделений, получив огневые задачи, наносят их на свои карты и с помощью этих карт подготавливают исходные данные для стрельбы.
Рабочая карта должна отвечать определенным требованиям, важнейшие из которых наглядность, полнота и точность нанесения обстановки.
Наглядность рабочей карты командира заключается в ясном и четком отображении боевой обстановки с выделением ее главных элементов. Это достигается правильным применением и четким вычерчиванием тактических условных знаков; выделением положений войск, относящихся к разному времени; правильным расположением на рабочей карте служебных и пояснительных надписей; правильным отчетливым изображением фактического положения войск и предполагаемого характера действий; правильным подъемом карты. Большое значение для наглядности рабочей карты имеет правильный выбор соотношения размеров условных знаков, обозначений и пояснительных надписей, который зависит от объема нанесенной на нее информации, то есть от ее графической нагрузки.
Полнота нанесения обстановки на рабочую карту предопределяется тем объемом сведений, который необходим командиру для управления подчиненными подразделениями в бою. Это означает, что на свою рабочую карту командир должен наносить только те данные обстановки и с такой детализацией, которые ему действительно необходимы. Соблюдение этого требования позволит экономить время при нанесении обстановки, облегчит пользование рабочей картой и, что самое главное, будет способствовать сохранению в тайне замысла командира по организации и ведению боя подразделением и замысла старшего начальника.
Содержание рабочей карты того или иного командира, то есть полнота нанесения на нее данных обстановки, может быть различным. Например, рабочая карта командира артиллерийского подразделения во многом будет отличаться от рабочей карты командира инженерно-саперного подразделения или подразделения связи. Наибольшая полнота сведений, наносимых на карту, необходима командирам мотострелковых и танковых подразделений.
На рабочую карту командира мотострелкового танкового подразделения обычно наносятся:
состав, положение своих подразделений с подробностью на две ступени ниже, например в батальоне – до взвода (отдельного орудия, миномета);
состав, положение и возможный характер действий противника на глубину поставленной задачи на направлении действий подразделения и примыкающих к нему флангах;
данные о радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановке;
боевая задача подразделения, поставленная старшим командиром (начальником);
положение и задачи непосредственных соседей (справа и слева), а также действующих впереди подразделений, их пункты управления;
разграничительные линии между батальонами;
задачи огневых средств, находящихся в распоряжении командира подразделения, и их позиции;
места установки инженерных заграждений;
маршруты движения;
наблюдательные, командно-наблюдательные и командные пункты старшего командира (начальника) и соседей;
районы расположения тыловых подразделений.
На рабочую карту командира артиллерийского (минометного) подразделения наносятся:
расположение сил и средств, пунктов управления противника;
состав, положение и боевые задачи мотострелковых (танковых) подразделений;
задачи, выполняемые средствами старших командиров (начальников);
огневые задачи, выполняемые подразделением;
огневые позиции (основные, запасные, временные), места командно-наблюдательных (наблюдательных) пунктов;
основное направление стрельбы;
ориентиры;
рубежи, пункты, позиции приданных средств артиллерийской разведки;
максимальная и минимальная дальности стрельбы;
маршруты и порядок выдвижения, развертывания, перемещения и маневра;
рубежи безопасности;
сигналы управления, оповещения и взаимодействия.
Аналогичные данные с учетом специфики выполняемых задач отображаются на рабочих картах командиров инженерно-саперных подразделений, подразделений связи и др.
На рабочей карте офицера, занимающегося организацией разведки, должны быть нанесены наиболее подробные сведения о противнике, добытые разведывательными органами: сведения о группировке, нумерации подразделений и частей противника, сосредоточение его резервов, вторых эшелонов, расположение пунктов управления, районов расположения средств массового поражения, данные об инженерном оборудовании. Кроме того, на его рабочей карте должны быть нанесены места расположения своих разведывательных подразделений и их задачи, места высылаемых разведывательных органов.
Рабочую карту офицера, отвечающего за организацию разведки, надо вести так, чтобы по ней можно было в любое время поставить задачи разведывательным органам, сделать анализ и доложить выводы о противнике командиру (начальнику) .
На рабочей карте офицера, отвечающего за организацию связи, отражаются общие данные обстановки и положение (передний край) своего подразделения (части). На нее наносится расположение пунктов управления своего подразделения, старшего и подчиненных командиров (начальника) и непосредственных соседей. Кроме того, на эту карту наносятся линии проводной связи, пути подвижных средств связи и места расположения основных радиостанций. На свободном месте карты может быть показана схема проводной и радиосвязи подразделения (части).
На рабочих картах офицеров, занимающихся техническим и тыловым обеспечением, должны отражаться общие данные обстановки и положение своих подразделении (частей). Из решения командира наносятся только разграничительные линии и боевые задачи своего подразделения (части) и подчиненных подразделений. О противнике на рабочую карту этих офицеров наносятся только те данные, которые непосредственно могут повлиять на техническое и тыловое обеспечение. Подробно должны быть нанесены места и время расположения технических и тыловых подразделений (своих, подчиненных и старшего начальника), порядок их перемещения, пути подвоза и эвакуации, ремонтные средства, линии связи с техническими и тыловыми подразделениями, отражены мероприятия по охране и обороне тыла и другие данные.
На рабочие карты офицеров, занимающихся по роду своей служебной деятельности другими вопросами, должны наноситься общие данные о положении своих подразделений (частей) и противника, точные данные о районах расположения и задачах подчиненных непосредственно им подразделений родов войск, специальных войск и служб и некоторые данные из решения командира, необходимые для планирования действий подчиненных им подразделений, служб и для руководства ими в ходе боя.
Точность нанесения обстановки имеет исключительное значение. Нанесенная на рабочую карту обстановка должна точно соответствовать действительному положению войск на местности, так как неточность нанесения обстановки на рабочую карту может привести в боевых условиях к нежелательным, а очень часто и тяжелым последствиям. Так, неточное нанесение на рабочую карту положения своих подразделений может привести к тому, что они будут поражены своими огневыми средствами, ведущими огонь с закрытых огневых позиций; ошибки в нанесении положения противника могут снизить эффективность нанесения огневых ударов по объектам и даже послужить причиной того, что значительная часть дорогостоящих огневых средств будет применена по пустому месту, а противник, не подавленный огнем, может оказаться там, где наши подразделения его не ждали. Достаточно, например, на рабочей карте масштаба 1: 50 000 ошибиться при нанесении обстановки на 1 см (это соответствует 500 м на местности), как уже возникает опасность поражения своих войск при ведении огня по противнику, находящемуся в непосредственном соприкосновении с нашими подразделениями.
Добиваясь возможно большей точности при нанесении обстановки на рабочую карту, следует иметь в виду предельную практическую точность топографических карт. Тактические топографические карты, являющиеся основой для рабочих карт командиров подразделений всех родов войск, позволяют ориентироваться и определять местоположение в пределах практической точности масштаба карты, например на картах 1: 50 000 – до 50 м, 1 : 100 000 – до 100 м. На этих картах достаточно подробно изображены наиболее важные в тактическом отношении местные предметы и другие элементы местности, по которым можно с требуемой точностью определять положение своих войск и войск противника.
Подготовка карты к работе
Подготовка карты к работе включает ознакомление с картой, склеивание ее листов, подъем и складывание склеенной карты.
Ознакомление с картой заключается в уяснении ее характеристик: масштаба, высоты сечения рельефа, года издания, поправки направления, а также местоположения листа карты в координатной зоне. Знание этих характеристик позволяет получить представление о геометрической точности и подробности карты, степени ее соответствия местности. Кроме того, необходимо знать масштаб и год издания карты для указания в документах, разрабатываемых по этой карте.
Высота сечения рельефа, год издания, поправка направления бывают неодинаковыми для различных листов карты. При склеивании нескольких листов эти данные могут быть обрезаны или заклеены, поэтому их целесообразно записывать на обратной стороне каждого листа карты.
На каждом листе карты района действий подразделения поднимают подписи координатных линий (девять подписей, равномерно расположенных по всему листу). Их обычно обводят кружками черного цвета диаметром 0,8 см и подтушевывают желтым цветом. В этом случае при целеуказании в боевой машине не нужно разворачивать всю склейку карт.
При использовании карт, расположенных на стыке координатных зон, следует установить, сеткой какой из зон надлежит пользоваться, и при необходимости нанести на соответствующий лист карты дополнительную сетку смежной зоны.
Склеивание карты. Подобранные листы карт раскладывают на столе согласно их номенклатурам (рис. 27). Затем острым ножом или лезвием бритвы срезают правые (восточные) поля листов, кроме крайних правых, а также нижние (южные) поля листов, кроме крайних нижних.
Листы склеивают в колонны, а затем колонны склеивают между собой. При склеивании каждый верхний лист накладывают на нижний лицевой стороной вниз. Затем одновременно смазывают склеиваемые края обоих листов тонким слоем клея и, перевернув верхний лист лицевой стороной вверх, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы линий координатной сетки и контуров. Полосу склейки осторожно разглаживают чистой тряпкой, удаляя выступивший клей. Аналогичным образом склеивают колонны между собой справа налево.
Подъем карты. Важнейшим этапом при подготовке карты к работе является ее подъем. Это означает, что, прежде чем использовать карту для работы, необходимо выполнить некоторые технические операции, имеющие цель облегчить чтение карты.
Подъем карты облегчает работу на ней, значительно сокращает время на разработку боевых документов, обеспечивает при меньшей затрате времени большую точность ориентирования и целеуказания.
Процесс подъема карты заключается в работе командира, направленной на то, чтобы более наглядно изобразить на ней те элементы местности или местные предметы, которые по характеру предстоящих действий войск необходимо выделить из остальных, или дополнить карту новыми данными, требуемыми для оценки обстановки и принятия решения.
Наиболее полно рабочая карта поднимается в тех случаях, когда на ней недостаточно наглядно выделены элементы местности и местные предметы, имеющие важное значение для боевых действий.
|
|
|
Рис. 27. Склеивание карты:
а – раскладка листов карт и срезание их полей; б – склеивание листов карт
В зависимости от характера выполняемой боевой задачи при подъеме карты могут выделяться не только разные объекты или элементы местности, но и различные свойства одних и тех же объектов или элементов местности.
Карта поднимается цветными карандашами с применением условных сокращений, обозначений и картографических знаков. Карандаши зеленого цвета применяются для подъема древесной и кустарниковой растительности, карандаши синего цвета – для подъема гидрографии и болот, светло-коричневого – для рельефа, темно-коричневого – для дорожной сети (кроме железных дорог) и черного цвета – для остальных объектов и для надписей.
Населенные пункты, железные дороги поднимаются увеличением их условного знака. Надписи названий населенных пунктов подчеркиваются или увеличиваются карандашом коричневого цвета. Если необходимо поднять мелкий населенный пункт, то он обводится по внешнему контуру карандашом черного цвета, включая сады и огороды. Если командира интересует в самом населенном пункте какой-либо местный предмет, имеющий особое значение для выполнения боевой задачи, а сам населенный пункт не так важен, то следует выделить карандашом черного цвета только этот объект. При подъеме населенных пунктов нельзя увлекаться, иначе вместо выделения можно затемнить главное и вообще всю карту. Обычно на карте поднимаются населенные пункты, ориентирующие полосу или направление наступления, рубеж, район, которым должны овладеть или который должны удерживать подразделения, узловые пункты на маршрутах движения при совершении марша и др.
Леса поднимаются карандашом зеленого цвета. Так как часть их конфигурации может служить ориентиром, границы лесов обводятся жирной линией, а площадь внутри заштриховывается слабым нажатием карандаша. При этом штрихи рекомендуется проводить возможно ближе один к другому, добиваясь получения ровного зеленого фона. Если площадь леса велика, можно ограничиться обводкой ее по контуру с оттенением внутри короткой зеленой штриховкой. Чтобы выделить вырубки, просеки, поляны, их при подъеме леса не заштриховывают. При выделении кустов обычно штрихуются отдельные кружочки, а площадь кустарника заштриховывается целиком. Реки, ручьи и каналы, изображенные на карте двумя линиями, поднимаются путем легкой тушевки карандашом синего цвета полоски между линиями, обозначающими русло реки. Реки и ручьи, изображенные одной линией, оттеняются синим карандашом путем утолщения условного знака реки. Озера и пруды оттеняются между контурными линиями. Однако этим подъем реки не заканчивается. Кроме самой реки на ней поднимаются мосты, броды и гидротехнические сооружения, имеющие важное значение для выполнения предстоящей боевой задачи. Поднимая место брода, возле его условного знака на карте черным карандашом указывают глубину и состояние грунта дна реки в виде дроби. Числитель дроби обозначает глубину в метрах, а знаменатель – характер грунта буквой. Например, , где буква Т обозначает, что грунт дна реки твердый; 0,6 – глубина брода в метрах.
Болота покрывают вторичной штриховкой параллельно южной (северной) стороне рамки карты.
Дороги, нанесенные яркими красками, обычно не поднимаются. Для подготовки к работе вполне достаточно поднять на них только мосты, туннели и другие сооружения. Если же по условиям обстановки командиру потребуется выделить на своей рабочей карте дороги, необходимые для действий подразделений, то рядом с условным знаком дороги, а не на самом знаке следует провести темно-коричневую линию. В пределах знака населенного пункта дороги не поднимаются.
Мосты, гати, переправы поднимаются путем увеличения основного условного знака карандашом черного цвета. Около условного знака моста или переправы надписывают их длину, ширину и грузоподъемность. Надписи проставляются в виде дроби, в которой числитель обозначает размеры в метрах, а знаменатель – грузоподъемность в тоннах. Например, надпись у моста обозначает, что мост имеет длину 9 м, ширину 5 м, а его грузоподъемность 20 т.
Объекты, которые могут быть использованы в качестве ориентиров (тригонометрические пункты, заводы, фабрики, кирхи, могильники и др.), изображенные внемасштабными условными знаками, обводят черными кружками одинакового размера или подчеркивают.
Иногда командиру потребуется выделить на карте рельеф какого-либо участка местности. Чаще всего такая необходимость возникает при организации наблюдения за противником, создании системы огня, принятии мер по защите от оружия массового поражения, по маскировке и др. Рельеф обычно поднимают, оттеняя светло-коричневым карандашом одну или несколько горизонталей там, где их форма выражена наиболее четко. Вершины командных высот заштриховывают и подчеркивают их отметки. Кроме того, поднимают все те элементы рельефа, которые могут служить препятствием для действий танковых и мотострелковых подразделений.
Особое внимание уделяется подъему на карте изображения тех элементов местности, которые могут служить укрытием для защиты от воздействия ядерного оружия.
Очень важно знать, какую площадь (участок) карты необходимо поднять. Она зависит от конкретной боевой задачи подразделения или части. Так, если подразделению предстоит наступать, то поднимать карту следует в сторону противника на глубину примерно одного дня наступления. Подготавливая рабочую карту к предстоящему наступлению, необходимо поднять на карте исходный район для наступления, исходный рубеж (пункт), маршрут выдвижения, рубежи развертывания, рубеж перехода в атаку, рубежи, овладение которыми имеет особое значение для наступающих подразделений.
При подготовке рабочей карты для организации и ведения оборонительного боя она должна быть поднята: в своем расположении – не менее чем до тыловой границы подразделения; в сторону противника – на глубину вероятного расположения его тактических резервов. При организации обороны, готовя рабочую карту командира, рекомендуется поднять весь район обороны подразделения и особенно выделить высоты, которые могут быть использованы для опорных пунктов, и маршруты выдвижения для возможных контратак. Впереди переднего края обороны необходимо поднять высоты, овраги, леса и другие местные предметы, которыми наступающий противник может воспользоваться. Важно также поднять основные дороги, ведущие со стороны противника, районы вероятного расположения основных позиций его артиллерии и районы возможного сосредоточения танков противника.
При подготовке к совершению марша в предвидении встречного боя на рабочей карте рекомендуется поднимать: дороги, по которым подразделения будут совершать марш; рокадные дороги, обеспечивающие связь с подразделениями, совершающими марш по параллельным маршрутам; маршруты выдвижения противника и рубежи вероятного столкновения с ним, районы (места) привалов, дневного (ночного) отдыха.
Для завершения подготовки рабочей карты необходимо подписать ее (например, РАБОЧАЯ КАРТА КОМАНДИРА) и нанести цифровое значение координатной сетки на ту часть карты, которая покрывает район предстоящих боевых действий, поднять масштаб с таким расчетом, чтобы можно было, не развертывая всю склейку карты, пользоваться ею при ориентировании.
Складывание карты. Карту складывают обычно гармошкой (рис. 28), чтобы удобно было пользоваться ею без полного развертывания и носить в полевой сумке.
Рис. 28. Складывание карты гармошкой