Обязанности эксперта-автотовароведа
2.1.1. Иметь высшее или среднее специальное образование (в этом случае стаж работы по профилю - станция техобслуживания, автопредприятие - должен быть не менее 2 лет).
2.1.2. Знать устройство АМТС и технологию их ремонта, в том числе восстановительного.
2.1.3. Знать ГК РФ, ГПК РСФСР, УК РФ, УПК РСФСР, КоАП РФ, ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей» и другие нормативные акты.
2.1.4. Уметь работать со справочной и методической ли- тературой, быть постоянно в курсе системы ценообразования на автомобили, запчасти, материалы, складывающейся в его регионе.
2.1.5. Знать методику расчетов стоимости АМТС на момент предъявления, а также стоимости восстановительного ремонта на момент предъявления, а также стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля и расчетов по утрате товарной стоимости автомобиля в результате аварийных повреждений и ремонтных воз-действий.
2.1.6 Совершенствовать свои профессиональные знания путем повышения квалификации, учебы, участия в семинарах и т.д.
2.1.7. Знать правила техники безопасности при работе в условиях гаражей, автосервисов, на территориях автостоянок.
ПРАВА ЭКСПЕРТА-АВТОТОВАРОВЕДА.
2.2.1. Знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.
2.2.2. При необходимости затребовать нотариально заверенный перевод содержания документов на АМТС иностранного производства (например, на нерастаможенный автомобиль).
2.2.3. Принимать самостоятельное решение об экономической целесообразности восстановления АМТС.
2.2.4. В случае неудовлетворения ходатайства эксперта судом, следствием в установленные сроки (в течение одного месяца) в соот-ветствии со ст. 76 ГПК РСФСР оформить «Сообщение о невозможности дать заключение».
2.2.5. Обращаться в научные, торговые и другие организации для получения дополнительной информации, необходимой для проведения экспертизы.
2.2.6. Лицензирование оценочной деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также аттестация экспертов осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Права и обязанности оценщика согласно ФЗ РФ № 135 от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» приведены в приложении 9.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ.
Агрегат | Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно. | |
Демонтаж | Снятие изделия или его составной части с места установки на АМТС. | |
Деталь | Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без при-менения сборочных операций. | |
Дефект (см. также существенный дефект) | Каждое несоответствие продукции требованиям нормативно-технической документации. | |
Диагностика | Процесс определения и оценки технического состояния объекта исследования без его разборки, по совокупности обнаруженных диагностических параметров (симптомов). | |
Диагностика общая | Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные). | |
Исправное состояние | Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. | |
Монтаж | Установка изделия или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС. | |
Неисправное состояние (неисправность) | Состояние объекта, при котором он не со-ответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической до-кументацией. | |
Неработоспособное состояние (неработоспособность) | Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, ха-рактеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует уста-новленным нормативно-технической доку-ментацией. | |
Повреждение | Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздей-ствий: превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации. | |
Проверка | Исследование элемента АМТС после частичной или полной разборки АМТС (агрегата) с контролем рабочих параметров (характеристик). | |
Регулировка | Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров функционирования системы. | |
Работоспособное состояние (работоспособность) | Состояние объекта, при котором он спосо-бен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-техни-ческой документацией. | |
Разборка | Разделение изделия на детали и (или) сбо-рочные единицы. | |
Скрытый дефект | Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выяв-ления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата. | |
Сопряжение | Относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризуемое со-прикосновением их поверхностей и (или) за-зором между ними, заданными в конструк-торской документации. | |
Узел | Сборочная единица, которую можно собрать отдельно от других составных частей изде-лия или от изделия в целом и которая мо-жет выполнять определенные функции в из-делиях одного назначения только совместно с другими составными частями. | |
ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ.
Ущерб | Согласно ст. 15. ч. 2 ГК РФ под реальным ущер-бом «понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества». В настоящем Руководстве под ущербом по-нимается компенсация за полученные по-вреждения, которая может быть определена как затраты, необходимые для восста-новления свойств АМТС,которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспорти-ровку, хранение АМТС, упущенная выгода в ре-зультате простоя АМТС и т.п. экспертом-ав-тотовароведом не оцениваются), или сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТСза вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реалии-зации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить, если затраты с учетом эксплуатационного износа, необходимые для восстановления доаварийных свойств АМТС, пре-вышают доаварийную стоимость самого АМТС. |
Аналог | Ближайшее по конструкции, техническим характеристикам и потребительским свой-ствам АМТС. |
Восстановительный ремонт | Комплекс работ, которые необходимо выполнить для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения. В общем случае восстановительный ремонт подразумевает выполнение работ: демонтаж, монтаж, проверка деталей, регулировка агрегатов и узлов; замена несъемных деталей, ремонт агрегатов, узлов и деталей; окраска деталей. |
Ремонтные материалы | Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте. |
Вспомогательный материал | Материал, масса которого не входит в массу основного изделия (бумага наждачная, ра-створитель, смывка и т.д.). |
Основной материал | Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, антикоррози-онное, противошумное покрытие и т.д.). |
Дата выпуска АМТС | Дата завершения производства АМТС за-водом-изготовителем (дата завершения всех технологических и административных процессов, связанных с производством единицы продукции «АМТС»). Дату выпуска следует отличать от модельного года. |
Дата начала эксплуатации | Дата, с которой разрешена эксплуатация АМТС (АМТС получает допуск к эксплуа-тации, например: дата выдачи технического паспорта, паспорта транспортного средства или другого регистрационного документа). |
Дополнительное оборудование | Оборудование, которое может быть устано-влено заводом-изготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования |
Идентификационный номер (VIN) | Уникальный 17-значный номер, присваива-емый АМТС заводом-изготовителем (см. приложение 8). |
Идентификация АМТС | Комплексное исследование, включающее в себя: 1) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС; 2) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопровож-дающей документации и свойствам АМТС. |
Идентификация установленного на АМТС оборудования | Последовательность исследования, состоя-щая из этапов: 1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку; 2) определение модели и изготовителя оборудования. |
Качество выполненного ремонта | Соответствие (несоответствие) технических ха-рактеристик, внешнего вида и интерьера АМТС требованиям нормативной документации. |
Конъюнктура рынка | Уровень спроса и предложения на анало-гичные оцениваемому АМТС объекты. |
Модельный год | Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомобилестроении не совпадает с годом календарным и у боль-шинства автопроизводителей начинается с июля. Например: если автомобиль факти-чески выпущен в октябре 1998 г., то в VIN, как правило, будет указан 1999 модельный год. |
Недопробег | Отрицательное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС. |
Осмотр АМТС | Органолептическое исследование АМТС в целях: идентификации АМТС, определения работоспособности АМТС, выявления по-вреждений и дефектов, следов ремонта. При осмотре АМТС может производиться фото- или видеосъемка, составляться акт осмотра АМТС. Может выполняться общее и/или поэлементное диагностирование с использо-ванием контрольно-измерительных средств. |
Оценка | 1. Выводы эксперта о стоимости. 2. Процесс определения стоимости. |
Перепробег | Положительное значение разности факти-ческого и среднего статистического пробега АМТС. |
Полное уничтожение АМТС (термин используется в сфере страхования АМТС) | Под полным уничтожением АМТС в настоя-щей методике понимается такое состояние АМТС, при котором восстановление свойств, которые АМТС имело непосредственно до по-вреждения, физически невозможно или эко-номически нецелесообразно (т.е. при условии соблюдения технологии ремонта стоимость восстановления АМТС с учетом эксплуатаци- онного износа составляет 85% и более его стоимости на момент повреждения). |
Потребительские свойства | Полезность АМТС, способность его удовлет-ворять какую-либо потребность (техническую, экономическую, социальную, эстетическую). |
Полная окраска | Окраска наружных и внутренних поверхнос-тей АМТС. |
Наружная окраска | Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости - с окраской торцов и про-емов дверей, сточных желобков капота и крышки багажника). |
Рынок | Всеобщая форма связи, позволяющая сводить вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Автомобильный рынок (авторынок то-варов и услуг) - один из сегментов рынка. |
Цена | Денежное выражение стоимости товара, показатель ее величины. |
Цена нового АМТС Ц нов. | Средняя розничная цена нового АМТС в регионе в сети специализированных торгу-ющих организаций. |
Цена АМТС исходная Ц исх | Цена АМТС, являющаяся «точкой отсчета» при определении окончательной цены АМТС на момент его предъявления или на момент происшествия (см. пп. 6.2, 6.3, 6.3.7). |
Цена АМТС окончательная Ц ок | Цена АМТС с учетом всех влияющих факто-ров. |
Цена предложения АМТС Ц предл | Средняя цена на рынке данного региона, за которую продавцы предлагают покупателю купить АМТС, аналогичные оцениваемому. |
Цена покупки АМТС (рыночная цена)Ц покуп | Средняя цена (наиболее вероятная цена) на рынке данного региона, при которой товар (АМТС) действительно будет обменен на деньги (решения продавцов о продаже и по-купателей о покупке аналогичных оценивае-мому АМТС совпадают), т.е. рыночная цена. |
Таможенные платежи | Таможенная пошлина, налоги, акцизы, та-моженные сборы и другие платежи, взи-маемые в установленном порядке тамо-женными органами при перемещении АМТС или его частей через таможенную границу. |
Таможенная пошлина Стоформл | Денежный сбор, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе АМТС на таможен-ную территорию РФ или вывозе с этой тер-ритории. |
Таможенная стоимость АМТС Стамож | Цена АМТС (с учетом расходов по доставке до таможенной границы и расходов по стра-хованию), используемая для целей обложения пошлиной. |
Серийная комплектация АМТС (серийное оборудование) | Оснащенность АМТС оборудованием, кото-рое устанавливается заводом-изготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке. |
Снижение цены АМТС | Показатель, характеризующий величину сни-жения цены АМТС (в процентах) в зависи-мости от эксплуатационного износа АМТС, его технического состояния, конъюнктуры рынка, условий реализации. |
Совокупный таможенный платеж | Взимаемая без деления на источники сум-ма, состоящая из суммы сборов за тамо-женное оформление, таможенной пошлины, акциза и налога на добавленную стоимость, рассчитанных по утвержденным правилам таможенного оформления. |
Среднегодовой пробег | Среднестатистический пробег АМТС данной категории (данной марки и модели либо аналогичных) за год. |
Стоимость восстановительного ремонта Срем | Наиболее вероятная сумма цен на работы, детали и материалы, которые необходимы для восстановления АМТС в соответствии с требованиями действующих на дату оценки нормативов. |
Существенный дефект[1] (см. также дефект) | В соответствии с Законом о защите прав потребителей 07.02.92 2300-1: «суще-ственный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несо-размерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недо-статки». В данном руководстве под недостатком то-вара (изделия) понимается дефект илисовокупность дефектов. Основные признаки, позволяющие отнести дефект агрегата, узла к существенному де-фекту. 1) дефект, после устранения которого сни-жается ресурс (срок службы) изделия, заложенный изготовителем, возникает утрата товарной стоимости изделия; 2) неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией; 3) дефект или совокупность дефектов, сто-имость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Дефект АМТС как сложного изделия является существенным дефектом, если: выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному условию пп. 1 - 3; выявлены дефекты хотя бы 3 основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному условию пп. 1 - 3. |
Условия реализации | Специфические условия, оказывающие вли-яние на цену АМТС (срочная продажа, сроч-ная покупка, подозрение на скрытые дефекты и т.д.). |
Утрата товарной стоимости (УТС) | Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты устранялись. |
Эксплуатационный износ Иэ | Количественная мера физического старения (в процентах), достигнутого в результате эк-сплуатации АМТС, характеризующая техни-ческое состояние АМТС и его элементов. Эксплуатационный износ в наибольшей сте-пени зависит от класса АМТС, пробега (на-работки), срока эксплуатации, от режима и условий эксплуатации (в т. ч. технической эксплуатации), дефектов эксплуатации. |