Постановка на якорь при различных гидрометеоусловиях
5. При наличии течения к якорному месту подходят против течения. Якорь отдают, когда судно остановится. Для удержания носа против течения канат вытравливают с небольшой слабиной.
6. Если во время постановки дует боковой ветер, отдавать следует подветренный якорь. Тогда под действием течения судно развернется к ветру и канат не пойдет через форштевень. Если подход к якорному месту против течения окажется невозможным, то стать на якорь можно, продвигаясь поперек течения. Канат нужно травить на длину полутора-двух глубин. Якорь будет протаскиваться по дну, и судно, разворачиваясь против течения, выйдет на канат постепенно.
Постановка на якорь задним ходом
Становиться на якорь на сильном попутном течении не рекомендуется. Но если к этому вынуждают обстоятельства, отдавать лучше левый якорь. Как и в предыдущем случае, вначале канат травят на 1,5—2 глубины. Когда судно начнет приводиться к течению, постепенно вытравливают всю длину каната. Чтобы не было сильного рывка, перед отдачей якоря инерция должна быть погашена полностью, а на завершающей стадии, когда судно начнет приводиться к течению, следует периодически подрабатывать машиной вперед.
Постановка судна на якорь
а – при встречном ветре и течении; б – при ветре галфинд левого борта;
в – при попутном ветре и течении; г – при ветре бейдевинд левого галса.
Съемка с якоря (якорей)
Необходимо заблаговременно выполнить:
1) ГД перевести в постоянную готовность;
2) проверить работу рулевого устройства;
3) проверить работу и согласование машинного телеграфа;
4) проверить связь с машинным отделением и баком;
5) сверить часы на мостике и в МО;
6) проверить работу устройства подачи звуковых сигналов (тифон);
7) включить и настроить РЛС;
8) установить связь с портом, службой управления движением судов (СУДС);
9) составить план съемки с якоря и маневрирования.
Момент отрыва якоря от грунта - «якорь встал» - это переход судна из состояния «на якоре» в состояние «на ходу». Необходимо спустить якорный шар или выключить якорные огни и включить ходовые. При благоприятных условиях погоды, пока якорь не вышел из воды, ход машине давать не следует, так как якорь может оказаться «нечист». При выходе якоря из воды на мостик докладывают, что «якорь вышел из воды, чист» или «якорь нечист». «Якорь нечист» означает, что якорь запутался в собственной якорь-цепи или на нем повисли посторонние предметы, например чужая якорь-цепь, кабель, трос и т. д. После выхода якоря из воды его промывают и поднимают на место, сообщают на мостик тремя ударами в рынду и словами «Якорь на месте!» При съемке с якоря на волнении, когда нос судна резко поднимается и опускается, существует опасность обрыва якорь-цепи. Чтобы якорь-цепь не оборвалась, дают машине самый малый ход вперед и подрывают якорь. При съемке с двух якорей вначале выбирают якорь, у которого в воде меньше якорь-цепи, или якорь того борта, который расположен ближе к опасностям и рядом стоящим судам. Если угол между якорными цепями небольшой, их можно выбирать одновременно. Маневр съемки судна с якоря должен быть рассчитан так, чтобы к моменту окончания съемки судно занимало наиболее выгодное положение для дальнейшего движения. После выборки якоря и выхода из узкости якоря крепят по-походному. Для этого туго обжимают ленточный стопор, разъединяют механизм брашпиля и звездочку. Затем крепят винтовые и дополнительные стопоры. Палубные клюзы при коротких переходах закрывают крышками или парусиновыми чехлами — брюканцами. На дальних переходах, особенно в штормовых условиях плавания, палубные клюзы рекомендуется цементировать
Швартовка судна
Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции:
1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу, удерживая нос судна на то место причала, где после швартовки будет находиться середина второго трюма. На этом курсе дается машине задний ход, гасится инерция, и судно идет к причалу ходом, при котором оно только слушается руля, или толчками (имеется в виду использование двигателя у причала для погашения инерции с расчетом, чтобы после первых оборотов машины судно совершенно остановилось).
3. Производится подача и крепление швартовных тросов с предварительным полным погашением инерции.
Основные способы стояния судна на швартовых:
1 – бортом (лагом); 2 – бортом с отданным якорем; 3- бортом с отданным якорем и швартовом на бочку; 4 – кормой; 5 – на бочке с отданным якорем;
6 – на двух бочка; 7 – на четырёх бочках; 8 – лагом; 9 – на бакштове.