Циркумполярная цивилизация
Цивилизация возникла 1 в. назад. Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 5 в. в будущем. :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: Это локальный тип цивилизации, которая активно формируется в 20-21 века. Главной характерной чертой формирующейся циркумполярной цивилизации является преодоление издержек индустриализации, преобладание перспективных тенденций эволюции северного города на экологических и социокультурных основаниях. (Ложникова) Циркумполярная цивилизация простирается вокруг Северного полюса и отличается от других видов цивилизаций тем, что здесь коренные народы создали жизнь, приспособленную к природно-географическим условиям, отличающимся агрессивным воздействием длительного жестокого холода и полярной ночи к биологическим характеристикам человека.. Концом цивилизации станет переход человечества на возобновляемые источники энергии, что станет возможным при отказе на государственную собственность на землю. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Формулировка понятия "циркумполярная цивилизация" была введена еще в 1995 году. Ученые предложили версию о том, что наряду с локальными цивилизациями классического типа существует и арктическая, или циркумполярная, цивилизация, которую признало международное научное сообщество. Она объединяет северные части трех цивилизаций: евразийской, западноевропейской и североамериканской. У многочисленных народностей России, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Канады и США можно проследить общий «арктический» генотип, а также единые языковые и культурные традиции, несмотря на географическую удаленность друг от друга. Арктическая цивилизация располагается вокруг Северного полюса и отличается тем, что коренные народы создали жизнь, приспособленную к агрессивным природно-географическим условиям. Так, в России в эту систему входят народы Архангельской и Мурманской областей, республик Карелии и Коми, Ямало-Ненецкого, Долгано-Ненецкого, Чукотского и Ханты-Мансийского автономных округов, а также Республики Саха (Якутия). В судьбе земной цивилизации народам Севера и Арктики принадлежит особая роль, ведь именно здесь сконцентрированы богатейшие энергетические и биологические ресурсы, а также все виды полезных ископаемых. Это локальный тип цивилизации, которая активно формируется в 20-21 века. Главной характерной чертой формирующейся циркумполярной цивилизации является преодоление издержек индустриализации, преобладание перспективных тенденций эволюции северного города на экологических и социокультурных основаниях. (Ложникова) Циркумполярная цивилизация простирается вокруг Северного полюса и отличается от других видов цивилизаций тем, что здесь коренные народы создали жизнь, приспособленную к природно-географическим условиям, отличающимся агрессивным воздействием длительного жестокого холода и полярной ночи к биологическим характеристикам человека. В географическом понимании - это регионы, находящиеся на Севере, за Полярным кругом. В России - это Мурманская область, Архангельская, Республика Карелия, Республика Коми, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Республика Саха (Якутия). За пределами России - Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Канада, США. Они характеризуются тем, что в них проживают малочисленные народности, имеющие свои устойчивые языковые, культурные и др. традиции, во многом, сходные, что даёт возможность объединить их в одну, циркумполярную цивилизацию. (Ложникова) Жителем циркумполярной цивилизации считается мир арктический человек. Мир арктического человека существует тысячелетиями и доказывает высоту духа, силу воли, неисчерпаемую пытливость интеллекта и стремление к красоте души человеческой сущности. Создан локальный тип цивилизации в зоне многолетней мерзлоты, вечного снега и льда. Под арктическими народами циркумполярной цивилизации понимается коренное население приполярной зоны Северного полушария. Обычно к ним относят народы Северной Азии и Северной Америки, преимущественно обитающие в тундре (чукчей, коряков, юкагиров, тельменов-камчадалов, алеутов, эскимосов), иногда и население западных тундровых и таёжных областей: саамов (лопарей), ненцев, энцев и нганасан, северных якутов, эвенков, эвенов. (Ложникова) Понятие «коренные северные народы» («малочисленные народы» или «народы Севера») включает представителей 30 национальностей РФ: саамы, ненцы манси, энцы, сеты, селькупы, эвенки, юкагиры, долганы, эскимосы, чукчи, коряки, аулеты, ительмены, алюторцы, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удэгейцы, негидальцы, ороки, орочи, чуванцы, шорцы, телеуты, кумандинцы, тоджинцы. (Ложникова) Проецирование на географическую карту полушария мест расположения и маршруты распространения мегалитов по территории Евразии и Северной Америки, позволили выявить циркумполярную тенденцию зарождения и распространения мегалитической культуры. Словно лучи от солнца по своеобразной траектории: сначала на юго-восток, а затем, неизбежно поворачивая на запад, двигались народы, оставляя материальные следы своего пребывания. Практически везде в местах их пребывания, культурная традиция более поздних народов сохранила символ правостороннего знака «бон» (или как сейчас его называют на санскрите – «свастика»). Есть все основания полагать, что таким незамысловатым образом в сознании древних закладывался маршрут следования и освоения мирового пространства носителями древней культуры Арктиды. (Трошин) Циркумполярная цивилизация развивается в экстремальных условиях, поэтому природа всегда являлась первоосновой существования северных народов. Самобытность культуры народов Севера связана с рациональностью природопользования, жизни в гармонии с природной средой обитания и с опорой на высокие гуманистические ценности единства человека и природы. Это является важнейшим компонентом, который циркумполярная цивилизация вносит в культурное наследие человечества. Серия научных открытий на севере Евразии и Америки, существенно корректирует устоявшиеся представления о месте северных культур в контексте мировой истории. Северные культуры в свете новых данных предстают не «отголосками» южных цивилизаций, а явлениями глобального порядка, обусловившими формирование круга уникальных культур и циркумполярных этнических сообществ Развиваемая философами идея арктической цивилизации как интегрированного комплекса социальных организмов циркумполярной зоны является одной из предпосылок её не только научно-теоретического, но и социально-практического выделения из окружающей цивилизованной среды и её последующего становления. Разум действительно может стать необходимым условием формирования арктической цивилизации. Многие коренные народы, живущие вблизи Северного Ледовитого океана, имеют единые корни, общее культурное прошлое. Арктические народы поддерживали интенсивные культурные контакты, составляли единый относительно непрерывный циркумполярный этнокультурный массив, который впоследствии был разделён административными границами в интересах государств умеренного пояса. (Попков) |
ВЫСТАВКА «ЦИРКУМПОЛЯРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ»
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Г.
ВЫСТАВКА ПОСВЯЩЕНА ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЕ - 380-ЛЕТИЮ ВХОЖДЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЯКУТИИ В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВЫСТАВКИ "ЦИРКУМПОЛЯРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ" - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ШЕСТИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ (ЯКУТОВ, ЭВЕНКОВ, ЭВЕНОВ, ЮКАГИРОВ, ЧУКЧЕЙ, ДОЛГАН), ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).
Открытие выставки 29 ноября 2012 года в 15.00
Выставка посвящена знаменательной дате-380 летию вхождения территории Якутии в состав Российского государства. Основная идея выставки "Циркумполярная цивилизация на вечной мерзлоте" - презентация памятников культуры шести коренных народов (якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган), проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Самым многочисленным народом к моменту вхождения территории Якутии в состав Российского государства-были якуты (саха), численность которых к настоящему времени составляет почти 447тыс. чел. Традиционное природопользование, материальная и духовная культура якутов удивляет и восхищает, так как им удалось не только приспособить к суровым условиям Севера самобытную культуру южных скотоводов, но и создать за Полярным кругом новый тип хозяйственной деятельности - оленеводство. Важную роль в формировании этнографической группы северных якутов-оленеводов сыграли тунгусы (эвенки) и русские старожилы. В культуре тунгусоязычных эвенков (21тыс. чел.) и эвенов (15тыс. чел.), проживающих в зоне вечной мерзлоты, северный олень имел огромное значение. С ним был связан весь хозяйственный цикл охотников и оленеводов, полукочевой образ жизни, обычаи, обряды и праздники.
Домашнее тундровое оленеводство до сих пор является основой существования чукчей западной группы (670 чел.), обитающих в суровых арктических условиях Нижнеколымского и Аллайховского улусов Республики Саха (Якутия). Оно определило кочевой образ жизни и всю систему жизнеобеспечения - жилище, одежду, средства передвижения и т.п.
Древнейшим малочисленным народом Якутии с полным правом можно назвать юкагиров (1281 чел.), проживающих в северных улусах - Аллайховском, Верхнеколымском и Нижнеколымском. Расселённые по берегам рек Колымы, Индигирки и Яны, юкагиры вели комплексное хозяйство, в котором сухопутная охота и рыболовство сочетались с оленеводством. К XIX веку юкагиры были ассимилированы пришлым населением и утратили свою культуру. Но некоторые юкагирские приёмы охоты и рыболовства были унаследованы эвенами, северными якутами-оленеводами и русскими старожилами
Самым молодым по времени образования народом Якутии являются долганы (1906 чел.), в формировании которых принимали активное участие тунгусские племена, якуты, отчасти энцы, ненцы и русское старожильческое население. Восприняв многие элементы их культуры, и сформировавшись к началу XX века как самостоятельный этнос, долганы выработали свои особенности, присущие культуре оленеводов арктической тундры.
На выставке представлено свыше 200 подлинных этнографических предметов конца XIX - XX века из коллекционного собрания Российского этнографического музея (РЭМ). Прекрасным дополнением к ним являются 17 экспонатов Якутского государственного объединённого музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского. Часть предметов, относящихся к XVIII веку, - печати тойона, городской ратуши, церквей, знак родового старосты-связана с историей вхождения территории Якутии в состав Российского государства.
Центральное место на выставке занимают костюмы всех народов Якутии, изготовленные неизвестными мастерицами конца XIX - второй половины XX века. Владея в совершенстве искусством обработки оленьих, лосиных и конских шкур, меха пушных зверей, шитьём и украшением одежды вышивкой серебряными нитями и разноцветным бисером, женщины создавали поистине подлинные произведения искусства.
Важнейшей частью выставки являются экспонаты, характеризующие домашние промыслы и ремёсла - обработку дерева, бересты и металла. Изготовленная из этих материалов утварь используется не только в повседневной жизни, но и при проведении национальных праздников.
Значительный интерес представляют мелкая пластика и скульптурные композиции из бивня мамонта, изготовленные талантливыми резчиками, известными не только у нас в стране, но и далеко за её пределами. О высоком уровне мастерства якутских ювелиров свидетельствуют украшения из серебра конца XIX - начала XXI века. Созданные ими изделия свидетельствуют не только о сохранении традиций, но и о появлении новых тенденций в этом виде искусства.
На выставке демонстрируется уникальная орнаментированная берестяная покрышка середины XIX века летнего жилища ураса, приобретённая в 1909 году статским советником Якутского областного управления А.И. Поповым у богатого якута из Теллейского наслега Ботурусского (ныне Чурапчинского) улуса.
Экспонируемые на выставке фотографии из фондов РЭМ позволят посетителям музея познакомиться не только с природой этого края, но с его народами, которые в сложнейших природно-климатических условиях Севера, в теснейшей взаимосвязи и гармонии с окружающей природной средой создали поистине уникальную северную цивилизацию охотников, оленеводов и самых северных коневодов мира. Сохранению и развитию этой самобытной культуры и национальных языков способствует целенаправленная политика Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) по отношению к коренным народам этого сурового и богатейшего региона нашей страны.
ФОТО