Ключевые теоретические посылки по теме КСР. Географический факультет
Географический факультет
Кафедра физической географии материков и океанов и методики преподавания географии
С. Н. БАСИК
ПРАКТИКУМ
ПО КУРСУ “ОБЩАЯ ТОПОНИМИКА”
Пособие для студентов географического факультета специальностей
1 - 31 02 01 «География», 1 - 33 01 02 «Геоэкология»,
1 - 31 02 01 - 03 «ГИС»
МИНСК
ВВЕДЕНИЕ
«Общая топонимика» является интегрирующим учебным курсом, который рассматривает особенности становления, развития и функционирования системы географических названий. Цель курса – на основе полученных базовых знаний географического, исторического и лингвистического плана дать представление о предмете топонимики. Задачи курса – показать место топонимики в системе наук, сформировать знания об истории развития научной мысли в названной области, принципах и методах науки, изучить существующие схемы классификации топонимов, ознакомить студентов с разнообразием топонимических фактов и явлений и уяснить их роль в современном мире. Основные образовательные цели практикума: закрепить теоретические знания по основным принципам топонимической номинации; сформировать навыки по работе со специальной справочной топонимической литературой; выявить особенности формирования региональных топонимических систем; определить факторы, обусловившие специфику топонимии отдельных регионов; выделить основные лексико-семантические группы топонимов; найти примеры трансформации географических названий и определить их причины; научиться составлять лексико-семантическую классификацию топонимов региона; приобрести основные навыки топонимического картографирования и анализа полученных результатов.
Содержание настоящего практикума включает в себя тематику КСР, семинарских занятий, индивидуальных и дополнительных заданий для студентов. В практикуме также приведены список литературы по курсу и краткий словарь научной топонимической терминологии. Промежуточный контроль знаний студентов по курсу проводится в форме тестирования по основным учебным модулям. В соответствии с учебным планом, по курсу «Общая топонимика» запланированы 4 КСР и 2 семинарских занятия.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (КСР) № 1.
ТЕМА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В ТОПОНИМИИ.
Цель:закрепить и углубить знания по основным принципам топонимической номинации, определить роль народных географических терминов как одного из источников номинации географических объектов, выявить и систематизировать народные термины в пределах конкретных топонимических микро- и мезорегионов, уяснить их роль в процессе топонимизации.
Ключевые теоретические посылки по теме КСР.
Народный географический термин – слово, определяющее характер географического объекта, его род и вид. Являясь именем нарицательным, народные термины употребляются для определения конкретного географического понятия или явления. Термины теснейшим образом связаны с самими объектами, с географическими реалиями, они диктуются этими реалиями. Связь народного термина с географическими объектами, их сущностью, находит выражение в топонимии, являющейся своеобразным аккумулятором значительного числа терминов. Взаимосвязь между топонимом и термином есть универсальная закономерность топонимики.
Народные термины и образованные ими топонимы являются объективными информаторами о специфике географических условий, иными словами обладают значительным информационным потенциалом. Под информационнымпотенциалом народного географического термина понимается совокупность географической информации, содержащейся в термине, имеющей научный и практический характер, которая отражает специфику природных условий и ресурсов и особенности их освоения в процессе хозяйственной деятельности.
Народные географические термины - одна из основ топонимической номинации. Роль терминов в топонимии отдельных регионов различна. Так, в тюркской, монгольской, китайской, частично в финно-угорской топонимии они составляют основную массу географических названий, а в славянской топонимии их значительно меньше.
Физико-географические термины принадлежат к древнейшему пласту языка. Природные ландшафты, их компоненты точно детализированы местным населением в результате многовековых наблюдений за природными явлениями и процессами. Попадая в сферу практической деятельности, природный объект зачастую терял первоначальное значение (например, как природный ориентир). Смешение диалектных единиц, их контактирование приводит к увеличению количества терминов и их детализации. Кроме того, в каждой диалектной зоне народная географическая терминология образует свою специфическую систему, которая не всегда зависит от природных условий.
На основе анализа восточнославянской топонимии можно выделить следующие физико-географических терминологических подгрупп: оронимические, гидронимические, климатические, гелонимические, литологические, фитотопонимические.
Исторические процессы освоения и изменения природы регионов Земли протекали сопряженно. Данное явление нашло отражение в народных географических терминах социально-экономического плана, выраженных в топонимии. В Беларуси топонимы, отображающие экономические явления, составляют около четверти названий. Характер становления терминов данной группы является своеобразным показателем уровня социально-экономического и историко-культурного развития народа на различных этапах становления. В отличие от физико-географических терминов, социально-экономические термины хорошо поддаются датировке.
В пределах славянского топонимического региона выделяются термины типов поселений, построек и их частей), производственные, агроонимические или сельскохозяйственные, дромонимические или термины транспортных путей.
Учебное оборудование и средства обучения:
Школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», топонимические словари и справочники, конспект лекций и учебная литература.
Ход работы:
1. По картографическим данным выявить топонимы, мотивированные народными географическими терминами в пределах областей Беларуси (1 вариант – Брестская, Витебская, Минская; 2 вариант – Гомельская, Гродненская, Могилевская).
2. Систематизировать выявленные топонимы по основным лексико-семантическим категориям (физико-географические и социально-экономические).
3. Классифицировать подгруппы топонимов в пределах лексико-семантических категорий в виде таблицы.
4. Выявить наиболее распространенные термины по каждой подгруппе.
5. Представить в виде структурных диаграмм процентное распределение подгрупп топонимов терминологического происхождения по областям.
6. Дать письменный анализ диаграмм с указанием причин сходства и различий терминологической системы топонимов в пределах регионов по структурному и количественному показателю различных категорий и подгрупп терминов.