История развития науки ландшафтоведении
Содержание
1.Введение
2.Цели и задачи
3.История развития науки ландшафтоведении.
4.Кривой яр как объект изучения.
5.Методики изучения (исследования) ландшафта:
5.1.Методика оценки аттрактивности ландшафтов (территории) по маршруту практики.
5.2.Методика описания почв .
5.3.Рекреационная дигрессия леса (исследование).
5.4.Овраг как особый ПТК (исследование).
5.5.Построение ландшафтного профиля.
6.Заключение
7.Литература
Введение
Среди всех видов полевых практик студентов географов комплексная практика по физической географии, проводимая на Кривой ярской свите в Октябрьском районе, в г.Улан-Удэ, является наиболее сложной и многогранной по содержанию. Комплексная полевая практика является ландшафтоведческой. В ходе практики природные компоненты изучаются не сами по себе, а как взаимосвязанные части конкретных природно-территориальных комплексов (ПТК). Особое внимание уделено фации как элементарному географическому комплексу, её не делимости, внешним и внутренним отличиям от других фаций.
Фация-это наименьший физико-географический комплекс, характеризирующийся однородными условиями места расположения литологического состава пород, гидрологического режима. Возможные группировки фаций в более сложном ПТК: урочище, лесостепь, ландшафт.
Урочище-ПТК представленный сопряженной системой генетически, динамически, территориально связанных фаций.
В условиях расчлененного рельефа следует выделить подурочища. Подурочища-ПТК внутри урочища, образованный сопряженной системой фаций на элементе формы мезорельефа, с единонаправленным потоком вещества и энергии. При этом совокупность подурочищ и фаций образуют сложные урочища.
Местность-это наиболее крупная морфологическая единица, представленная содержанием урочищ.
Ландшафт-основная единица физической географии, единая геосистема, однородная в зональном и азональном отложении, заключающая в себе набор локальных геосистем.
Необходимость изучения территорий Кривого яра связаны тем, что городская приграничная зона вдоль реки Селенги города Улан-удэ полностью находится на Кривом яре что сильно повлияло на размещение построек города и его хозяйственной деятельности.
Цели и задачи по полевой практике:
Основной целью полевой практики по ландшафтоведении является изучение взаимодействия ПТК его компонентов и динамики развитии ландшафтах.
Задачи:
1.Выевление характерных особенностей по компонентным строениям путем их профилировании и картирования.
2.Анализ взаимосвязей между отдельными природными компонентами внутри ПТК и между отдельными природными компонентами внутри ПТК и между смежными комплексами.
3.Геосистемное профилирование и картирование как обобщающий этап изучения ПТК.
4.Оценка ПТК для целей рационального природопользования. Прогнозная характеристика ПТК, развитие ПТК под влиянием антропогенных закономерностей.
История развития науки ландшафтоведении
Россия
Начало современному ландшафтоведению положили работы немецких ученых середины XIX века — А.Гумбольдта и К.Риттера. Риттер впервые употребил в географии термин «ландшафт» и написал первое учебное пособие по землеведению. Александр Гумбольдт возродил представления о географической зональности и отстаивал концепцию единства природы, рассматривал природу как живой организм.
В России основы науки заложил В. В. Докучаев, автор первой в России монографии по ландшафтоведению — «Наши степи прежде и теперь» (1892). Докучаев уделял большое внимание созданию культурного ландшафта, писал о дезинтегрированном состоянии географии и естествознания, говорил о том, что не изучалась закономерная связь между телами и явлениями.
Одним из первых российских собственно ландшафтоведов был А. Н. Краснов, профессор Харьковского университета. Он автор первого в России пособия по землеведению. Краснов совершил кругосветное путешествие, изучал экваториальные и тропические ландшафты.
Л. С. Берг занимался комплексными исследованиями отдельных регионов России. Он придавал большое значение понятию ландшафта и впервые разработал систему ландшафтного районирования (работа «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области»).
Г. Ф. Морозов занимался исследованием леса как ландшафтного объекта. Б. Б. Полынов — основоположник геохимии ландшафта. Л. Г. Раменский занимался геоботаникой и ландшафтоведением, в частности изучал морфологию ландшафта. Н. А. Солнцев — основатель школы ландшафтоведения на географическом факультете МГУ. Д. Л. Арманд — основоположник геофизики ландшафтов.
В. Б. Сочава — основатель Сибирского отделения ИГ РАН в Иркутске, основные труды которого по классификации ландшафтов и растительности тундры и тайги, геоботаническому районированию и картографированию растительного покрова Сибири.
А. Г. Исаченко — автор монографии «Ландшафты мира», составил ландшафтную карту СССР. Ф. Н. Мильков — основоположник учения о природно-антропогенных ландшафтах.
В. С. Преображенский — географ-ландшафтовед, сотрудник ИГ РАН, проповедовал системный подход в ландшафтоведении.
Беларусь
Под влиянием ленинградской и московской школ ландшафтоведения в 1970-х — 80-х в БССР сложилась самобытная школа ландшафтоведения, выдающиеся представители которой — Н. К. Клицунова (методы физико-географических исследований, ландшафтное профилирование), И. И. Счастная (рекреационные ландшафты) и Г. И. Марцинкевич (ландшафтное районирование БССР).
Германия
Немецкая школа ландшафтоведения занимается в основном вопросами ландшафтного моделирования и изучения природно-антропогенных ландшафтов.
А. Геттнер — автор страноведческих ландшафтных исследований Центральной Европы, трудов по истории и задачах географии. Изучение ландшафтов, по его мнению, имело большое воспитательное значение.
Э. Пассарге составил первую ландшафтную карту Южной Африки.
К. Тролль уделял большое внимание связи ландшафтоведения и экологии, ввел термин «ландшафтная экология».
Франция
Французская школа ландшафтоведения занимается в основном изучением географической среды как жилища человека, эстетикой ландшафта. Э. Реклю — основоположник современного страноведения. «Земля и люди» (19 тт.), «Человек и Земля» (6 тт.).
США и Великобритания
Англоязычное ландшафтоведение связано с изучением ландшафтной экологии.