Методологические основы формирования содержания учебного предмета
Концепция
учебного предмета «География»
Введение
Школьный учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.
Посредством предоставления учащимся возможностей получения знаний о закономерностях развития природы, населения и экономики осуществляется формирование географического мышления.
География даёт всесторонние знания о мире и его регионах, необходимые для объективного познания природных, социальных, экономических и политических процессов, позволяет понять, что развитие природы и общества — единый процесс, формирует чувство личной ответственности за современное и будущее состояние окружающей среды и человеческого общества.
В период усиления глобализации процессов в мире география как одна из комплексных естественно-научных дисциплин призвана изучать мировые проблемы человечества. Географические знания о динамике глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических процессов, происходящих в природе, позволяют наметить пути оптимизации взаимодействия человека и природы, стабилизации непрерывно возрастающего давления антропогенного влияния на природную среду обитания человека.
Посредством географии формируется понимание экологических, экономических и социальных проблем в мире. Противоречия между возрастающими масштабами хозяйственной деятельности людей и географическим пространством приводят к нарушению устойчивости природных систем, к необратимым их изменениям. Роль географии заключается в изучении деятельности человека как геологической силы и поиске путей предотвращения глобальной экологической катастрофы, связанной с антропогенным воздействием на природу. Культурологический подход в изучении географии содействует формированию у молодёжи ценностных ориентаций.
География как комплексная наука развивает два основных географических направления: естественно научное (система физико-географических наук) и общественное (система наук социально-экономической и политической географии). Географии как предмету отводится ведущая роль в познании закономерностей развития природы, населения и его хозяйства, в решении жизненно важных проблем взаимодействия общества и природы в мире и Республике Беларусь.
Методологические основы формирования содержания учебного предмета
Методологической основой построения содержания учебного предмета «География» являются философские предпосылки о разностороннем развитии личности мыслящего гражданина Республики Беларусь, готового к труду и имеющего активную жизненную позицию. Данный подход будет содействовать осознанному выбору выпускниками школ своей будущей профессии. В соответствии с этим Концепция базируется на следующих главных положениях:
- ориентация на приобретение учащимися фундаментальных знаний и умений, формирование основ миропонимания, развитие их географического мышления;
- комплексный подход в построении содержания образования как одно из важнейших методологических положений географической науки;
- единство природного и социального в содержании географического образования как альтернатива технократического мышления;
- принцип дифференциации географических процессов и явлений (на глобальном, региональном и локальном уровнях), позволяющий сформировать целостные образы территорий и стран;
- страноведческий принцип познания природных и социальных процессов в мире как оптимальное условие усвоения содержания географии как учебного предмета;
- принцип системности в получении знаний, умений и навыков, необходимых для применения в различных видах деятельности.
Школьная география представляет собой совокупность знаний о природе и обществе, необходимых каждому образованному и культурному человеку, и навыков их применения в повседневной жизни.
2. Цели учебного предмета
Цель географического образования в общеобразовательных учреждениях — формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования. В процессе усвоения учебного предмета решаются следующие задачи:
В области усвоения основных знаний и умений:
· овладение системой терминов, понятий и теорий, объясняющих размещение и развитие природных и хозяйственных процессов на Земле;
· познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;
· уяснение причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в географической оболочке;
· усвоение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства отдельных территорий и стран земного шара;
· усвоение знаний о географии Беларуси, включая геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы и особенности рационального природопользования;
· усвоение закономерностей размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и пространственными факторами, особенностями адаптации человека к условиям проживания;
· формирование умений и практических навыков составлять характеристики природных и хозяйственных объектов и явлений с помощью разных источников информации; работать с картографическими материалами;
· развитие умений ведения наблюдений за природными и хозяйственными процессами и комплексного анализа их результатов;
· углубление географических знаний о Земле, совершенствование методологических подходов в изучении географии.
В области формирования личности:
· формирование географической культуры, воспитание культуры труда, настойчивости, такого качества, как умение преодолевать трудности в достижении поставленной цели;
· развитие пространственного и логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, способности восприятия различных видов наглядности;
· формирование у учащихся опыта самостоятельной творческой деятельности.
В области формирования мировоззрения:
· понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, комплексного географического подхода в решении проблемы устойчивого развития своей страны;
· оценка влияния международного географического разделения труда, социально-экономических контрастов и региональных конфликтов на мировую и региональную политику и экономику;
· восприятие научной картины природы Земли как среды обитания и трудовой деятельности людей;
· воспитание любви к природе и бережного отношения к национальным богатствам;
· воспитание патриотизма, формирование интереса к географическим объектам и явлениям, к географической науке;
· формирование умений применять географические знания для объяснения событий внутригосударственной и международной жизни.