Методологические основы формирования содержания учебного предмета

Концепция

учебного предмета «География»

Введение

Школьный учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.

Посредством предоставления учащимся возможностей получения знаний о закономерностях развития природы, населения и экономики осуществляется формирование географического мышления.

География даёт всесторонние знания о мире и его регионах, необходимые для объективного познания природных, социальных, экономических и политических процессов, позволяет понять, что развитие природы и общества — единый процесс, формирует чувство личной ответственности за современное и будущее состояние окружающей среды и человеческого общества.

В период усиления глобализации процессов в мире география как одна из комплексных естественно-научных дисциплин призвана изучать мировые проблемы человечества. Географические знания о динамике глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических процессов, происходящих в природе, позволяют наметить пути оптимизации взаимодействия человека и природы, стабилизации непрерывно возрастающего давления антропогенного влияния на природную среду обитания человека.

Посредством географии формируется понимание экологических, экономических и социальных проблем в мире. Противоречия между возрастающими масштабами хозяйственной деятельности людей и географическим пространством приводят к нарушению устойчивости природных систем, к необратимым их изменениям. Роль географии заключается в изучении деятельности человека как геологической силы и поиске путей предотвращения глобальной экологической катастрофы, связанной с антропогенным воздействием на природу. Культурологический подход в изучении географии содействует формированию у молодёжи ценностных ориентаций.

География как комплексная наука развивает два основных географических направления: естественно научное (система физико-географических наук) и общественное (система наук социально-экономической и политической географии). Географии как предмету отводится ведущая роль в познании закономерностей развития природы, населения и его хозяйства, в решении жизненно важных проблем взаимодействия общества и природы в мире и Республике Беларусь.

Методологические основы формирования содержания учебного предмета

Методологической основой построения содержания учебного предмета «География» являются философские предпосылки о разностороннем развитии личности мыслящего гражданина Республики Беларусь, готового к труду и имеющего активную жизненную позицию. Данный подход будет содействовать осознанному выбору выпускниками школ своей будущей профессии. В соответствии с этим Концепция базируется на следующих главных положениях:

- ориентация на приобретение учащимися фундаментальных знаний и умений, формирование основ миропонимания, развитие их географического мышления;

- комплексный подход в построении содержания образования как одно из важнейших методологических положений географической науки;

- единство природного и социального в содержании географического образования как альтернатива технократического мышления;

- принцип дифференциации географических процессов и явлений (на глобальном, региональном и локальном уровнях), позволяющий сформировать целостные образы территорий и стран;

- страноведческий принцип познания природных и социальных процессов в мире как оптимальное условие усвоения содержания географии как учебного предмета;

- принцип системности в получении знаний, умений и навыков, необходимых для применения в различных видах деятельности.

Школьная география представляет собой совокупность знаний о природе и обществе, необходимых каждому образованному и культурному человеку, и навыков их применения в повседневной жизни.

2. Цели учебного предмета

Цель географического образования в общеобразовательных учреждениях — формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования. В процессе усвоения учебного предмета решаются следующие задачи:

В области усвоения основных знаний и умений:

· овладение системой терминов, понятий и теорий, объясняющих размещение и развитие природных и хозяйственных процессов на Земле;

· познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;

· уяснение причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в географической оболочке;

· усвоение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства отдельных территорий и стран земного шара;

· усвоение знаний о географии Беларуси, включая геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы и особенности рационального природопользования;

· усвоение закономерностей размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и пространственными факторами, особенностями адаптации человека к условиям проживания;

· формирование умений и практических навыков составлять характеристики природных и хозяйственных объектов и явлений с помощью разных источников информации; работать с картографическими материалами;

· развитие умений ведения наблюдений за природными и хозяйственными процессами и комплексного анализа их результатов;

· углубление географических знаний о Земле, совершенствование методологических подходов в изучении географии.

В области формирования личности:

· формирование географической культуры, воспитание культуры труда, настойчивости, такого качества, как умение преодолевать трудности в достижении поставленной цели;

· развитие пространственного и логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, способности восприятия различных видов наглядности;

· формирование у учащихся опыта самостоятельной творческой деятельности.

В области формирования мировоззрения:

· понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, комплексного географического подхода в решении проблемы устойчивого развития своей страны;

· оценка влияния международного географического разделения труда, социально-экономических контрастов и региональных конфликтов на мировую и региональную политику и экономику;

· восприятие научной картины природы Земли как среды обитания и трудовой деятельности людей;

· воспитание любви к природе и бережного отношения к национальным богатствам;

· воспитание патриотизма, формирование интереса к географическим объектам и явлениям, к географической науке;

· формирование умений применять географические знания для объяснения событий внутригосударственной и международной жизни.

Наши рекомендации