Региональные особенности уральской пляски
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или игра неразрывно связаны с песней. Это бытовой танец, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые выработанному ритуалу.
Хоровод распространён по всей России, и каждая область вносит что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.
Основные фигуры хороводов Пермской области
Круг, два круга рядом, круг в круге.
«Улитка». В Пермской области эта фигура называется «навивать нитку». Эта фигура образуется, или, как говорят, «навивается» или «завивается», из круга по спирали к центру.
Змейка». «Колонна».
«Проулочек». Две линии наступают друг на друга одновременно или попеременно.
Воротца». «Прочёс».
Варианты традиционных хороводов Пермской области
Известный русский фольклорист П.В.Шейн в конце XIX в. описал и зарисовал в Пермской губернии хоровод, который своими фигурами графически изображает эпизоды домашнего ткацкого производства. В этом хороводе построениями танцующих воспроизводятся навивание нитки, движение челнока и т. д., то есть изображаются отдельные стадии выделки холста. Этот хоровод по своей сути является орнаментальным.
ПЛЯСКА
Другим основным жанром русского танца является пляска. Это наиболее распространённый и любимый сейчас жанр народного танца. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества.
Пляска состоит из ряда отдельных элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют национальный колорит и отражают черты характера пляшущего человека. Каждое движение в пляске наполнено смыслом, с помощью пляски исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание танца, создаёт художественный образ. Все движения подчинены ритму, темпу и характеру музыкального сопровождения. Все движения связанны воедино мелодией и содержанием.
В различных областях России мужская и женская пляска в зависимости от географического положения региона, климатических и жизненных условий, а также характера труда отличается по манере исполнения. Пляска каждого региона имеет свой стиль, характер, тематику и своеобразную лексику.
Пляска отличается от хоровода более богатой и более сложной лексикой танцевальных движений. Но сложные движения в танце не самоцель. Истинное их назначение - создать образ, выразить характер русского человека.
Региональные особенности уральской пляски
В переплясах Центрального Урала нет такой сдержанности, как в северных районах. Это огненные, задорные переплясы с быстрыми и стремительными передвижениями парней и девушек по большой площадке. Уральские пляски живые по характеру и довольно быстрые по темпу, в них много задора, веселья и своеобразия.
В движениях девушек много энергичных дробей, поворотов и небольших подскоков; руки редко опущены вниз, они находятся на талии, или слегка присогнуты в локтях, раскрыты в стороны, с покачиванием локтями вверх вниз, или руки согнуты в локтях перед собой, пальцы сжаты в кулачки и находятся на уровне головы.
Парни в плясках очень собранные, вёрткие, лихо исполняют разнообразные хлопушки, присядки, дроби и другие движения. Пляшут уверенно, держатся с достоинством, «пёрышком летят» или «волчком кружатся». У парней много присядок, хлопушек, руки чаще всего широко раскрыты в стороны, движения рук резкие, уверенные, широкие, размашистые.
Интересный материал представляет фольклор уральских казаков, который носит в себе черты народного творчества запорожских и донских казаков. В некоторых уральских казачьих кадрилях есть целые фигуры, заимствованные из украинского, польского танцев, исполнявшиеся под аккомпанемент украинских и польских песен.
Своеобразен фольклор фабрично-заводских районов. В нём слились черты городского и сельского фольклора. Демократичность общения, характерная для городских танцев, сочетается с традиционно «сельскими» элементами танца.
Уральский перепляс
Парный перепляс в Пермской области называют «Доказывай». Это живой, жизнерадостный танец игрового характера. Девушки держатся кокетливо, но скромно. Одетые в новые нарядные платья, они важно придерживают рукой юбку, как бы говоря: «Вот полюбуйтесь, какое у меня красивое платье».
Девушки выводят юношей «доказывать» своё мастерство. Юноши танцуют энергично и лихо отплясывают, стараясь «доказать» своё умение и не потерять уважение девушек. Юноши в свою очередь выводят девушек «доказывать».
На Урале к тому же бытует интересный мужской перепляс. Молодежь очень часто приносила на «вечерку» ухваты. На полу из двух ухватов, положенных друг на друга под прямым углом, образовывался крест. По всей избе укладывалось пять-шесть, а то и более таких фигур. Сколько было крестов, столько выходило и парней. Под игривые, весёлые припевки – «фу ты, ну ты, лапти гнуты» – в сопровождении гармошки все парни одновременно начинали пляс. «Выкаблучивал», как говорят на Урале, каждый по-своему. Плясали ловко и замысловато. Тот, кто задел ухваты, выходил из игры. Победителем становился парень, не задевший лежавших предметов. В награду он получал право поцеловать девушку в щёку.
Массовая пляска
На Урале на весенних и летних «луговых» гуляньях и на других народных праздниках, а также в избах пляшут ставшие традиционными разнообразные групповые пляски: в Свердловской области - «Кручёнку», «Круговую барыню», «Шестёру», в Пермской области – «Топтушу», на юге Урала – «Круговушку» и т. д.
Во многих плясках Свердловской области парни и девушки во время одиночных переходов простыми шаркающими шагами, во время многочисленных дробей или стоя на месте, делают руками «уральские кружочки» или «утюжку».
Вот как описывает групповую пляску исследователь XIXв. Н.Рогов, тщательно изучивший быт крестьян Пермской губернии: «Одна или две девушки встают и начинают бегать (ходить) одна за другою кругом по избе. К ним постепенно присоединяются прочие любители пляски: девки, холостые парни; таким образом, составляется круг, который или весь движется в одну сторону или одна его половина устремляется навстречу другой, в «переплёт». Во время пляски участвующие в ней подёргивают плечами, помахивают руками, припрыгивают, стучат ногами…»