Организационно методические рекомендации
Тема 3. Системы координат.
Учебно-воспитательные цели:
1. Ознакомить с системами координат, применяемыми в военной топографии.
2. Дать практику в определении географических, плоских прямоугольных и полярных координат по карте и нанесении целей (объектов) по координатам.
3. Прививать аккуратность и точность при работе на карте.
Организационно-методические указания:
1. Тема изучается в течение 4 часов: на 2-х часовом групповом занятии со взводом и 2-х часовом практическом занятии с полувзводом.
2. На первом занятии преподаватель с помощью наглядных пособий должен рассказать о системах координат, а также о порядке определения координат различными способами.
3. На втором занятии практически оттачиваются знания и умения, полученные на первом занятии.
4. При проведении занятий преподаватель должен добиться чёткого понимания материала обучаемости, дать им практику в определении координат с помощью офицерской линейки, поперечного масштаба, хордоугломера и циркуля-измерителя.
5. Для объяснения материала целесообразно применять технические средства обучения.
Литература:
Ø «Военная топография», Москва, ВИ, 1986 г. (под ред. Б. Е. Бызова)
Ø «Военная топография», Москва, ВИ, 1977 г. (под ред. А. С. Николаева)
Занятие 1. Понятие о координатах и системах координат.
Организационно методические рекомендации
1) Подготовка преподавателя к занятию.
Подготовка преподавателя начинается с изучения темы и учебных вопросов занятия, уясняются учебные и воспитательные цели.
Непосредственно подготовка руководителя к занятию начинается за 3 – 4 дня. Необходимо изучить методическую разработку по теме предстоящего занятия и методические указания по его проведению, подобрать и отработать (изучить, при необходимости законспектировать) руководства и пособия по содержанию темы. Продумать порядок использования и подготовить материальное обеспечение, используемое на занятии.
Составить план проведения занятия и за 2 – 3 дня утвердить его.
2) Подготовка материального обеспечения.
При подготовке лекционного занятия необходимо обратить внимание на подбор базовой литературы по данной теме и наглядность доведения учебного материала (мультимедийная разработка).
При подготовке группового занятия важное значение приобретает учебно-материальное обеспечение. Оно делает занятие поучительным, способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемых вопросов и получению хороших практических навыков.
На занятиях студенты должны быть обеспечены всем необходимым в соответствии с заданием.
Для проведения занятия заранее необходимо получить литературу, пособия и средства технического обучения. Особое внимание следует уделить подготовке места проведения занятия.
3) Определение методики проведения занятия.
При проведении всех видов занятий преподаватель для себя должен выделять и стремиться выдерживать вступительную, основную и заключительную части занятия.
В ходе вступительной части осуществляется контроль готовности группы к занятию (наличие студентов, выяснение фамилий отсутствующих с соответствующей отметкой в журнале), объявление темы, целей, учебных вопросов занятия и рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.
Время, отводимое на вступительную часть не должно превышать 5 минут.
На основную часть занятия отводится до 70 минут учебного времени. Первоначально проводится контрольный опрос обучаемых по пройденному материалу с выставлением оценок в журнал.
Далее преподаватель осуществляет последовательное доведение учебных вопросов - изложение материала в устной форме или отработку практических приемов. В заключении изложения каждого вопроса преподаватель делает выводы и отвечает на вопросы студентов. Переход от одного учебного вопроса к другому должен быть логичным с некоторой паузой, достаточной для того, чтобы студенты могли психологически подготовиться к изучению нового материала, с другой стороны записать наименование учебного вопроса.
Если проводимое занятие является первым при изучении дисциплины, целесообразно пояснить цели и задачи изучаемой дисциплины, порядок изучения и виды отчетности.
В процессе изложения материала преподаватель применяет вспомогательный материал (компьютерные слайды, наглядные пособия). Математические выкладки и доказательства отображаются преподавателем на доске.
В заключительной части занятия преподаватель отвечает на вопросы студентов, подводит итоги занятия, обращая внимание обучаемых на главные положения по всем учебным вопросам. Дается задание на самоподготовку, что изучить, практически отработать и законспектировать, какой литературой пользоваться.
На заключительную часть отводится 5 минут учебного времени.
В ходе всего занятия преподаватель активно и целенаправленно управляет процессом формирования у студентов командирских навыков, воспитанию разумной инициативы, самостоятельности, уверенности, качеств необходимых для успешного выполнения поставленных задач, контролирует выполнение ими требований воинских Уставов.
Учебно-воспитательные цели:
1. Дать понятие о координатах и системах координат, применяемых в военной топографии.
2. Показать порядок определения географических, плоских прямоугольных и полярных координат.
Время: 2 часа
Вид занятия: групповое занятие со взводом.
Метод проведения: рассказ, показ тренировка.
Место: класс
Материальное обеспечение:
- слайды по теме;
- учебные карты;
- циркули-измерители;
- хордоугломеры;
- офицерские линейки.
Учебные вопросы и распределение времени:
Организация занятия – 3 мин.
Контрольный опрос – 10 мин.
I. Вступительная часть – 2 мин.
II. Основная часть – 60 мин.
1. Понятие о координатах и системах координат.
Определение географических координат – 20 мин.
2. Система плоских прямоугольных координат.
Полные и сокращённые прямоугольные координаты – 25 мин.
3. Полярные координаты. Переход от полярных
координат к прямоугольным – 15 мин.
III. Заключительная часть – 5 мин.
Ход занятия:
Организация занятия – 3мин.
Проверить по списку в журнале присутствие студентов и наличие материального обеспечения.
Контрольный опрос – 10 мин.
Летучка по прошедшей теме.
I. Вступительная часть – 2мин.
Объявить тему, учебные цели и вопросы занятия.
II. Основная часть – 70 мин.