Тема: Единицы длины и скорости, принятые в судовождении.
Навигация и лоция
2015-2016
Кафедра: Судовождения
Преподаватель: Бутин Николай Юрьевич
Зачёт за тест, по условным сокращениям
1.Береговая черта
2.Фиолетовые условные обозначения
3.Опасности
4.Затонувшие суда
5.Грунты
6.Огни
7.Плавучие СНО
Учебники:
· Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей №9025.
· №5001 (для английских),
· Навигация Ю.К. Баранова и др.
· Практикум по навигации (выпуск 1 + выпуск 2(2сем)) Н.В. Авербах Купить!?
· Мореходные таблицы (МТ-2000) КУПИТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
2 конспекта (1 лекция, 2 практика (+дз) 96)
Расчётно графические работы на А4 и построить на мм бумаге (можно в печатном виде) 2-3 шт.
КУ перпендикулярный – траверз (90)
45 – приамбула
135 – раковина
Морские мили – М (Больш)
Метры – м (мальньк)
Лекция 1. 06.11.2015 Тема: Историческая справка по навигации.
1701г – самая знаменательная дата в отечественной навигации, поскольку в этом году Император Петр I издал указ об учреждении: “Математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно наук учений”. Рождение отечественной навигационной школы.
В 1703г преподователь этой школы Магницкий составил учебник “Арифметик”, 3я часть которого посвящена навигации и мореходной астрономии.
В 1715г старшие классы этой школы преобразованы в морскую академию
1725г – год рождения Петербургской академии наук, где преподавали Леонард Эйлер, Данеил Бернули, Михаил Ломоносов. Например: астронамические наблюдения и математическое описание движения планет Эйлера легли в основу высоко-точных луннных таблиц, для определения долготы. Гидродинамические исследования Бернули позволили создать совершенные лаги для точного скорости судна. Работы Ломоносова касались вопроса создания новых навигационных приборов, послуживших прообразами приборов, которые используются в настоящее время: курсопрокладчики, самописцы, лаги, кренометры, барометры, бинокли.
Навигация – наука о выбранном пути, определения места и перемещения судна в море, с учётом решаемом судном задач и влияния внешней среды на направление и скорость судна.
Лоция – часть дисциплины навигация и лоция, содержащая сведения о навигационном оборудовании морей и океанов, морских навигационных картах, руководствах и пособиях для плавания, а также штурманскую подготовку к предстоящему переходу.
Навигация – часть науки судовождения, куда входит МОС, мореходная астрономия, ГМО Гидро метеорологич обеспеч, ТСС техническ средства судовождения.
Необходимо Карандаш, измеритель (циркуль с 2 иголками), офицерская линейка, циркуль, резинка.
Навигация – точная наука, построенная на строгой математической основе. Однако для полноценного исполнения штурманских обязанностей недостаточно знания только теории.
Штурман обязан иметь необходимые практические навыки в использовании всей сложной навигационной технике, а это достигается только не прерывными тренировками. Безопасное, безаварийное плавание обеспечивается тщательным проведением навигационных измерений и их обработкой, по возможности сопровождаемых контрольными наблюдениями и вычислениями.
Судоводитель несёт ответственность за аварию независимо от того, произошла ли она от серьёзного упущения в штурманском деле или от незначительной ошибки в его наблюдениях или вычислениях.
Форма и размеры земли
При решении различных задач судовождения необходимо учитывать форму и размеры земли, в результате исследований установлено, что действительной формой земли является геоид – неправильное геометрическое тело, близкое к эллипсоиду вращения (сфероиду).
Рис.1. Эллипсоид вращения.
Эллипсоид вращения образуется при вращении эллипса PNQ’PSQ вокруг малой оси PNPS.
Для геодезических и картографических расчётов в определённых районах земли, необходимо иметь Земной эллипсоид, поверхность которого максимально совпадает с поверхностью этого района (страны). Очевидно, что такой эллипсоид должен иметь вполне определённые ориентации и размеры. Наз-ся референц-эллипсоид. В конкретном государстве к нему и относятся все измерения на земной поверхности.
Важным практическим моментом является то, что координаты одинаковых точек, могут не совпадать на картах, изданных в различных странах, т.е. составленных на разных референц-эллипсоидах. Поэтому при переходе с карты на карту, особенно в узкостях, необходима привязка не к координатной сетки (широте, долготе), а к береговой черте. Рекомендуется переходить на другую карту, по пеленгу и расстоянию до какого-либо ориентира, обозначенного на обеих картах.
С 1 июля 2002г в РФ используется система координат СК95.
Размеры элементов вращения эллипсоидов вращения выражаются следующими значениями
Большая полуось
a=6378245м
Малая полуось
b=6356863м
Что такое полярное сжатие, эксцентриситет.
Лекция 2.
Разность между длинами Б и М полуосей Земного сфероида составляет:
21382м т.е. 0.3% длины большой полуоси.
Поэтому при решении большинства навигационных задач, допустимо для упрощения всех расчётов принимать землю за шар с Rз=6371,1км, имеющей поверхность и объём, почти одинаковый с земным эллипсоидом.
В ряде стран Европы используются референц-эллипсоид Хайфорда, в Японии, Германии, Швеции, Греции – Бесселя, странах центральной и северной Америки – Кларка, Великобритании и Ирландии – Эйри. В РФ – Красовского.
Для решения некоторых специальных навигационных задач, применяются специальные референц-эллипсоиды, имеющие международный статус. Для GPS – WGS-84, ГЛОНАСС – СК-95.
Для безопасности мореплавания важно помнить, что если приёмо-индикатор, выдаёт координаты судна на международном эллипсоиде, то используя на мостике судна карту, составленную на другом референт эллипсоиде, необходимо вводить поправки, координатам к географической широте и географической долготе. Эти поправки есть в МТ-2000 или на карте.
Тема: Единицы длины и скорости, принятые в судовождении.
За основную единицу длины, служащую за измерения расстояния моря, в судовождении принята морская миля.
Морская миля – линейное значение, одной минуты дуги земного меридиана
Т.к. земля не является шаром, то длина 1 минуты дуги земного меридиана изменяется с широтой. У экватора 1842,9м, у полюсов 1861,6м. В 1928г. Международным географическим бюро, было принято среднее значение морской мили 1852м.
Кабельтов – единица длины для измерения небольших расстояний, он равен 1/10 мили. Округлённо 1кбт=185м.
Глубины моря и высоты предметов измеряются в метрах. На старых англ картах применялись футы.
1фут=0.3048м=30,48см
А для указания глубин морская сажень.
1морская сажень=1,83м
1ярд=3фута=91,44см
Скорость судна при плавании в море измеряется узлами.
Узел – единица скорости, равная 1 морской мили в час.
1узл=1М/ч
В МТ2000 помещена табл.37, которая н-ся скорость в различных единицах измерения. С помощью, которой, скорость, заданную в узлах, можно переводить в км в час и в метры в секунды и решать обратные задачи.