V. Первичное закрепление знаний
Сообщение
Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. Со временем (через много лет)склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.
4. Проблема!
-Ребята, пользу или вред приносят овраги?
Овраг вредил не только тем, что он отнимал у земледельца драгоценные десятины земли. Овраг, разрастаясь, пересекал дороги так, что приходилось делать большие объезды или строить мосты там, где прежде ездили прямиком.
Куминый овраг
Первые документальные материалы о селе Ивановка с 1983 года. Это метрические выписки Свято-Троицкой церкви с. Журавлиха, куда ивановцы ездили крестить, и венчаться за неимением у себя попа и церкви, которых они наконец, нажили в 1883 году. Памятью этих поездок в Журавлиху служит довольно большой овраг, называемый Куминый. Овраг расположен недалеко от села и впадает в реку Чернава. Через этот овраг приходилось переезжать на пути в с. Журавлиху. Он назван так потому, что в нём утонули во время половодья кум с кумой и ребёнком, ездившие крестить.
5. Творческое заданиеКто больше узнал об оврагах.
Презентации учеников Учащиеся представляют свои мини-исследования
Исследуйте и опишите овраг. В описании укажите:
1) название оврага;
2) где находится;
3) продолжается ли рост оврага;
4) какой длины овраг;
5) какова глубина оврага;
6) сухой овраг или на его территории есть ручей;
7) имеются ли выходы подземных вод на склонах оврага;
8) куда выходит овраг (к реке, озеру);
9) как можно использовать овраг (добыча глины, песка, устройство пруда, зеленой зоны).
- Под воздействием каких процессов формируется рельеф нашей местности?
Под воздействием внешних процессов - воды. Итак овраги образуются в процессе водной эрозии
Физминутка
Мы отправились в поход
Посмотреть, кто-как живёт
Впереди у нас овраг
Перепрыгнули вот-так
Переплыли мы Чернаву
Посмотрели влево вправо
И пришли мы вновь домой.
Вот такой наш шар земной!
- Что находится к западу от Сыртовой равнины. Какую форму рельефа вы видите на карте. На западе левобережья находится Долина реки Волги.
- Назовите географическое положение.
Между Приволжской возвышенностью и Сыртовой равниной на востоке располагается долина реки Волги - обширная ступенчатая равнина. Большое влияние на её образование оказали внутренние и внешние рельефообразующие факторы.
- Назовите и покажите самую южную часть Левобережья, какая низменность? Прикаспийская низменность.
- Определите абсолютную высоту. Абсолютная отметка на севере от 45-50 м, на юге -20-25 м. . Это самая низкая отметка в рельефе области. Её поверхность плоская, с небольшими холмами. Рек, оврагов и балок здесь немного. Зато много впадин, занятыхсолончаками – засолёнными почвами, лиманами –понижениями, мелкими «степными блюдцами» диаметром 1,5-2 м.
- Назовите равнину, которая находится на востоке от Сыртовой равнины
- Общий Сырт.
- Равнина, расположена на востоке Заволжья.
- Здесь выделяются: Синие горы, Узени-Ичкинский кряж
Кряж- вытянутая возвышенность.
Встречаются холмы, крутые склоны, останцы, ассиметричные гряды высотой от 30 до 50 м, карстовые явления –воронки, понижения. Сырт сложен глиной, известняком, мелом, песчаником. В южной части Общего Сырта имеются подземные соляные купола – возвышения земной поверхности, состоящие из древних пород, содержащих гипс, соли.
V. Первичное закрепление знаний
На территории нашей области наблюдается как выравнивание рельефа, так и усиление эрозионных процессов – образование оврагов, балок, оползней, воронок и т. д. Смещение, скольжение вниз по склону массы горной породы....
1. Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа Левобережья. Долина реки Волга, Сыртовая равнина, Каменный Сырт, Общий Сырт, Синие горы, Прикаспийская низменность.
2. Какие различия находятся в рельефе Правобережья и Левобережья?
В Правобережье –возвышенная равнина, а в Левобережье низменная)
VІ. Сообщение о Вавиловом Доле. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Это одна из достопримечательностей не только Ивантеевского района, но и Саратовской области.
От реки Малый Иргиз начинался обширный дол, вобравший в себя множество больших и малых оврагов, заросших глухим лесом – гаем, который позже стал называться Вавиловым долом.
Этот лес, умытый заботливой родниковой рукой матери-природы, как драгоценный изумруд красуется на могучей ладони хлебной нивы среди золотистых колосьев поспевшей пшеницы Ивантеевского района.
Существует несколько легенд его возникновения. Первая, самая распространенная среди населения и изложенная в книге Е. Фатьяновой и А. Камазановой «Тайна Вавилова Дола», гласит следующее:
В далекие петровские времена нынешние заволжские степи были заросшие густыми, непроходимыми лесами, в чаще которых скрывались разбойники. Предводителем шайки был бесстрашный Вавила. Разбойники были дерзки и неуловимы, поэтому властям пришлось направить в эти края войска, и лишь с их помощью удалось разгромить разбойничье логово. Лихой атаман был схвачен, ослеплен и выпущен на волю. Жил в байрачном лесу около Чернавы, где через покаяние за свои грехи пришел к вере. Близ ручья Вавила вырыл подземную келью-пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам.
Прослышав о чудном пещернике, к нему начали приходить искатели строгой жизни.
Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Однако с годами эти пещеры закрылись.
Сюда начали стекаться богомольцы. В 1914 г. вырос храм, который освятили в честь любимого на Руси святого — Николая Чудотворца. Рядом был родник и целебный святой колодец Николая Чудотворца.
По рассказам старожилов, что не только водой можно было вылечить, но и изобилием лекарственных растений, которые растут в этой местности.
Учёные изучали состав воды и внесли её в реестр природных минеральных источников России, а еще то, что в воде содержатся тяжелые металлы, поэтому ее можно употреблять в ограниченном количестве.
Вода из Авиловских родников богата ионами серебра, поэтому она длительное время не портится. Поломники продолжают её употреблять при всевозможных случаях и часто получают по вере удивительные исцеления даже от горьковатой на привкус воды.
Историю своего края мы обязаны знать, чтобы чувствовать любовь и гордость за свой родной край и развивать в своем сознании морально- этические нормы жизни. Сохранить этот экологически чистый уголок России- наша задача.
VІІ. Д/З §4 с.17-18. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).
VІІІ. Рефлексия
Куда бы не забросила нас судьба, сердцем и душой мы снова и снова возвращаемся в родные места (обратиться к эпиграфу)
Я надеюсь, что эти слова станут и для вас жизненным девизом.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: Что тебе понравилось на уроке?
Предлагаются варианты ответов:
1. Сегодня я на уроке узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Я научился…
6. Меня удивило…
7. Мне захотелось…
Выставление оценок.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Большое спасибо, ребята за работу.