Охарактеризуйте конгрессно-выстовочный туризм как наиболее динамично развивающийся сектор делового туризма.

Перечислите и вкратце охарактеризуйте наиболее крупные туристские биржи и выставки-ярмарки.

5. Что представляют из себя интенсив-туры? Для чего они необходимы?

64 А. А. САМОЙЛЕНКО

Международные Железнодорожные туристские перевозки

Железные дороги — важный вид международных транспортных сообщений, которые соединяют многие государства. Отдельные международные маршруты со­единяют целые континенты — эти маршруты транскон­тинентальные. Самый длинной трассой в мире считает­ся Транссибирская магистраль.

Строительство ее было начато в 1892 г. и длилось 8 лет. Протяженность трассы более 9 тыс. км. Она соеди­няет Москву - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск -Владивосток. Продолжительность регулярного маршру­та Москва - Владивосток 158 часов, по этой трассе про­ходит поезд: Новосибирск - Улан-Батор - Пекин («Chines Railway»), протяженность рейса 140 часов.

Азию и Европу соединяет железнодорожное полот­но из Лондона в Стамбул. По нему следует фирменный поезд «Orient Express», следующий по Северной и Юж­ной веткам. На трассе Париж-Лондон ежедневно кур­сирует фирменный поезд «Золотая стрела» (пролив Ла-Манш преодолевается на пароме).

В Австралии организован специальный туристский экспресс повышенной комфортности «Indian Pacific». Поезд пересекает страну с востока на запад от Сиднея до Перта меньше чем за трое суток и активно использу­ется в туристских целях.

В Южной Африке популярен поезд «Train Blue», сле­дующий регулярным рейсовым маршрутом через всю страну (от Претории до Кейптауна). Он является ско­ростным, но широко используется для туристских це­лей, поскольку позволяет путешествующим увидеть при­роду всех климатических зон. Этот поезд считается од­ним из самых роскошных в мире.

Технический прогресс создал условия для организа­ции скоростного сообщения между крупными туристс­кими и административными центрами. Оно широко ис­пользуется при организации массовых перевозок пасса-

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



жиров в Японии, Германии, Франции, Италии и США. Высокоскоростные железные дороги приобретают все большую популярность как наиболее удобный, быстрый и недорогой вид сообщения. По всему миру растет сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей. По­езда, следующие по ним, развивают скорость до 300 км/ час. После введения высокоскоростных магистралей, та­ких, например, как Париж — Лион, и поездов, следую­щих по ним со скоростью 260 км/час (в пути всего пол­тора часа), многие европейские авиакомпании стали раз­рабатывать дополнительные системы скидок и тарифов на соответствующих маршрутах, так как поезда такого рода привлекают до 18 % пассажиров авиакомпаний.

Пионером в создании скрростных линий является Япония, где был построен первый скоростной состав, получивший название «Поезд-пуля» («Bullet Train») за внешний обтекаемый корпус локомотива и высокую ско­рость (более 200 км/час)" движения. Самая высокоско­ростная дорога называется «Shinkansen». Маршрут про­ложен от Токио до станции Хаката, через города Осака и Окияма. Общая протяженность трассы - 1168 км.

Первый в мире суперскоростней поезд также пост­роен в Японии в 1964 г., локомотивы этого состава имеют обтекаемые, аэродинамические формы. Скорость дви­жения поездов на специально подготовленных участках магистрали достигает 260 км/час. В целях безопасности пути трассы изолированы высокими заборами, а полот­но дороги затянуто мелкой сеткой.

В Европе скоростные железнодорожные линии были введены в эксплуатацию позднее. По ним следуют по­езда, связывающие главные города Европы:

«Inter City Express» - скоростной поезд-экспресс. Соединяет столицы и крупные города европейских стран, развивает скорость до 460 км/час. Скорость регулярно­го движения — до 280—360 км/час, состоит из двух го­ловных локомотивов и двенадцати вагонов.

TGV («Train a Grande Vitesse*) - французский су­перскоростной поезд повышенной комфортности. Свя-



А. А. САМОЙЛЕНКО

зывает главные города Франции: Париж - Марсель (4 часа 40 мин.); Париж - Лион (2 часа); Париж - Рене (2 часа); Париж - Нант (2 часа); Париж - Бордо (3 часа).

«Cyber Train» — новое слово в технике массовых перевозок пассажиров. Это полностью автоматизиро­ванные вагоны, управляемые компьютерной системой. Экспериментальный образец скоростной дороги, по которой следуют эти поезда, построен в штате Айдахо в США.

«Pendolino» — скоростная железная дорога в Ита­лии. Наилучшим образом построен и эксплуатируется участок Милан - Рим, на котором комфортабельные поезда следуют со скоростью до 248 км/час. Все путе­шествие занимает 3 часа 55 мин.

AVE («Alta Velocidas Espagna»)

испанская желез­нодорожная компания, эксплуатирующая высокоскоро­стную трассу Мадрид - Севилья. Путешествие протя­женностью 495 км в комфортабельном скоростном экс­прессе занимает 2 часа 15 мин.

«Eurostar» - 50-километровый тоннель под Ла-Ман­шем также относится к высокоскоростным магистра­лям. Шесть раз в день (по пятницам — семь) серо-жел­тые вагоны этого поезда отправляются из Лондона в Париж (3 часа) и обратно, а также трижды в день соеди­няют Лондон с Брюсселем через Лилль (3 часа 15 мин.). Сообщение осуществляется EPS («Европейской пасса­жирской службой»), железными дорогами Франции и Бельгии.

По прогнозам экспертов, к 2010 г. протяженность скоростных железнодорожных магистралей в Европе возрастает более чем в 10 раз. Вполне вероятно, что к этому времени большинство европейских туристов пред­почтут пользоваться не самолетом, а поездом, мчащим­ся со скоростью 300 км/час.

В соответствии с планами Европейского союза (ЕС), новые маршруты соединят Мадрид и Барселону, Рим и Милан, Брюссель и Амстердам, Кельн и Франкфурт-на-Майне.

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА

J>'7

Высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть маршрут протяженностью 5,00*-600 км на 2-3 часа, что удобно для путешествующих. К тому же поезда обычно прибывают на вокзалы, тради­ционно расположенные в центре крупных городов и столиц, что минимизирует трансфер и создает суще­ственные преимущества по сравнению с авиацией. При перевозках на расстояние менее 500 км эффективнее использовать автомобильный транспорт, а при расстоя­нии более 1000 км — воздушные перевозки.

По прогнозам специалистов, в 2010 г. скоростные железные дороги займут 23% рынка европейских тури­стских перевозок, а на долю авиалиний придется толь­ко 20%. Некоторые европейские авиакомпании учиты­вают возрастающую конкуренцию со стороны скорост­ных экспрессов и стараются найти формы «мирного сосуществования». Так, например, авиакомпании могут заключать с железными дорогами соглашения о согла­совании своих расписаний.

Обслуживание в поездках по форме «евро-найт» - s
это новая форма сервиса на европейских железнодо- /
рожных линиях. Она сочетает высококлассное обслу- /
живание в поезде и гостиничный сервис. \

Обслуживание по формуле «евро-найт» предлагает- \ся в самых последних моделях вагонов компании «Ва- ^гон-Ли» со звукоизоляцией и кондиционированием, На смягчающих амортизаторах. Оно охватывает некоторые европейские линии.

В таких поездах предлагается обслуживание по пер­вому и второму классу. Соответственно, и цены на би­леты разные. Во втором классе специальных вагонов с 2-местными, 3-местными или 4- и 6-местными купе клиентам предлагаются без дополнительной оплаты бу­тылка минеральной воды на ночь и завтрак, а также освежающие салфетки и средства для очистки обуви. По первому классу в 1-местных или 2-местных купе дополнительно к перечисленным" услугам гостей встре­чает обслуживающий персонал с коктейлем и сладостя-

68________________________________А. А. САМОЙЛЕНКО

ми и подносится багаж. Предлагаются также: служба персональной побудки, английский завтрак и туалет­ный выбор. Все услуги оказываются персоналом, полу­чившим специальную подготовку и говорящим не ме­нее, чем на двух иностранных языках.

По мнению специалистов, эта форма обслуживания привлекает все больше пассажиров на железнодорож­ные маршруты.

По причине утомительности длительных железно­дорожных поездок были разработаны комплексные туры на специализированных туристско-экскурсионных по­ездках. Они классифицируются на категории: одноднев­ные, непродолжительные (2—3 дня), многодневные (от 5 дней и более).

Стандартные железнодорожные туры можно услов­но разделить на три категории:

• Однодневные;

• Непродолжительные (2-3 суток);

• Многодневные (от 5 дней и более).
Однодневные туры начинаются утром и заканчива­
ются вечером того же дня. В дороге туристы располага­
ются за столиком вагона-ресторана. По пути они могут
не только перекусить, но и посмотреть выступления
эстрадных и цирковых артистов. Туристов подвозят до
определенной станции, где для них подготовлена спе­
циальная программа (это может быть экскурсионная
поездка или же пикник на природе). Пассажирам пре­
доставляется возможность совместить полезное с при­
ятным, например, как в поезде «Star Clipper», функцио­
нирующем на Восточном побережье США. Он совер­
шает маршруты между Ньюпортом и Провиденсом.

Непродолжительные туры. Во время 2- и 3-суточ-ных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда туристы спят, поезд находился в пути. Днем туристы обычно заняты на экскурсиях.

Такие туры организуются в различных странах. На­пример, путешествие по Африке на поезде, предлагае-

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



мое южно-африканской компанией «Rovos Rail». Эта компания выкупила два поезда. Один нарекли «Клас­сиком» (он оформлен в стиле 1940-х годов), другой -«Эдуардианом» (стиль времен английского короля Эду­арда). Они дают возможность совершить уникальное же­лезнодорожное сафари по южной части Африканского континента.

В этих поездах к услугам клиентов — купе катего­рии «люкс» площадью 11 м2 с двуспальной кроватью или двумя односпальными. Можно заказать «королевс­кие» апартаменты. Они еще просторнее. Отделанные полированным деревом стены, тяжелая мебель с доро­гой обшивкой, вышитые покрывала создают уютную об­становку. Купе оборудованы удачно скрытой установ­кой кондиционирования. В каждом поезде примерно по 19 вагонов, пассажиров при этом не более 70.

Завтракают, обедают и ужинают туристы в вагоне-ресторане, украшенном деревянными пилотами. К сто­лу подают изысканные кушанья и южноафриканские" вина лучших сортов. Рядом — бар, полностью укомп­лектованный по международным стандартам. Если кли­ент захочет пообедать в одиночестве, он в любое время может заказать ед$ в купе. Есть специальный вагон для отдыха и обозрения встречающихся в пути достоприме­чательностей. Во время путешествия запланировано немало автобусно-автомобильных экскурсий.

Программа путешествия включает:

• 48-часовую поездку (1600 км) от Претории до Кейптауна с остановками и выездами на авто­мобильные экскурсии в Кимберли и Матиес-фонтейн;

• 24-часовое путешествие (620 км) вдоль Садового пути от Кейптауна до Джорджа и Книсны с экс­курсией по винодельческим районам. На отрезке между городами Джорджом и Книсной пассажи­ры размещаются в двух вагонах для отдыха;

• 48-часовое путешествие из Претории к водопаду Виктория, с экскурсией в Булавайо.



А. А. САМОЙЛЕИКО

Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. Это зависит от маршрута и экскурсионной программы. Чтобы путешественники не утомились, турпоезд должен идти безостановочно не более полутора суток. Продолжительные дневные пере­гоны планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ланд­шафты. В отдельных случаях предлагаются и кратков­ременные «зеленые стоянки» в лесу или горах, на бере­гу моря или большого озера.

Туристские поезда в обиходе называют «отели на колесах». Несмотря на размеры, строго ограниченные стандартами железной дороги, вагоны комфортабель­ны. Внутреннему их дизайну могут позавидовать мно­гие стационарные гостиницы. В каждом купе, общее число которых в спальном вагоне обычно не превышает восьми, лроживает не более двух человек. Купе обору­дуется двумя односпальными и двуспальными кроватя­ми, кондиционерами.

Есть в них письменный стол, телефон, телевизор. Туалетная и душевая комнаты могут быть на весь вагон или на один-два номера. В состав туристского поезда входят также несколько вагонов-ресторанов, вагон-са-лон ( используемый как библиотека, место для карточ-ных игр или переговоров, отдыха), конференц-вагон (он же лекторий, дискотека или видеосалон), а также «дет­ский вагон* или «зал подвижных игр».

Самый популярный среди туристов многодневный маршрут - «Восточный экспресс», который стилизо­ван под знаменитый одноименный состав начала XX в.

В его состав входят дизель и девять спальных ваго­нов, два или три вагона-ресторана, вагон-бар, вагон-душ и вагон-клуб. Поезд оснащен спутниковым телеви­дением, телефоном и телетайпом. Все вагоны построй­ки начала XX в. отреставрированы. Их интерьеры ре­конструированы в соответствии с современными тре­бованиями сервиса. В поезде - 82 комфортабельных

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



купе, оборудованных умывальниками. Отделка - из красного дерева и плюща. При желании соединение купе можно соединить, открыв внутреннюю дверь.

В зарубежной Европе туристские маршруты полу­чили развитие практически на всей разветвленной и железнодорожной сети.

«Андалузийский экспресс» («А1 Andalus») обслужи­вает популярный железнодорожный туристский марш­рут по Испании, который имеет два варианта: 1) Мад­рид - Севилья - Кордова - Гранада - Рондо - Севи­лья - Мадрид (8 дней/7 ночей) - северное-железнодо­рожное кольцо; 2) Севилья - Кордова - Гранада -Рондо - Севилья (7 дней/бночей) - южное кольцо. Туристы живут в пяти спальных вагонах поезда, изыс­канно отреставрированных «под старину».

Купе класса «сьют» (люкс) оборудованы душем и туалетом, кондиционером, цветным телевизором, сото­вой телефонной связью. Дополнительно имеются два вагона с душевыми. В поезде имеются два вагона-рес­торана, бар, библиотека.

«Nostalgic Orient Express» ходит по нескольким мар­шрутам. Из Москвы, к примеру, он отправляется в 10-дневное путешествие до Пекина, следуя через Омск, Новосибирск, Иркутск и Улан-Батор. Этот маршрут, хотя и относится к разряду классических, все же не яв­ляется массовым.-

Наиболее заполняемыми стали туры на «Восточном экспрессе» из Лондона до Стамбула по железным доро­гам Европы.

Заметно вырос интерес к железнодорожным поезд­кам в Американском макрорегионе. Самыми протяжен­ными считаются;

• 12-суточный переезд из Вашингтона в Лос-Анже­лес - «Транс Америка»;

• 10-дневной переезд из Ванкувера в Монреаль -«Транс Канада»;

• 9-дневный маршрут Манагуа-Гуаякиль-Лима-Сан-тьяго.



А. А. САМОЙЛЕНКО

В национальных и тематических парках США из­вестность получили железнодорожные туры в Скалис­тые горы Монтана («Montana Rocks Reil Tours») - из штата Айдахо в штат Монтана. В Гранд Каньоне -одном из самых популярных туристских районов так­же есть железная дорога «Grand Camion Railway», ко­торая успешно эксплуатируется в экскурсионных це­лях. Железнодорожные туры предлагает и компания на Аляске.

В Канаде предлагаются туры в Скалистые горы. Ви­довая железная дорога Западного Мериленда «Western Meryland Scenic Railroad» предлагает туристам свадеб­ные путешествия, пикники на природе.

В Мексике туристские поезда используются для орга­низации маршрутов в горы Сьерра Мадре. Это уникаль­ный тур называется «Тур в Мексиканское поднебесье» («Mexican Train Ride in Sky»).

В Норвегии популярны туристские маршруты на специальном поезде с осмотром самых больших и кра­сивых фьордов а мире.

Железнодорожные маршруты есть в Индии и в Ин­донезии. Для туристов, посещающих Индонезию, пред­лагается уникальный тур «Парковые локомотивы в Ин­донезии» («Tour the Steam Locomotives in Indonesia») с осмотром самой крупной в мире коллекции действую­щих локомотивов и вагонов узкой колеи.

В Африке «Rovos rail» предлагает своим клиентам четыре основных многодневных маршрута, по которым поезда отправляются каждые две недели. Маршруты различной продолжительности и, соответственно, раз­личной стоимости. Так, например, самая продолжитель­ная (20-ти дневная) поездка на «Классике» или «Эдуар-диане» из Кейптайна в столицу Танзании Дар-эс-Салам обойдется на человека в 6500 долл., если он путеше­ствует в купе «люкс», и 7800 долл. — в «королевских» апартаментах.

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА



Контрольные вопросы:

1. Какую скорость могут развивать высокоскорост­ные поезда?

2. Какой считается самая протяженная трансконти­нентальная трасса в мире?

3. Где и когда построен впервые высокоскоростной железнодорожный состав?

4. Назовите наиболее известные скоростные желез­нодорожные линии Американского континента, Австралии, Европы.

5. Каково положение скоростных железнодорожных линий в конкуренции с другими видами транс­порта в Европе?

6. Что представляет собой обслуживание в поездах по формуле «евро-найт» и какие линии Европы обслуживаются по этой формуле?

7. Что такое специальные туристские поезда и в ка­ких регионах мира они организуются?

8. Охарактеризуйте обычную программу одноднев­ного тура на турпоезде.

9. Дайте характеристику обычным непродолжитель­ным турам на турпоезде. Как планируется про­грамма такого тура?

10. Каковы обычные многодневные туры на турпоез­
дах? Как планируется программа таких туров?

11. Какие фирмы занимаются организацией туров на
специальных турпоездах в России? Назовите наи­
более популярные маршруты.

J

74 А. А. САМОЙЛЕНКО

Наши рекомендации