Тема 3. Маркшейдерские работы.

Горизонтальные и вертикальные съемки в подземных горных выработках. Подземные маркшейдерские опорные и съемочные сети. Измерение вертикальных, горизонтальных углов и длин сторон в подземных выработках Производство геометрического и тригонометрического (геодезического) нивелирования в подземных горных выработках. Сущность и методы соединительной съемки.

Ориентирование подземных маркшейдерских сетей через наклонные или Маркшейдерские работы на открытых разработках. Опорные и съемочные сети, способы их создания. Съемочные работы.

Подсчет объемов вынутой горной массы. Способы подсчета и их сущность. Горизонтальные выработки, один и два вертикальных ствола. Магнитное и гироскопическое ориентирование. Передача в шахту высотной отметки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа является самостоятельной работой студента и имеет своей целью закрепление студентом изученного материала и проверку полученных знаний. Тема работы назначается преподавателем.

1. Требования к оформлению контрольной работы

Работа должна быть выполнена печатным или рукописным способом.

При печатном способе формат текста: Word for Windows, формат страницы А4, через полтора интервала (около тридцати строк на листе). Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman.

При рукописном способе чернилами черного или синего цветов, при этом почерк должен быть свободно читаемым, работу следует выполнить в ученической тетради с двух сторон листа с полями 2-3 см для замечаний рецензента.

Пример оформления титульного листа показан в Приложении 1.

Сокращение слов не допускается, за исключением общеупотребительных. Изложение работы должно соответствовать нормам стилистики и грамматике русского языка.

Работа должна завершаться списком использованной литературы.

2. Порядок выполнения контрольной работы по курсу ПМ01. МДК1. Раздел1.Использование приборов и инструментов при выполнении геодезических и маркшейдерских работ

Выполняется одна контрольная работа, состоящая из 2 заданий. Решать задачи и отвечать на вопросы необходимо согласно своего варианта. Вариант определяется по последним двум цифрам шифра. Условие задач в домашних заданиях переписывается полностью. Решения должны сопровождаться объяснениями.

Задание выполняется в виде расчетно-графической работы. Второе задание состоит из трех вопросов, которые студенты выбирают согласно своего ва­рианта по таблице № 6. Например, вариант № 19 отвечает на вопросы № 3,№21, №32. От­веты на вопросы поместить на стандартных листах, а затем, вшить в тетрадь для кон­трольной работы.

Если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она не зачитывается.

К выполнению контрольной работы следует приступить только после изучения программного материала по литературе, указанной в методических указаниях. Исклю­чение составляют полевые журналы, которые согласно правилам, заполняются каранда­шом. Графическая часть выполняется в карандаше на миллиметровой бумаге. Разрешается выполнять графическую часть контрольной работы на белой чертежной бу­маге. Контрольная работа состоит из шести задач, которые в дальнейшем для удобства объяснения будут обозначаться номерами (1,2,3 и т. д.). Каждая задача относится к какой-либо определенной теме программного материала. Поэтому приступать к решению той или иной задачи контрольной работы можно только после изучения теоретического материала соответствующей темы. Некоторые задачи вариантов контрольной работы имеют взаимоувязанные исходные данные. Поэтому учащиеся должны быть очень внимательными при определении и вы­писке исходных данных своего варианта.

Если исходные данные будут выписаны с ошибкой, то некоторые задачи не будут иметь правильного решения.

Задача 1. Необходимо изучить материал: Учебник Родионова - с. 15 - 20. Задачник - с. 14-18.

Здесь студенты заочники найдут подробное описание построения линейного и попе­речного масштаба, а также приводятся примеры с подробными пояснениями, как пользо­ваться поперечными масштабами при определении расстояний.

Необходимо на миллиметровке вычертить линейный и поперечный масштаб и пока­зать на них (цветным карандашом) заданные длины линий. Длину масштаба следует при­нять такой, чтобы указанные в исходных данных размеры прямых умещались на чертеже масштаба.

Задача 2. Необходимо изучить следующий учебный материал: Учебник Родионова - с. 20 - 21,27 - 39. Задачник - с. 21 - 26.

Нанесите на миллиметровку сетку продольного профиля (образец сетки и определе­ния уклонов приводится на рис. 13). Затем от точки 1 (2) по заданным прямым (рис. 1-6) нужно нанести на миллиметровку точки пересечения горизонтали с прямой. Это можно выполнить следующим способом. Взять циркуль и прямо на плане определить раствор между точками пересечения горизонтали с прямой. Затем это расстояние от намеченной точки 1 (2) или от предыдущей горизонтали накалывается в графе «Расстояние» сетки продольного профиля, записывается расстояние между горизонталями, определенное по масштабу (1:1000). В графе «Высоты земли» выписываются отметки горизонталей. От­метки точек, расположенных между горизонталями определяются интерполяцией. В та­кой последовательности работа продолжается до точки 5 (6).

Следует иметь в виду, что в исходных данных для продольного профиля задаются два масштаба: горизонтальный 1:1000 и вертикальный 1:100. Горизонтальный масштаб нужен для нанесения на профиль горизонтальных расстояний по трассе, а вертикальный для нанесения высот точек по трассе.

На планах местности (рис. 1-6) указан масштаб также 1:1000. Следовательно, рас­стояние между точками пересечения трассы с горизонталями, определенное непосредст­венно на плане раствором циркуля, нужно без изменения отложить в графе «горизонталь­ные расстояния» продольного профиля.

Численное, действительное расстояние на местности определяется по горизонталь­ному масштабу продольного профиля 1:1000 (1 см на плане и профиле соответствует 10 метрам на местности).

Замерив циркулем, расстояние до угла поворота, а величину угла - транспортиром, эти данные записывают в графу «План линии». После этого следует приступить к вычер­чиванию самого продольного профиля, т. е. вертикального разреза земли по трассе.

Для этого слева проводится вертикальная ось (см. рис. 13), которая разбивается на сантиметры. Так как вертикальный масштаб 1:100, то каждый сантиметр равен 1 метру. Шкала высот подписывается, для чего по графе «Высоты земли» легко определяется ми­нимальная и максимальная высоты земли по трассе. Так на рис. 13 минимальная высота 15,50 м, а максимальная - 19,50 м, то исходя из этого, на шкале высот нанесены высоты от 15 до 20 метров.

В точках пересечения трассы с горизонталями, нанесенных в графе «горизонталь­ные расстояния», восстанавливаются ординаты по высотам земли. Затем нанесенные та­ким образом точки поверхности земли по трассе соединяют прямыми линиями.

Для вычисления среднего уклона местности определяются по заданному профилю максимальные и минимальные высоты, а также расстояние между ними.

Средний уклон определится по формуле:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

где Нmax - максимальная высота (м),

Hmin - минимальная высота (м),

L - расстояние между точками, имеющими максимальную и минимальную высоту (м). Пример (см. рис. 13): Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Профиль продольного нивелирования трассы 1-3-5

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru Масштабы:

Горизонтальный 1: 1000

Вертикальный 1: 100

Задача 3. Необходимо изучить следующий учебный материал: Родионов - с. 61 -73. Задачник - с. 26 - 33.

При решении данной задачи вычисления должны быть выполнены без арифметических и теоретических ошибок, так как результаты вычислений (величины дирекционных углов и румбов) нужны будут для решения задачи № 6.

Предположим, что правые углы по диагональному ходу равны:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Азимуты сторон полигона определяются по формуле:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

где Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 2-3 - дирекционный угол последующей стороны полигона,

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 1-2- дирекционный угол предыдущей стороны полигона,

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 2 - угол между ними правый по ходу.

Так как дирекционный угол стороны X -1 равен 0° 00’ (см. исходные данные), то (см. рис. 7):

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Если Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru то формула принимает вид:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru Предположим, Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru тогда:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Далее вычисляем дирекционный угол следующей стороны:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Аналогично вычисляется дирекционный угол стороны 3 - 4,4 - У. Обратные дирекционные углы вычисляются по формулам:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

где Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru обр. - обратный дирекционный угол,

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru пр.- прямой дирекционный угол.

Так обратный дирекционный угол для стороны 2-1 определится следующим об­разом:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Так как для нашего примера сторона 1-2 имеет дирекционный угол 149° 30’, она находится во второй четверти. Следовательно, ее направление - ЮВ, а угловое значение румба 180° 00’ - 149°3'=30°30’

В итоге: П-г-ЮВ: 30° 30’

Схема диагонального хода вычерчивается следующим образом. На миллиметровке произвольно намечается т. 1. Так как азимут стороны X - 1 равен 0° 00’, то через т. 1 про­водится вертикальная линия направления С - Ю. От северного конца этой линии по часо­вой стрелке откладывается по транспортиру угол, равный прямому дирекционному углу стороны 1 - 2. От точки 1 по этому направлению откладывается длина стороны 1-2, рав­ная 95 метрам, что в масштабе 1:1000 составит 95 мм, и отмечается точка 2.

Через точку 2 проводится вертикальная линия направления С - Ю и по транспор­тиру от северного конца по часовой стрелке откладывается угол, равный дирекционному углу линии 2 - 3. От точки 2 откладывается длина стороны 2-3-62 метра (т. е. 62 мм) и отмечается точка 3. Далее аналогичным способом вычерчивается сторона 3-4.

При решении данной задачи дирекционный угол стороны полигона 4 - У вычис­лять не обязательно, но если он будет вычислен, то учащиеся могут не получить заданный дирекционный угол стороны 4 - У, равный 0° 00’. В этом случае надо указать знак и вели­чину невязки.

Задача 4. Необходимо изучить следующий учебный материал: Родионов - с. 48 - 61. Задачник - с. 34 - 43.

Определение расстояния, измеренного в прямом и обратном направлениях, следу­ет производить по формуле, указанной в примечаниях к исходным данным задач № 63 -87.

Допустимость расхождения измерений и горизонтального проложения линий сле­дует выполнять в соответствии с примерами, приведенными в учебнике. Поправки за на­клон линий учащиеся найдут в учебнике (приложение 1, с. 304). Предположим, задаются следующие исходные данные:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Расстояние, измеренное 20-метровой стальной мерной лентой с 6-ю шпильками, определяется по формуле:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

(значение т,п, q - см. примечание к исходным данным задач № 63 - 87). Тогда длина линии L при измерении в прямом и обратном направлении равна:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

а в обратном Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Невязка двух измерений линии равна ∆L=378,60 - 378,35=0,25 м., а допустимая опреде­ляется, исходя из требуемой точности измерения, т. е. 1/1000 длины линии.

Тогда Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Так как Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru то, следовательно, измерение линии выполнено правило.

Для дальнейших расчетов длина линии L как среднее из двух измерений, т. е.

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Так как местность, на которой производились измерения, имеет уклон, то необходи­мо, в измеренную длину линии, внести поправку за наклон, т. е. определить горизонталь­ное проложение этой линии. Горизонтальное проложение линии определяется следующим образом. По таблице поправок за наклон местности (приложение 1, с. 304 учебник Родио­нова) находим: при Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru =4°30’.

на 300 метров поправка - 92 см,

на 70 метров поправка - 21,6 см,

на 8 метров поправка - 2,4 см,

на 0,47 метра поправка - 00,0 см,

Итого: 116,0 см = 1,16 м

Тогда горизонтальное проложение линии

Lгор.= Lcp. - 1,16 = 378,47 - 1,16 = 377,31 м.

Аналогичным образом производятся расчеты для линии II.

Задача 5. Необходимо изучить следующий учебный материал: Родионов - с. 119 - 123. Задачник- с. 76 (рис. 22), с. 87 (рис. 23).

В соответствии с условием задачи, требуется составить абрисы базисных ходов, при­чем необходимо показать на плане возможные способы съемки ситуации. Расстояние и углы для привязки контурных точек ситуации следует определить по заданным к данной задаче чертежам-абрисам базисных ходов. Расстояния определяются по линейке, а углы замеряются транспортиром.

Для примера на рис. 14 показана ситуация и съемка ее различными способами.

Контурная точка «а» снята засечками, для чего замерено расстояние от т. 1 -19 м, от +20 - 17 м. Контурная точка «б», а также грунтовая дорога сняты методом полярных ко­ординат, для чего замерен угол на нее 29° и расстояние 22 м.

Контурные точки «в», «г», «д», «ж» сняты методом прямоугольных координат, для чего замерены расстояния по базису +37, +46, +52, +97 и по перпендикуляру к нему рас­стояния до контурных точек 1 м, 9 м, 15 м, 4 м. Засечено также пересечение грунтовой до­роги с базисом +86.

Задача 6. - Комплексная, итоговая задача по первому заданию. Необходимо изучить следующий учебный материал: Родионов - с. 124 - 144. Задачник - с. 52 - 87.

Вычисление координат точек 2 и 3 диагонального хода выполняется в специальной ведомости для вычисления координат. В таблице 5 приводится образец ведомости для вы­числения координат, а также пример заполнения граф и вычисления координат, рассмотренный ниже. В примере приняты исходные данные:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Все остальные необходимые величины приняты такими же, как в исходных данных на контрольную работу. Графы ведомости в таблице 5 нумеруются так же, как в учебнике, координаты вычисляются в следующей последовательности.

Графа 1 - выписываются точки вершин диагонального хода

X-1-2-3-4-Y.

Графа 2 - против вершин диагонального хода выписываются замеренные правые уг­лы Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 1 Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 2 и т. д. (исходные данные к задачам № 38 - 62).

Производится определение угловой невязки (f Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru ) по формуле 107 (Родионов, с. 129). Так как по заданию Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru о=0° 00’, то, следовательно, теоретическая сумма углов для всех ва­риантов должна быть равна

180° *n =180 •4-720° 00’. Сумма же измеренных углов в поле может быть больше или меньше теоретической. Разность между ними и даст величину уг­ловой невязки. Если сумма измеренных в поле углов больше теоретической, то невязка имеет знак +, если меньше, то -. Невязка распределяется с обратным знаком в графе 2 ме­жду измеренными углами. Так как дирекционные углы уже вычислены в задачах № 38 -62, то чтобы их не перечислять, невязку следует отнести на последний ( Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 4) угол. Внизу в ведомости вычисляется допустимая угловая невязка и сравнивается с полученной.

В нашем примере Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru п=719° 58’' - сумма углов, замеренных в поле. Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru п =+1800 *n -ап =180° *4 =720°00’, т.к. Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru о=ап= О° 00', a n=4 - число углов диагонального хода.

Угловая невязка составляет Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Допустимая угловая невязка определяется по формуле: Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

где t’- точность верньера (может быть принята 1'). п - количество углов диагонального хода.

Так как полученная угловая невязка меньше допустимой, то, следовательно, съемка в поле произведена правильно и можно производить расчеты дальше. По причине, указан­ной выше, вся угловая невязка относится на угол №4 с обратным знаком, т.е. угол увели­чивается на 0° 02' и записывается в графу 3. Остальные величины углов переписываются без изменения. Сумма углов по графе 3 должна быть равна точно теоретической, т.е. в нашем случае 720° 00’. После выполнения проверки можно перейти к вычислению и за­полнению следующей графы.

Графа 4 и 5 - выписываются дирекционные углы и румбы, вычисленные в задачах №38-62.

Следует произвести проверку, определив по известной формуле дирекционный угол 4 - У. Ответ должен быть Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 4-у=0° 00’.

Следует еще раз проверить вычисления дирекционных углов и румбов и только по­том выписать их в графы 4 и 5. Так для примера определим дирекционные углы (азимуты) стопой диагонального хода по фомуле:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Последнее вычисление является контролем графы 4 - мы получили значение дирекционного угла стороны примыкания 4 - У - 0° 00’.

Далее определяем румбы сторон полигона.

Определение румбов по известным дирекционным углам объяснялось в методиче­ских указаниях к задачам № 38-62. Рекомендуется еще раз проверить румбы сторон, пре­жде чем их записывать в графу 5.Так, в нашем примере сторона

1-2 Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru =218°45’, r =ЮЗ: 38°45’

2-3 Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru =317°25’, r =СЗ: 42°35’

3-4 Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru =240°11’, r =ЮЗ: 60°11’

значения румбов сторон записываются в графу 5.

Графа 6 - выписываются заданные расстояния, и определяется их сумма: Р=95+62+87=244 м.

Графы 7 и 8 - расставляются знаки приращений. Знаки приращений определяются по названию румбов линий (Родионов с. 133, табл. 10).

После этого необходимо определить величины приращений координат. При определении знаков приращений следует помнить простое правило, так как направление линии (название румба) определяет знаки приращений. Отсюда -

направление С дает +∆Х

направление Ю дает -∆Х

направление В дает + ∆Y

направление 3 дает -∆Y

приращение можно легко определить по следующим форму­лам:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

где 1 - длина линии хода,

r - градусное значение румба этой же линии.

По таблицам тригонометрических функций (они приводятся в «логарифмических таблицах» для средней школы) находим значение

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

и подставляем в формулы:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

В графе 7 и 8 записываем значение приращений до см, т.е.

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Наилучший способ расчета приращений координат - на микрокалькуляторе. Если микрокалькулятор дает возможность определить тригонометрические функции, то рекомендуется расчеты произвести с помощью микрокалькулятора, что значительно упростит и ускорит расчеты. При этом необходимо сначала изучить материал (Задачник, с. 7-12), в котором даются основные правила и примеры расчетов на микрокалькуляторах.

Далее необходимо определить линейные невязки fx и fy. Для этого надо вычисли алгебраическую разность заданных координат точки 1 и 4, т.е. ∆XT=X1-X4; ∆YT=Y1-Y4.

Так как X1=0,00 и Y1=0,00, то контрольной величиной для определения линейной невязки будут заданные значения координат Х4 и Y4, т.е ∆Хт= Х4, ∆ут=У4. Вычисляются алгебраические суммы вычисленных приращений ∑ХП и ∑Уп. Тогда величины линейных невязок определяются так:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Полученные линейные невязки распределяются в графы 7 и 8. В нашем примере

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Алгебраическая сумма приращений в графе Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru а по графе

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 176,89 м. Тогда величины линейных невязок определяются следующим образом:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Допустимость линейной невязки определяется по формуле:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Для расчетного примера:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Переписав эту формулу, получим:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Полученные невязки распределяются в соответствующих графах с обратным зна­ком. В нашем примере два значения должны быть исправлены на минус 4 см. Все это за­писывается в графах 7 и 8 (см. таблицу 5).

Графы 9 и 10 - выписываются исправленные, с учетом поправок, приращения, не­обходимо произвести контроль вычисленных приращений, для чего определить сумму, которая должна быть равна контрольной величине.

После этого вычисляются координаты точек и записываются в графах 11 и 12.

ВЕДОМОСТЬ ВЫЧИСЛЕНИЯ КООРДИНАТ

Название точек Измеренные углы Измеренные углы испр. Дирекционные углы Румбы Горизонтальные проложение Приращения координат Приращения координат исправленные Координаты
Х У
Х                  
      0°00¢                
315°19’ 315°19’             0,00 0.00 0.00
      224°41¢ ЮЗ:44°41¢ 95,.00 -67,55 -66,80 -67,55      
112°27¢ 112°27¢             -67,55 -66,80 -52.02
      292°14¢ СЗ:67°46¢ 62,00 23,46 -57,39 23,46      
235°46¢ 235°46¢             -44,09 -124,19 -108.04
      236°28¢ ЮЗ:56°28¢ 87,00 -48,06 -72,52 -48,05      
-2 56°30¢ 56°28¢             -92,14 -196,71 -158.51
      0°00¢                
У         Р=244.0 Sпр=-92,15 Sтеор=-92,14 ¦у=-0,01 Sп-=- 196,71 Sтеор-=-196,71 ¦у=0        
Sbпр 720°02¢         ¦абс.=Ö¦х2у2 ¦отн абс/ Р ¦абс.=Ö0,012=±0,01 ¦отн =±0,01/ 244=1/8100 1/1000>1/8100      
Sbт 720°00¢              
¦b = +02¢              

Затем можно приступить к вычерчиванию плана диагонального хода, для чего тре­буется:

1) нанести на миллиметровку координатную сетку;

2) по координатам нанести точки диагонального хода.

Для того, чтобы построить по координатам план теодолитной съемки, необходимо на миллиметровке разбить и вычертить координатную сетку. В учебных целях можно применять квадраты сетки со стороной 50, м, чему будет соответствовать квадрат на плане со стороной 5 см.

По граничным значениям координат точек полигона определяются необходимые размеры координатной сетки, числовые значения и знаки сторон квадратов.

Очевидно, что граничными условиями по оси Y для всех вариантов контрольной работы будут координаты точек 1 и 4. Граничные значения координат по оси X определя­ются по вычисленной ведомости координат.

Для того, чтобы правильно подписать координатную сетку, нужно твердо знать:

1) значение Y откладывается по горизонтальной оси, вправо от 0 + (плюс), а влево - (минус);

2) значение X откладывается по вертикальной оси, вверх от 0 + (плюс), вниз -(минус).

Для нашего примера максимальная координата по оси Y равна 176,75 м. Следова­тельно, весь чертеж будет располагаться от 0 влево. Так как в учебных целях сетки коор­динат разбивают 50м X 50 м (5 см X 5 см), то по горизонтали (ось Y) необходимо иметь 4-5 квадратов, а минимальный размер листа по ширине только для нанесения сетки коорди­нат - 20 -25 см. Максимальное значение по оси X равно - 74,15 м. Следовательно, весь чертеж будет располагаться от 0 вниз, требуется 2-3 квадрата и размер чертежного листа по высоте 10 -15 см.

Затем на вычерченную таким образом координатную сетку по координатам нано­сятся точки диагонального хода.

После этого остается нанести на план ситуацию, заданную в задачах № 88 - 92.

ВНИМАНИЕ! Способы съемок ситуации на топографическом плане к данной зада­че не показывать!

3. Критерий оценки выполнения контрольной работы

Контрольная работа должна быть выполнена в полном объеме и качественно. В случае если контрольная работа не зачтена, произвести работу над ошибками в этой же работе и представить на заочное отделение. К зачету студент допускается с зачтенной контрольной работой.

ЗАДАНИЕ 1.

Контрольная работа составлена в 50 вариантах. Вариант контрольной работы определяет­ся двумя последними цифрами шифра учащегося по таблице вариантов.

Таблица вариантов.

Последние две цифры шифра № вари- анта №№ вопросов и задач Последние две цифры шифра № вари- анта №№ вопросов и задач
01 51 1 26 47 63 88 102 26 76 1 27 38 87 92 93
02 52 2 27 48 64 89 103 27 77 2 28 39 86 91 94
03 53 3 28 49 65 90 104 28 78 3 29 40 85 90 95
04 54 4 29 50 67 91 105 29 79 4 30 41 84 89 96
05 55 5 30 5168 92 106 30 80 5 31 42 83 88 97
06 56 6 3152 69 88 107 31 81 6 32 43 82 92 98
07 57 7 32 53 70 89 108 32 82 7 33 44 81 91 99
08 58 8 33 54 71 90 109 33 83 8 34 45 80 90 100
09 59 9 34 55 72 91 11О 34 84 9 35 46 79 89 101
10 60 10 35 56 73 92 111 35 85 10 36 47 78 88 102
11 61 1136 57 74 88 112 36 86 11 37 48 77 89103
12 62 12 37 58 75 89113 37 87 12 26 49 76 90 104
13 63 13 26 59 76 90 114 38 88 13 27 50 75 91 105
14 64 И 14 27 60 77 91 115 39 89 14 28 5174 92 106
15 65 15 28 61 78 92 116 40 90 15 29 52 73 88 107
16 66 16 29 62 79 88 117 41 91 16 30 53 72 92 108
17 67 17 30 38 80 89 93 42 92 17 31 54 7191 109
18 68 18 31 39 8190 94 43 93 18 32 55 70 89110
19 69 19 32 40 82 91 95 44 94 19 33 56 69 90111
20 70 20 33 41 83 92 96 45 95 20 34 57 68 88 112
21 71 21 34 42 84 88 97 46 96 21 35 58 67 92 113
22 72 22 35 42 85 89 98 47 97 22 36 59 66 91 114
23 73 23 36 44 86 90 99 48 98 23 37 60 65 88 115
24 74 24 37 45 87 91 100 49 99 24 27 61 64 89 116
25 75 25 26 46 66 92101 50 100 25 28 62 63 90 117

Задачи № 1-25.

1. По заданному численному масштабу (табл. 1, графа 2) вычертите линейный и попе­речный масштабы.

Истинная длина прямых, измеренная на местности, задается в табл. 1, гр. 3.

2. Определите длину этих прямых на плане заданного масштаба. Нанесите цветным ка­рандашом на поперечный масштаб отрезки прямых, соответствующих заданным дли­нам прямых на местности.

Размер прямых на плане задается в табл. 1, гр. 4.

3. Определите истинную длину прямых на местности.

Таблица 1.

№№ задач Численный масштаб Размер прямых, измеренных на местности (м) Размеры прямых на плане (мм)
1:10000 1650,0 815,0
1:5000 671,50 295,0
1:2000 255,50 130,0
1:1000. 144,30 82,85
1:500 78,71 41,15
1:10000 1370,0 615,0
1:5000 534,0 315,5
1:2000 205,60 82,80
1:1000 117,30 55,80
1:500 87,75 52,35
1:1000 134,40 47,45
1:2000 210,40 156,25
1:5000 148,20 77,58
1:10000 498,50 233,30
1:5000 211,50 117,15
1:2000 1440,0 136.50
1:1000 832,0 215,25
1:500 392,50 1412,0
1:1000 203,50 681,0
1:2000 188,6 62,75
1:5000 98,20 38,45
1:10000 149,35 137,42
1:500 69,45 58,65
1:1000 69,45 218,36
1:2000 28,95 112,5

Задачи № 26-37.

На плане с горизонталями представлен рельеф местности (один на два номера за­дач

рис. 1-6) и нанесены ломаными прямыми планы трасс. Одна - для нечетного номера задачи (обозначена нечетными цифрами), другая - для четного (обозначена четными циф­рами).

1. Вычертите на миллиметровке продольный профиль поверхности земли по трас­се, определив отметки начала и конца трассы, а также угол поворота. Продольный про­филь вычертите в масштабах:

горизонтальный 1:1000 (масштаб плана);

вертикальный 1:100 (1 см соответствует 1 м).

Сетка продольного профиля приводится в методических указаниях к контрольной работе

2. Определите средние уклоны спусков и подъемников по трассе. Соответствую­щие формулы и расчеты по ним выпишите в тетрадь контрольной работы, а итоги расче­тов - средние уклоны земли по трассе - в соответствующую графу сетки продольного профиля.

К задачам 26-27

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

рис. 1

К Задачам 28-29

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Рис.2

К задачам 30-31

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Рис.3

К задачам 32-33

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

рис. 4

К задачам 34-35

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

рис. 5

К задачам 36-37

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Рис. 6

Задачи № 38-62.

Дирекционные углы сторон замкнутого полигона X - 1 и 4 - Y равны 0 °00’.

По разомкнутому ходу в поле измерены правые углы.

Определите:

1. Дирекционные углы и румбы сторон диагонального хода. По прямым дирекционным углам или румбам вычертите на миллиметровке в мас­штабе 1:1000 схему диагонального хода, приняв длину сторон:

№№ задач Правые углы по диагональному ходу
β1 β2 Β3 β4
267°17’ 258°34’ 138°16’ 55°55’
251°16’ 237°06’ 173° 25’ 58°15’
318° 42’ 98°53’ 260° 14’ 42°13’
311°31’ 105°49’ 254° 03’ 48° 35’
306° 30’ 118° 38’ 243° 57’ 50°53’
315°19’ 112°27’ 235° 46’ 56°30’
309°18’ 156°16’ 205°35’ 48°53’
303° 07’ 145°05’ 212° 24’ 59°26’
292° 56’ 135°51’ 201°13’ 90°02’
281°45’ 124°49’ 190°02’ 123°24’
265°34’ 233°38’ 146°53’ 73°53’
259°23’ - 248° 27’ 155°42’ 56°30’
248° 12’ 251°16’ 168°31’ 52°03’
157°0Г ’ 130°54’ 247° 02’ 185°01’
146°57’ 145°49’ 236°56’ 190°20’
135°46’ 151°38’ 212°45’ 219°51’
124°35’ 158° 27’ 204°34’ 232°26’
113°24’ 165°16’ 195°23’ 245°55’
101° 12’ 171°05’ 190°12’ 257°33’
94°08’ 261°55’ 108°41’ 255°14’
86° 28’ 245°44’ 133°39’ 254°07’
73° 41’ 238° 33’ 142°28’ 265°20’
68° 34’ 215°22’ 176°17’ 259°45’
55°25’ 205°12’ 114°06’ 245° 15’
45° 38’ 190°01’ 223°17’ 261° 06’

L1= 95,00 м, L2= 62,00 м, L3= 87,00 м.

ТАБЛИЦА 2

Задачи № 63-87.

Линии I и II измерены 20-метровой стальной мерной лентой с 6-тью шпильками в прямом и обратном направлениях.

Определите:

1. Результаты измерения их в прямом и обратном направлениях.

Таблица 3

№№ Задач Расстояния измерены 20-метровой стальной мерной лентой с 6-тью шпильками
    Линия I Линия II
    m1 n1 g1 Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 1 m2 n2 g2 Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru 2
13,54 3°00’ 2,31 8° 00’
      13,30       2,48  
6,24 4° 30’ 4,78 7° 30’
      6,55       4,60  
65 3,85 5°00’ 5,35 7° 00’
      4,20       5,47  
11,47 5° 30’     6,47 6° 30’
      11,20   6,32  
15,85 6° 00’ 7,85 6° 00’
      15,50       7,77  
17,15 6° 30’ 8,19 5° 30’
      17,30       8,27  
12,75 7° 00’ 11,38 5° 00’
      12,50       11,52  
11,12 7° 30’ 19,73 4° 30'
      11,35       19,61  
4,25 8° 00’ 15,31 4° 00’
      4,58       15,51  
8,35 3°00’ 14,08 3°30’
      8,60       14,20  
9,15 4° 30’ 13,31 3°00’
      9,25       13,23  
      11,21       12,47  
11.32 5° 00’ 12,62 3°00’
      12,75       9,58  
12,91 5° 30’ 9,64 3°3O’
15,25 6° 00’ 10,73 4° 00’
      15,35       10,61  
14,85 6°30’ 16,55 4° 30’
      14,68       16,67  
18,35 7° 00’ 17,13 5° 00’
      18,21       17,27  
19,33 7° 30’ 18,21 5° 30’
    19,20   18,38  
2,75 8° 00’ 17,45 6° 00’
2,60   17,57  
4,60 3°00’ 16,35 6° 30’
      4,71       16,23  
5,32 3°30’ 15,16 7° 00’
      5,45       15,28  
9,38 4° 00’ 14,63 4° 30’
      9,45       14,41  
10,17 4° 30’ 13,71 3°00’
10,28       13,53  
12,38 5° 00’ 12,38 3°30’
      12.44       12,56  
15,32 5° 30’ 11,08 5° 30’
      15,21       11,22  
17,81 6° 00’ 10,81 5° 00’
17,61 10,63

2. Допустимы ли расхождения измерений, если допустимое расхождение 1/1000 дли­ны линии, и чему равняется результат измерения.

3. Суммарное горизонтальное проложение линии I и II при заданных углах наклонов.

Примечания:

1. Буквы в таблице 3 означают:

m - число передач шпилек,

n - число шпилек у заднего рабочего после последней передачи,

q- длина остатка в метрах,

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru - угол наклона линии к горизонту.

2. Результат измерения следует считать по формуле:

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Задачи № 88-92.

В соответствии с чертежами базисных ходов 1 - 2,2 - 3,3 - 4, на которых показана ситуация (рис. 8-12), составьте абрисный журнал съемки ситуации в поле.

На абрисах ходов 1 - 2,2 - 3, 3 - 4, покажите привязку ситуации к базисным ходам различными способами (прямоугольных и полярных координат, линейных и угловых за­сечек), замеряя расстояния линейкой, углы - транспортиром.

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Задачи №93-117.

Вычислите координаты точек 2 и 3 диагонального хода при условии, что коор­динаты точки 1 равны:

X1= 0,00 Y1= 0,00, а координаты точки 4 в таблице 4.

Исходный дирекционный угол стороны X - 1 и правые углы по диагональному ходу, а также длину линий принять по исходным данным к задачам № 38 - 62 (табл. 2, рис. 7).

Вычертите на миллиметровке в масштабе 1:1000 план теодолитной съемки по вычис­ленным координатам иситуацию (рис. 8-12).

Т а б л и ц а 4

№.№ задач Координаты точ. 4 №№ задач Координаты точ. 4
х4 у4 х4 у4
—104,40 — 182,06 + 193,15 + 103,73
— 53,80 —212,51 + 189,21 + 124,52
—102,59 — 173,45 + 153,39 + 181,15
— 87,02 —183,59 + 120,97 +207,52
— 85,28 —200,14 + 82,51 + 227,91
— 92,14 —196,71 + 39,71 + 240,07
—134,03 —198,74 + 90,83 + 183,15
— 94,24 —216,40 + 72,72 + 207,42
— 14,58 —232,28 + 22,11 +223,77
+ 71,17 —210,65 — 4,35 + 234,21
— 63,68 —218,82 — 27,65 + 218,41
— 83,03 — 198,89 — 87,88 + 205,01
— 63,38 —197,05      
                 

Тема 3. Маркшейдерские работы. - student2.ru

Рис. 7

задание №2

Наши рекомендации