Расчет промежуточных слоев из слабосвязных материалов на устойчивость против сдвига
3.42. Слои из слабосвязных материалов - гравийных, песчаных и подобных им, а также из материалов и грунтов, укрепленных жидким вяжущим, одежд капитального и облегченного 1 типа рассчитываются, исходя из условия, чтобы в них не возникали остаточные деформации под действием сдвигающих напряжений.
1 Слои из слабосвязных материалов одежд переходного типа нет необходимости рассчитывать по сдвигу в связи с относительной легкостью исправления их деформации.
Расчет недуг приближенным методом с использованием зависимостей (3.9)-(3.14). Порядок расчета следующий.
А. Многослойную конструкцию нужно привести к двухслойной модели в которой рассчитываемый слой условно служит полупространством из слабосвязного материала с присущими этому материалу расчетными характеристиками (рис. 3.10). Толщину верхнего слоя модели принимают равной сумме толщин всех слоев, расположенных над рассчитываемым, т. е. , а средний модуль упругости этой системы слоев вычисляют по формуле (3.12). В расчет вводят модули упругости соответствующие расчетной длительности действия нагрузки и расчетной температуре для данной дорожно-климатической зоны.
Б. Вычисляют отношения
и ,
где D - диаметр нагруженной площади с учетом характера действия нагрузки (подвижная или статическая).
По найденным отношениям с помощью номограмм (см. рис. 3.5 и 3.6) получают =tн/р. По номограмме (см. рис. 3.7) находят активное напряжение сдвига от веса вышележащих слоев. Вычисляют действующее в слое активное напряжение сдвига по формуле (3.14).
В. Вычисляют допускаемое активное напряжение сдвига по формуле (3.13), полагая в этой формуле сгр равным сцеплению в слабосвязном материале (см. приложение 3); коэффициенты k1, k2 и k3 принимают по п. 3.38; для грунтов, укрепленных жидким битумом (см. приложение 3, табл. 17), а также неукрепленных малопрочных каменных материалов коэффициент k3 = 1,5.
Г. Вычисляют отношение Тдоп/Т и сопоставляют его с коэффициентом прочности Кпр, найденным при заданном уровне надежности проектируемой дороги (см. рис. 3.1). Если Кпр £ Тдоп/Т, то условие прочности выдержано. Если же Кпр > Тдоп/Т, то следует увеличить толщину какого-либо из вышележащих (над рассчитываемым) слоев с тем, чтобы условие прочности Кпр £ Тдоп/Т соблюдалось. Чтобы не изменились условия прочности по упругому прогибу дорожной одежды или по сдвигу в грунте, необходимо одновременно толщину рассчитываемого слоя уменьшить. Соотношение между увеличением толщины вышележащего слоя и уменьшением толщины рассчитываемого слоя может быть найдено по номограмме (см рис 3.9).
Рис. 3.10. Схема приведения многослойной конструкции к двухслойной модели при расчете промежуточного слоя по сопротивлению сдвигу