Страны с добычей 100 млн т в год и более
(обратно)
Приведенные на рисунке 68 и в таблице 87 цифры относятся к товарной добыче (нетто) природного газа, т. е. к тем объемам этого вида топлива, которые поставляются на внутренний или международный рынки. Фактическая же валовая добыча (брутто) примерно на 1/5 больше. Но она учитывает и тот газ, который теряется при добыче (в том числе сжигается в факелах) и при транспортировании, и тот, что снова закачивается в пласты для поддержания давления.
(обратно)
Страны с добычей 40 и более млрд м3 в год.
(обратно)
Производство СПГ и емкость танкеров-газовозов можно измерять и в тоннах (жидкости), и в кубических метрах (газа). При этом 1 млн т СПГ равен примерно 1,37 млрд м3.
(обратно)
Страны с добычей более 50 млн т в год.
(обратно)
Страны с выработкой электроэнергии 150 млрд кВт ч и более в год.
(обратно)
Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Кн. 3. Энергетические проблемы человечества. – М.: Мир, 1995. – С. 188.
(обратно)
Толлинг – система операций, в основе которой лежит переработка сырья в конечный продукт по схеме: «деньги – сырье – товар». Это значит, что владелец сырья (его называют давальческим сырьем) сам доставляет его на перерабатывающее предприятие, затем оплачивает его переработку в конечный продукт и, наконец, забирает готовую продукцию и обеспечивает ее дальнейшую реализацию. Различают внутренний толлинг (из отечественного сырья) и внешний толлинг (из импортного сырья). В конце 1990-х гг. система толлинга вызвала ожесточенные споры на разных уровнях, борьбу между его сторонниками и противниками. С начала 2000 г. Правительство РФ отменило внутренний толлинг, а вместо внешнего ввело новый таможенный режим.
(обратно)
География мирового сельского хозяйства. – М.: РАН, 1993. – С. 19.
(обратно)
Шрот – измельченные семена масличных культур после выделения из них жира. По составу аминокислот он приближается к белку животного происхождения и может заменить его в любых рационах кормов.
(обратно)
Вольф М. Б., Дмитревский Ю. Д. География мирового сельского хозяйства. – М.: Мысль, 1981.
(обратно)
Яблоков А., Эдберг Р. Трудный путь к воскресению. – М.: Прогресс, 1988. – С. 144.
(обратно)
Олдак П. Г. Колокол тревоги. – М.: Политиздат, 1990. – С. 50.
(обратно)
Без морских трасс.
(обратно)
Водоизмещение – объемная единица вместимости судов. Валовую (полную) вместимость измеряют в брутто-регистровых тоннах (брт). 1 бр. – рег. т равна 100 куб. футам, или 2,83 м3.
(обратно)
Грузоподъемность – масса полезного груза и грузовых запасов, которую может поднять судно при погружении на установленную величину. Измеряется в тоннах дедвейт (двт).
(обратно)
Брилиант Л. А. География морского судоходства. – М.: Транспорт, 1983. – С. 273. Примечание: новое название Бомбея – Мумбаи, Калькутты – Колката.
(обратно)
Брилиант Л. А. География морского судоходства. – М.: Транспорт, 1983. – С. 237.
(обратно)
Крупнейшие города, располагающие двумя, тремя и более аэропортами, правильнее было бы называть аэроузлами. Примерами таких аэроузлов могут служить Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио, а также Москва.
(обратно)
Холдинговая компания (от англ. holding – владение) – это компания, которая включает в себя дочерние компании и обладает контрольным пакетом их акций.
(обратно)
Платежный баланс – соотношение поступающих из-за границы и произведенных страной за границей платежей за определенный период времени (как правило, за год). Активный платежный баланс образуется в том случае, если сумма поступивших в страну платежей превышает ее платежи за границей.
(обратно)
Правильнее говорить о Группе Всемирного банка, в которую входят четыре взаимодействующих финансовых организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).
(обратно)
Перцик Е. Н. Среда человека: предвидимое будущее. – М.: Мысль, 1990. – С. 333–334.
(обратно)
Комаров М. П. Инфраструктура регионов мира. СПб., 2000. – С. 109–110.
(обратно)