Социально-демографические признаки
1.1. По возрасту.
Все возрастное деление, которое можно было бы здесь провести, так или иначе соотносится с этапами жизни или статусом покупателей и будет рассмотрено нами ниже в соответствующих пунктах. Здесь же заметим, что вообще мебель приобретается, как правило, экономически активным населением, т.е. в возрасте примерно от 21-25 до 55-60 лет.
1.2. По росту.
Некоторые виды мягкой мебели имеют так называемый трансформационный (раскладной) механизм, предназначенный для преобразования места отдыха в спальное место, которое, обладая стандартными размерами (длиной, шириной), может не подходить персонам с выдающимися габаритами (главным образом, ростом). При этом необходимо помнить, что потребитель предпочтет спальное место длиной как минимум на 5 см больше его собственного роста. Таким образом, можно выделить следующие типы потребителей
(табл. 8).
Таблица 8
Группы потребителей по предпочтениям к длине спального места
Рост, см | Длина спального места, см |
Не более 175 | |
176 – 181 | |
181 – 185 | |
Выше 185 | Рост + 5[1] |
1.3. По этапам жизненного цикла. Основные данные по этому признаку собраны в табл. 9.
Таблица 9
Предпочтения потребителей в зависимости от этапа жизненного цикла
Этап жизненного цикла | Наиболее вероятные предпочтения |
Молодой холостяк | Функциональная, практичная мебель (диван-кровать, диван-канапе, причем далеко не обязательно в комплекте с креслами). |
Молодожены (молодая семья) | Функциональная, не очень дорогая мебель, скорее всего, в стандартном наборе - диван и два кресла. Если диван имеет раскладной механизм, то он также должен быть 2- или более -местным. |
Семья после рождения ребенка | Решение двух проблем одним предметом мягкой мебели: мебель для сна и мебель для отдыха (мебель с раскладным механизмом, как правило, без кресел). |
Родители после отделения детей | Меняют старую мебель на более изящную, более дорогую мебель. При этом ее функциональность (например, способность трансформироваться) уже не так важна. |
1.4. По уровню образования.
В соответствии с этим принципом следует отметить, что люди образованные плюс ко всему обеспокоены еще и экологичностью (натуральностью) материалов, из которых произведена мебель. Люди, не обремененные образованием, скорее всего, придадут меньшее значение этому вопросу - их приоритеты смещены в сторону экономии средств при покупке (а натуральные материалы, как правило, дороже).
1.5. По социальному положению (табл. 10).
Таблица 10
Предпочтения покупателей в зависимости от социального положения
Социальное положение | Наиболее вероятные предпочтения |
Высшее (элитарное) общество, (наиболее обеспеченные слои населения) | Очень дорогая мебель из натуральных материалов (кожа, дуб и т.п.) известных производителей, оригинальных (в том числе антикварных) форм без раскладных механизмов - аристократическая мебель. |
Среднее (представители престижных профессий, служащие) | Мебель из натуральных, но менее дорогих, нежели в предыдущей графе, материалов, классических форм, возможно, с трансформационным механизмом. |
Низшее (рабочие различной квалификации и т.п.) | Материалы, из которых изготовлена мебель, -искусственные, обязательно наличие трансформационного механизма, его простота. |
1.6. По характеру трудовой деятельности (табл. 11).
Таблица 11
Предпочтения потребителей в зависимости от характера
трудовой деятельности
Характер деятельности | Наиболее вероятные предпочтения |
Люди творческих профессий | Оригинальная мебель и по форме, и по расцветке, в угоду оригинальности могут пренебрегать другими качествами, как-то: натуральность материалов, практичность, функциональность и т.д. |
Люди умственного труда | При равной цене предпочтут мебель с более сбалансированным набором качественных характеристик (с оптимальным соотношением экологичности, практичности, функциональности, долговечности, красоты, соответствия интерьеру и т.д.). |
Люди рабочих профессий | Классическая, практичная, долговечная мебель с трансформационным механизмом. |
1.7. В соответствии с культурными традициями.
«Чукча в чуме ждет рассвета», – поет известный певец прошлых лет. Действительно, многие народы (например, так называемые народы Крайнего Севера), следуя культурным традициям своих предков, ведут кочевую жизнь,
в связи с чем живут в переносных домиках (чумах, юртах, вигвамах и т.п.), поэтому мягкая мебель им не нужна – она просто противоречит образу их жизни.
Экономические признаки.
2.1. По доходу (табл. 12).
Таблица 12
Предпочтения потребителей в зависимости от уровня дохода
Уровень дохода | Предпочтения в мебели |
Очень высокий (более 1 млн руб. в год) | Очень дорогая мебель, эксклюзивного производства (от известных дизайнеров), антикварная мебель; мебель, производимая на заказ в единственном экземпляре. |
Высокий (более 500 тыс. руб. в год) | Дорогая мебель из натуральных материалов (например, из ценных пород дерева с кожаной обивкой) известных западных производителей; мебель с использованием новейших технологий (например, кресло для «интенсивного» отдыха, изобретенное японскими конструкторами). |
Средний (более 300 тыс. руб. в год) | Хорошая экологичная, добротная мягкая мебель. |
Низкий (менее 100 тыс. руб. в год) | Долговечная, функциональная, практичная, недорогая мебель, практически обязательно наличие трансформационного механизма. |
Ниже уровня обеспеченности (ниже 50 тыс. руб. в год) | Этот вид потребителей практически не выступает на рынке мягкой мебели в качестве покупателей. |
2.2. По уровню обеспеченности жильем.
Владельцам больших квартир (домов) с раздельными функциями комнат (гостиная, столовая, спальня, комнаты для гостей и т.д.) вряд ли понадобится мебель с раскладным механизмом, - скорее всего, это будет мебель, соответствующая предназначению конкретной комнаты. В жилом помещении меньших размеров одна комната может служить как столовой, гостиной, так
и спальней, поэтому мебель для таких квартир приобретается, как правило, универсальная (многофункциональная), т.е. снабженная трансформационным механизмом.
2.3. Географические признаки.
В соответствии с климатическими особенностями.
Здесь необходимо отметить, что в районах с теплым климатом в ответ на соответствующие запросы потребителей появляется дополнительный сегмент рынка мягкой мебели - мебель для террас, веранд - мобильная, не такая массивная, как классическая мебель.
2.4. По уровню урбанизации.
Жители крупных городов имеют в распоряжении большой ассортимент мягкой мебели, более свежую и полную информацию о тенденциях в моде на рынке мягкой мебели, нежели жители менее урбанизированных поселений, поэтому они предпочитают более современную по дизайну, цветовой гамме и материалам мебель.
Обитатели небольших городов и сельских районов не так избалованы, поэтому предпочтут классическую мягкую мебель «прямоугольных» форм авангардной «модной» мебели.
2.5. Поведенческие признаки. Повод для совершения покупки.
Поводом для покупки может послужить:
· приобретение дополнительных жилых площадей - необходимость
обстановки мебелью новых комнат;
· замена старой, износившейся мебели на новую;
· мотивом для покупки мягкой мебели богатыми потребителями может выступать замена надоевшей, вышедшей из моды мебели;
· переход из одного этапа жизненного цикла в другой (см. п. 1.3.).
2.6. Психографические признаки. По типу личности (табл. 13).
Одной из психологических характеристик личности является отношение человека к самому себе или формирование образа своего «я».
Таблица 13
Предпочтения потребителей в зависимости от характеристики личности
Тип личности, его характеристика | Наиболее вероятные предпочтения |
Интроверт: «человек, обращенный внутрь, в себя», замкнут, склонен к затворничеству | Мебель темных расцветок, располагающая к уединению, также это может быть «кресло-качалка». |
Экстраверт: «человек, обращенный во вне», открыт, общителен | Мебель ярких, «живых» расцветок, кресла могут быть раскладными (для размещения многочисленных гостей на ночь). |
2.7. По ориентации на отношения (табл. 14).
Таблица 14
Предпочтения потребителей в зависимости от ориентации на отношения
Ориентация на отношения | Наиболее вероятные предпочтения |
Логик: опирается в своих суждениях на понятия «логично», «нелогично», «разумно», «неразумно» | Практичная, долговечная мебель, расцветки, как правило, предпочитает «немаркие», материалы – медленно изнашивающиеся. |
Этик: живет чувствами, эмоциями | Мебель разнообразных форм, любых материалов, ярких расцветок. Главный критерий - красота. |
2.8. В западной литературе существует деление потребителей рынка мягкой мебели по принципу предпочтения цветовой гаммы обивки (табл. 15).
Таблица 15
Предпочтения потребителей в отношении цветовой гаммы обивки