В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
· Что такое вещество и тело .Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
· Названия материков и частей света, океанов;
· Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
· Устройство компаса и правила пользования им;
· Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
· Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
· Условия, необходимые для жизни растений и животных;
· Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
· Правила поведения в природе и меры ее охраны.
уметь:
· Ориентироваться на местности относительно своего тела;
· Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
· Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
· Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
· Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
· Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
· Выполнять правила личной гигиены.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/ понимать:
· Состав и свойства почвы;
· Названия участников круговорота веществ;
· Части растений и их роль;
· Названия основных природных сообществ;
· Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
· Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
· Особенности природы своего края;
· Правила поведения в природе;
· Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
· Различать тела, вещества, частицы;
· Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
· Находить на физической карте России природные зоны;
· Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
· Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
· Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
· Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
· название нашей планеты, страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
· государственную символику России;
· государственные праздники;
· основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
· общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
· правила сохранения и укрепления здоровья;
· основныеправила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
Уметь
· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
· различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
· различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
· приводить примеры представителей разных групп растенийи животных (2-3представителя из изученных); раскрывать особенностиих внешнего вида и жизни;
· показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
· описывать отдельные(изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи междусезоннымиизменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.