Часть 1. теоретические основы

А.Ю. СКОПИН

ВВЕДЕНИЕ

В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ

БАЗОВЫЙКУРС

часть 1. теоретические основы - student2.ru ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ, МЕНЕДЖЕРОВ, ГЕОГРАФОВ И РЕГИОНОВЕДОВ

часть 1. теоретические основы - student2.ru Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Москва

ВЛАДОС

ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

ББК 65.04я73

С44

Рецензент ы:

доктор географических наук, профессор, академик РАО

В.П. Максаковский;

доктор географических наук, профессор

Л.Р. Серебряный

Скопин А.Ю.

C44 Введение в экономическую географию: Базовый курс для экономистов, менеджеров, географов и регионоведов: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 272 с.: ил.

ISBN 5-691-00663-0.

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой пре- подавания экономической географии и знакомит с теоретически- ми основами, аналитической, синтетической и прикладной эконо- мической географией. Содержание учебника учитывает современ- ные мировые стандарты и опыт преподавания экономической географии в ведущих университетах Европы и США. Рекомендует- ся для преподавания на экономических, географических факуль- тетах, а также факультетах менеджмента и регионоведения как дис- циплины, стимулирующей развитие пространственного, системно- го, эколого-экономического и проблемно-ориентированного мышления специалистов.

ББК 65.04я73

ISBN 5-691-00663-0

© Скопин А.Ю., 2001

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

© Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник «Введение в экономическую географию — базовый курс для экономистов, менеджеров, географов и регионоведов» — принципиально отличается от всех ранее изданных в СССР и России учебников и решает три основные проблемы.

Первая проблема. В нашей стране между экономической (со- циально-экономической) географией как наукой и экономичес-

кой географией как учебной дисциплиной за последние трид-

цать лет образовался существенный разрыв. Наука стала ис- пользовать парадигмы системного и информационного подходов и продвигалась одновременно с другими отраслями науки к но- вым открытиям и обобщениям, тогда как дисциплина продол- жала использовать старые парадигмы экономики и социологии

и постепенно устаревала. Избыточное количество отживших

теоретических представлений, чрезмерная нагрузка на память учащихся, связанная с необходимостью заучивания большого количества географических фактов и наименований, смешные в компьютерный век методы работы с контурными картами и другими картографическими и статистическими материалами

вызывают у большинства преподавателей и студентов очевид-

ное неудовлетворение. Поэтому создание принципиально ново- го учебника, который позволил бы сократить этот разрыв и дал систему знаний и умений, необходимых для успешной профес- сиональной деятельности и выживания в XXI веке, стало глав- ной идеей данной работы.

Вторая проблема. Между экономической географией, препо-

даваемой в университетах развитых стран, и экономической гео- графией, преподаваемой в России, сложился не меньший, а, может быть, еще больший разрыв. В условиях сближения сис- тем образования, стандартов и требований такой разрыв более не допустим. Поэтому наш учебник имеет целью ликвидацию

такого разрыва и формирование у учащихся представлений не

только об уровне развития отечественной экономической гео- графии, но и о достижениях мировой экономической географии (как признанных лидеров в этой области науки — англо-амери- канских, немецких, французских, шведских, голландских уче- ных, так и их коллег из Польши, Эстонии, Нигерии, Индии,

Китая, Канады, Мексики и других стран).

Наконец, третья проблема. Необходимо, чтобы российский студент не только догонял, но и по некоторым знаниям и уме- ниям опережал своих сверстников из высокоразвитых стран (что является необходимым условием победы в конкурентной борь-

бе). Поэтому в учебник включены как общепризнанные в науч- ном мире факты, идеи, термины и теоретические построения, так и совершенно новый материал (зачастую на уровне гипотез и предположений), обеспечивающий опережающее понимание изменения окружающего мира. Ведь смысл изучения какой- либо учебной дисциплины заключается не столько в получе- нии оценки в зачетную книжку, сколько в умелом использо- вании полученной информации для успешного социально-эко- номического поведения в будущем.

Итак, предлагаемый учебник имеет цель: 1) ликвидировать разрыв между экономической географией как наукой и эконо- мической географией как учебной дисциплиной; 2) прибли- зить российский стиль преподавания экономической геогра- фии к лучшим западным стандартам и 3) дать студентам но- вейшие знания, обеспечивающие конкурентоспособное социально-экономическое и экологическое поведение в быстро меняющемся мире.

Серьезные задачи, которые были поставлены в основу созда- ния принципиально нового учебника, требуют и достаточно се- рьезного отношения со стороны пользователей. Опыт работы со студентами, преподавателями и обсуждение глав и разделов учебника с коллегами показывает, что чем меньше человек знает о старой экономической географии из школьных или вузовских курсов, тем быстрее и легче он усваивает предлагаемую в дан- ном учебнике систему знаний и умений. Наверное, это объяс- няется тем, что не отягощенное сознание воспринимает новые идеи значительно легче, чем сознание, обремененное хотя и ус- таревшими и сегодня неэффективными, но до боли знакомыми представлениями. Поэтому можно ожидать настороженного от- ношения к учебнику со стороны некоторых преподавателей старшего поколения, быстрого принятия преподавателями мо- лодого и среднего поколений и столь же быстрого усвоения ма- териала студентами.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что работа с учебником и восприятие новых знаний потребуют определенных интеллек- туальных усилий. Это будет не легкая прогулка по однообраз- ной равнине, а скорее напряженный маршрут по вершинам гор- ного хребта, наградой за успешное завершение которого должен стать новый взгляд на окружающий мир — раскованный, охва- тывающий огромные территории, осознающий причины и след- ствия масштабных изменений.

Для тех, кто решился на такое путешествие, несколько по- лезных советов: материал, отобранный для учебника, это лишь

самый необходимый и предельно сжатый минимум знаний по современной экономической географии. Овладеть им «с наско- ка» достаточно сложно. Поэтому после каждого раздела из че- тырех лекций преподавателю целесообразно проводить пись- менную контрольную или устный опрос, подтверждающий ус- воение учебного материала на уровне четкого запоминания основных формулировок, графического воспроизведения опор- ных моделей и свободных ответов по содержательным вопро- сам. Желательно, чтобы формулировки вопросов контрольной совпадали с формулировками вопросов на лекциях. При изло- жении материала на лекциях лучше пользоваться не готовыми рисунками, схемами и картами, а создавать необходимые ри- сунки на глазах у студентов, сопровождая их пояснениями. Для содержательных иллюстраций формализованных схем и теоре- тических идей необходимо использовать конкретные примеры из современной жизни России и конкретного города и района, а также зарубежных стран. Поддерживайте не догматическое, а критическое отношение студентов к излагаемому материалу. Знание не может быть абсолютным, и дискуссии остаются един- ственным источником его развития. Автор открыт для любых замечаний и предложений по усовершенствованию учебника: ведь наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить сту- дентов первоклассными современными знаниями.

Главный совет студентам — работать с текстом учебника, ри- сунками и схемами необходимо не только в те три или четыре дня, отводимые для подготовки к экзамену и зачету, а в тече- ние всего курса. Если с первого раза не удастся воспроизвести формулировки основных понятий, законов — не бойтесь их за- зубрить, поскольку критическое отношение к какому-либо зна- нию возникает только после его твердого заучивания. Для кри- тики используйте логику и здравый смысл. Задавайте препо- давателям больше вопросов, так как информация, непонятая вначале, нарастает как снежная лавина, и может смести вас на экзамене.

Для студентов и преподавателей с хорошим знанием иност- ранных языков можно рекомендовать работу с первоисточни- ками на семинарских занятиях. В этом случае лучше всего ис- пользовать научные журналы и монографии. Только так фор- мируется реальное представление о современной экономической географии.

В последнее время появляется все больше компьютерных про- грамм, основанных на имитационном моделировании экономи- ко-географических процессов (освоение территории). Большин-

ство из них обобщенно называется «экономическими стратеги- ями». В их числе можно выделить серию программ «Симсити», основанных на разработках чикагских географов и градоведов

1940–1950-х годов, «Цивилизация», «Цезарь», «Империя» и многие другие. Если вуз обладает соответствующей техникой и возможностями, ознакомление студентов с такими программа- ми обязательно.

В заключение хочу поблагодарить руководство Высшей шко- лы экономики за предоставленную возможность провести курс

«Введение в экономическую географию» по авторской програм- ме для экономистов и менеджеров и осуществить пробное изда- ние материалов курса, руководство Московского городского пе- дагогического университета и географического факультета за возможность апробации курса для студентов-географов и руко-

водство Института языка и культур за предоставленную воз-

можность работы со студентами-регионоведами. Особая благо- дарность моим студентам, непосредственная реакция и крити- ческие замечания которых позволили существенно улучшить структуру и содержание курса, коллегам, принимавшим учас- тие в обсуждении программы и содержания курса и рецензен-

там — д.г.н. Л.Р. Серебряному и академику РАО В.П. Макса-

ковскому, за их ценные замечания и доброжелательное отно- шение к работе.

Неоценимую помощь в подготовке рукописи к печати оказали С.Сарычева, И.И.Щехура и сотрудники Гуманитарного изда- тельского центра «Владос».

ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ.

Экономическая география в системе экономического образования. — Представ- ление экономической географии. — Ключевые вопросы науки. — Ключевые поня- тия экономической географии. — Определение экономической географии. Объект и предмет изучения. — Элементарный объект изучения и внутренняя структура экономической географии.

Наши рекомендации