Историческая физическая география

(ПРЕДМЕТ И МЕТОД СРЕДИ НАУК)

Опубликовано в тезисах докладов и сообщений II Всесоюзной конференции по исторической географии России «Основные проблемы исторической географии России на современном этапе». – М.: институт истории СССР АН СССР, 1980. – С.144–146.

Разработка основ территориальной организации оптимального взаимодействия природы и общества вызвала к жизни в географии развитие концепции пространственно-временной размерности геосистем, их компонентов, процессов и закономерностей. В связи с этим повысился интерес к исторической физической географии и необходимость переориентировки последней на позиции структурно-динамического ландшафтоведения.

Основу исторических и географических аспектов исторической географии образует один базисный объект – анализ структуры взаимодействия природы и общества в прошлом.

Объективным предметом историческом географии (развивавшейся в цикле исторических наук) является познание «географической стороны исторического процесса» (В. К. Яцунский, 1965). В системе географических наук таким предметом соответственно должно быть изучение влияния процессов общественного развития и смены общественно-экономических формаций на формирование (организацию), развитие общественных территориальных систем и воздействие последних на естественный ход динамики и развитие геосистем (П. Д. Подгородецкий, 1975). Познаваться должны, таким образом, разные стороны одного объекта и сложиться две дисциплины с разными названиями, произойти раздвоение исторической географии. Историческая география (географическая), по нашему мнению, должна состоять из частей, являющихся одновременно и историческими ветвями почти всех дисциплин системы географических наук.

Историческая география как географического, так и исторического направлений может успешно развиваться лить при условии постоянного обогащения новыми фактами и идеями из двух источников – географического и исторического.

Историческая физическая география соответственно представляет собой систему исторических ветвей физико-географических наук, изучающую закономерности динамики и развития геосистем в период с природно-антропогенным режимом существования для целей оптимизации этого режима в будущем. Для установления начала этого периода кардинальную значимость имеет предложенное Ф. Энгельсом (Соч., т. 21, с. 33) подразделение первобытной истории на период преимущественного присвоения готовых продуктов природы путем охоты и собирательства и период введения активно влияющего на природу скотоводства и земледелия, овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Следовательно, за нижний временной предел исторической географии мы принимаем начало неолитической революции в истории развития человечества. На более ранних этапах своей истории человек находился на положении биологического, внутреннего фактора динамики и развития ландшафтов.

За временную границу между прошлой и современной (изучаемой физической географией) динамикой геосистем следует, очевидно, принять деление В. Б. Сочавой (1974) состояний функционирования биогеоценозов на продолжительные и кратковременные. К первым он относит переменные состояния длящиеся годами, десятилетиям, а ко вторым – внутрисуточные, сезонные, погодные и др. На практике образуется некоторый "перехлёст" задач современной и исторической физической географии при изучении текущей динамики геосистем и процессов. Он будет обычным и в будущем, как это имеет место, например, в археологии и истории. Ряд памятников изучается археологическими методами, хотя о них имеются достоверные письменные документы.

Наши рекомендации