Меры по обеспечению оптимального времени реверберации в зале
1. Выбор объема зала
При назначении воздушного объема зала рекомендуется исходить из объема на одно зрительское место. При наличии у зала сценической коробки общий объем его назначается без учета сцены. Удельный воздушный объем на одно зрительское место определяется по формуле:
Vуд = V / N , м3/чел,
где N – вместимость зала, чел.
Рекомендуемый удельный воздушный объем составляет, м3/чел:
- в залах драматических театров, аудиториях и в конференц-залах 4 – 5; -в многоцелевых залах 4 – 6; - в залах музыкально-драматических театров (оперетта) 5 – 7; -в залах театров оперы и балета 6 – 8; - в концертных залах камерной музыки 6 – 8;
- в концертных залах симфонической музыки 8 – 10;
- в залах для хоровых и органных концертов 10 – 12.
Если удельный воздушный объем зала равен рекомендуемому, то для достижения оптимального времени реверберации не требуется использовать специальные звукопоглощающие материалы.
2. Выбор отделочных материалов
Достаточно часто в залах удельный воздушный объем оказывается существенно выше рекомендуемого. В этом случае для снижения гулкости зала и обеспечения оптимального времени реверберации возникает необходимость в применении специальных звукопоглощающих материалов и конструкций.
Звукопоглотители следует размещать на тех поверхностях (или участках поверхностей), которые не дают первых малозапаздывающих отражений к слушателям. Это, как правило, задняя стена и, возможно, верхняя часть боковых стен (от отметки 2,2 – 2,5 м). Материалы с малым коэффициентом звукопоглощения следует применять для потолка и нижней части боковых стен, т.к. эти поверхности обеспечивают полезными отражениями зону зрительских мест в зале, улучшая тем самым слышимость.
3.2.2. ДИФФУЗНОЕ ЗВУКОВОЕ ПОЛЕ
Диффузное звуковое поле – звуковое поле, во все точках которого усредненные во времени уровень силы звука и поток звуковой энергии, приходящей к слушателю по любому направлению, постоянны. Постоянство уровня силы звука (или уровня звукового давления) называют однородностью поля, а постоянство потока звуковой энергии – изотропностью поля. Иначе говоря, в любой точке поля должно выполняться условие L ≈ const; отражения к слушателям должны приходить со всех сторон.
Для того, чтобы к слушателям приходило возможно большее число отражений звука со всех сторон, поверхности, дающие их, должны отражать диффузно. Гладкие большие поверхности отражают звуки направленно; для обеспечения диффузных отражений звука эти поверхности следует расчленить на звукорассеивающие элементы (структуры).
Чтобы звукоотражатели эффективно рассеивали звук, их размеры должны быть соизмеримы с длиной волны.
Так, для рассеивания звуков средней частоты подходят колонны, пилястры, волнообразные структуры; для звуков высокой частоты – рельефные украшения, бордюры (в старых театрах – лепнина). Для рассеивания звуков низкой частоты нужны крупные элементы членения: балконы, ложи, ярусы, ниши.