Правописание согласных в корне
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Правило. Для проверки написания сомнительной соглас-
ной нужно изменить форму слова или подобрать родственное
слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный
звук или один из согласных л, м, н, р. Например: косьба — ко-
сить, резьба—резной. Написание слов с непроверяемыми со-
гласными выясняется по орфографическому словарю (вокзал,
футбол),
Упражнение 29. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Котел варился посредине, и дым выходил в от-
вер..,тие, сделанное в верху кибитки (П.). 2. Наполнен-
ный яг.-.аш немилосердно резал мне плечо (Т.). 3. За
столом разместились попарно, то есть мужчины впере-
ме...ку с дамами (С.-Щ.). 4. Повар хлопает дверцами печ-
ки, заглядывает в духовой ящик, внимательно ос-
матривает ко...форки (Гар.-Мих.). 5. Он опирался на трость
с большим костяным набалда...ником (Гарш.). 6. Парень
делает из большой, угловатой деревя...ки ложку (Ч.).
7. Илья всегда приносил с собой чего-нибудь вкусного:
баранок, мятных пряников, медовой коври...ки (М. Г.).
8. Дождь утратил постоянство и шел порывами, перехо-
дя то в ливень, то в изморо...ь (Аре.). 9. Над степью не-
движно парили КО...ЧИКИ (Закр.). 10. Бураго пожевал
мун„.штук папиросы, щурясь от дыма (Леон.). 11. На полу,
впереме...ку с пакетами чая и табака, валялись кожа-
ные перчатки и странные красивые меховые сапоги
(Кае.). 12. Алексей быстро поднимался по трудовой ле...т-
нице (Коч.). 13. Я кладу бума...ку в карман стеганки и
надеваю варе...ку (Чак.). 14. Молочная изморо...ьраспи-
сывает свои узоры на стеклах окон (Буб.). 15. По шоссе
навстречу мчались велосипедисты, юноши и девушки в
ярких фу...болках (В. Раевский). 16. Вагон стоял на во...-
зальных путях (А. Бек). 17. Валентина прошла в лиспе...-
черскую (Никол.).
ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Упражнение 30. Составьте предложения со словами вожжи,
дрожжи, жжет, жужжать, можжевельник, ссора, ссуда.
Упражнение 31. К приведенным ниже словам подберите из
орфографического словаря однокоренные.
.fv Агрессор, апелляция, аппетит, ассистент, грамма-
тика, грипп, дискуссия, иллюзия, иллюминация, ил-
люстрация, интеллигенция, касса, класс, коллегия, кол-
лектив, колосс, комиссия, комментарий, коммунизм,
корреспондент, либретто, масса, металл, оппозиция,
параллель, пассажир, пассив, пессимизм, прогресс,
профессия, территория, эффект.
Упражнение 32. От основ данных существительных образуй-
те:
1) уменьшительные существительные с суффиксом -х-: груп-
па, программа, телеграмма;
2) прилагательные: галл, гунн, класс, киловатт, компромисс,
хлорофилл;
3) глаголы с суффиксами -овать, -ировать. апелляция, ас-
социация, аттестат, дистилляция, дифференциация, иллюстра-
ция, комментарий, корректор, оккупация, оппонент, режиссер,
сумма.
Для справок. В словах, образованных от основ, оканчи-
вающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные пе-
ред суффиксами сохраняются, например: диаграмма — диаграм-
мка, компромисс — компромиссный (отступления от правила см. в
следующем упражнении).
Упражнение 33. Сравните написания в производящих и про-
изводных словах.
Алла — Алка, Анна — Анка, Кирилл — Кирилка,
Савва — Савка, Филипп — Филипка.
Кристалл — кристаллик — кристаллический — кри-
стальный, колонна — колоннада — колонка, норман-
ны — норманский, оперетта — оперетка, финн — фин-
ка, финский, тонна — тоннаж — трёхтонка.
Упражнение 34. Из данных словосочетаний образуйте слож-
носокращенные слова.
О б р а з е ц . Групповой комитет — групком; коллек-
тивный договор — колдоговор.
Граммофонная запись, групповой организатор,
классный комитет, коллективное хозяйство, коммуни-
стическая партия, Коммунистический союз молодежи,
конная армия.
Для справок. В первой части сложносокращенных слов,
которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной
согласной, пишется только одна согласная: граммофонная плас-
тинка — грампластинка.
Упражнение 35. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-
щенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографи-
ческом словаре.
I. 1. Вижу, вон, малый огонек чуть-чуть бре...жит в
темноте, за рекою (П.). 2. Отвратительная пьеса! Нет ни
одного лица истинного, все кар...икатуры! (Г.). 3. В пер-
воначальном своем значении слово бел...трист есть то
же, что литератор, занимающийся изящною словесно-
стью (Бел.). 4. Она села за фортепьяно, взяла несколько
аккордов, запела (Герц.). 5. Как и во всякой специальности,
в филологии не должно существовать дил...ет...ан-
тизма (Черн.). 6. Вы до такой степени ак...лиматизирова-
лись в Глупове, что ничем особенным и не отличаетесь
от глуповцев (С.-Щ.). 7. Обломовцы склонны к идил...и-
ческому, бездейственному счастью, которое ничего от
них не требует (Добр.). 8. Мальчик подошел к отцу и по-
дал ему записку о бал...ах, полученных в школе (Л. Т.).
9. Еще задолго до занавеса театр уже был полон: партер,
ложи и гал...ерея были усыпаны публикой (М.-Сиб.).
10. Во всех газетах пишут бюл...етени о моей болезни
(Ч.). П. На другой стороне пруда виднелась красивая ба-
л...юстрада лодочной пристани (Кор.). 12. За проволоч-
ной сеткой мелькали ловкие фигуры тен...неистов,
вздымались ракетки, и пулями летали мячи (Верес.). 13.
Бар...икада вырастала в несколько минут, вся опутанная
телеграфной и телефонной проволокой (Сераф.). 14. Ав-
дотья уселась за Алешин стол подсчитывать кормовые
рес...урсы колхоза (Никол.). 15. Сквозь дремоту я слышал
надоедливое дребе...жание рес...оры (Пауст.). 16. С моря
били корабли, поддерживая высадку дес...антного мор-
ского полка ((Ж). 17. На этих монументах были нагро-
мождены все аксес...уары романтического средневеко-
вья: ржавые мечи^ щиты, панцири (Казак.). 18. Узкая
'полоска берега была совсем отлогой, и сразу над ней,
уступами, поднимались глинистые тер...а...сы (Сим.). 19.
Из того, что я брю...жал здесь и ругался, не делайте
вывода, что у нас совсем плохо идет работа (Аж.). 20.
Растение сбрасывает ставшие для него бал...астом ста-
рые листья (Кож.).
II. 1. На молодое поколение возложена великая
мис...ия — продолжить дело строительства коммунизма
в нашей стране. 2. Мотор включен, завертелся пропе-
л...ер, глис...ер стал плавно скользить по воде. 3. В обла-
сти искусства не должно быть никакого механического
нивел...ирования. 4. В брош...ре содержатся ан...отации
на выходящие в ближайшее время книги. 5. Для изго-
товления лекарств используется дистил...ированная вода.
6. Озеро имеет форму эл...ипса, вытянутого с севера на
юг. 7. По предложению одной из сторон прежний дого-
вор был ан...улирован. 8. Педагогика рекомендует при-
менять диф...еренцированный подход к учащимся, учи-
тывать их индивидуальные особенности. 9. По ак...урат-
ности несения дежурства недавно поступивший в наш
класс ученик считался одним из лучших. 10. На этот раз
приступ ап...ендицита потребовал хирургического вме-
шательства. 11. Огромное многокрасочное пан...о укра-
шало правую стену зала. 12. Благодаря широко развер-
нувшемуся национально-освободительному движению
большинство прежних колоний сбросило с себя вас...аль-
ную зависимость от стран империализма. 13. Врач устано-
вил, что больной страдает хроническим катар...ом гор-
ла. 14. На пер...оне собралось множество людей, прово-
жавших наших футболистов в заграничное турн... .15.
Лучшим дес...ертом после обеда отдыхающие считали
свежие фрукты. 16. Подобные вопросы должны решать-
ся коллегиально. 17. В конце концерта исполнялась «Бар-
карол...а» Чайковского. 18. Картина исполнена в импре-
с...ионистском стиле. 19. Одна за другой на территорию
строящегося завода въезжали пятитон.„ки, нагружен-
ные кирпичом и цементом. 20. Недовольная решением
завкома, группа рабочих ап...ел...ировала к общему со-
бранию.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Упражнение 36. К каждому из приведенных ниже слов подбе-
рите другое, от которого образовано данное, или найдите одно-
коренное слово, в котором за корнем следует гласный звук.
Образец. Властный — власть; прекрасный — пре-
красен.
Агентство, безвестный, безгласный, вкусный, ги-
гантский, гнусный, горестный, громоздкий, девствен-
ный, дилетантский, доблестный, захолустный, инте-
ресный, комендантский, косный, костный, местный,
невестка, ненастный, объездчик, окрестность, опас-
ный, повестка, послать, постлать, праздный, прелест-
ный, пристрастный, сверстник, свистнуть, свиснуть,
сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, уст-
ный, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чудесный, шеф-
ствовать, яростный.
Упражнение 37. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-
щенные буквы.
1. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и вари-
лись, шипя, разные я...ства (Гот.). 2. Недаром Пушкин
называл Жуковского своим учителем в поэзии, напер-
с...ником, пестуном и хранителем своей ветреной музы
(Бел.), 3. В числе восьми детей был один р...вес...ник мне
(Герц.). 4. Безденежье меня приковывало к ненавис...ной
мне деревне ( Т.). 5. Звук равномерно усиливался и, дой-
дя до совершенной я.,.ственности, так же равномерно
стал ослабевать (Л. Т.). 6. Все мое семейство здра...ству-
ет и шлет вам поклон (Ч.). 7. Осень в этом году была
поздняя (Кор.). 8. Еще двести шагов — и мы в безопас.,.-
ности (Аре.). 9. Уча...ствовал он и в славной Бородинс-
кой битве, покрыв себя неувядаемой славой (Купр.). 10.
Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас...би-
щем, с которого недавно угнали скот (Фед.). 11. Эскадра
че...ствовала своих героев (Степ.). 12. Солдаты с небес^
корыс...ным любопытством следили за тем, куда само-
леты полетят (Казак.). 13. Гармонист играл так залихват-
ски, с такими искус...ными переборами, что старик не
удержался от соблазна послушать (Марк.). 14. Дудников
всадил лопату в землю с такой силой, что хряс...нул
держак (Шал. -Син.). 15. Зал настороженно безмол...ство-
вал.