Транспортная подсистема опорного каркаса России.
Транспортная и урбанистическая подсистемы опорного каркаса имеют разный возраст. Железные дороги образуют остов транспортной подсистемы и служат главным видом транспорта в России. Их начали строить в стране в середине прошлого века, впервые в 1851 г. было открыто движение по железной дороге Санкт-Петербург — Москва. Конфигурация магистральной сети учитывала сложившуюся ранее географию основных центров — крупных городов, однако при этом абсолютной жесткости не было: так например первая в России железная дорога, соединившая две российских столицы, оставила в стороне лежащий между ними крупнейший город средневековья Новгород. Вне железнодорожной сети до недавнего времени находился Великий Устюг, некогда возглавлявший «систему городов северодвинских». Великая Сибирская магистраль, пройдя значительно южнее Тобольска, подорвала значение этого в прошлом главного города Сибири, хотя он и продолжал оставаться губернским. Она же притормозила развитие Томска — крупнейшего в конце XIX в. города Сибири.Железнодорожные магистрали окончательно расставили акценты в пространственном развитии хозяйства и закрепили за центрами, которые приобрели благодаря железным дорогам наиболее благоприятное транспортно-географическое положение, роль ведущих
Одна из географических особенностей России состоит в том, что ее
крупнейшие реки впадают или в северные, скованные льдом моря (Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена), или в мелководные заливы и проливы (Дон, Амур), или, наконец, в замкнутые водоемы (Волга). В результате только в устьях некоторых больших рек выросли крупные города (Архангельск, Ростов-на-Дону, Астрахань), в то время как важные речные пути имеют завершение в виде малых городов (Нарьян-Мар на Печоре, Николаевск-на-Амуре, Темрюк на Кубани, Салехард на Оби, Дудинка на Енисее) или даже поселки (Тикси близ устья Лены).
О незрелости опорного каркаса России говорит невысокая линейная плотность городов — каркасных узлов даже на главных магистралях, например, на Транссибирской магистрали от Байкала до Амура.Более чем 3000-километровая Байкало-Амурская магистраль (в перспективе огромная Северо-Сибирская дорога) заканчивается на берегах Тихого океана небольшим (34 тыс. жителей) городом-портом Советская Гавань, возле которого на берегу одной из лучших на тихоокеанском побережье бухт находится крупный порт—поселок городского типа Ванино (21,4 тыс. жителей). Конечно, такой завершающий важнейшую магистраль узел не сомасштабен с нею
Южная магистраль — Северо-Кавказская дорога у границы с Азербайджаном — проходит через Дербент. Расположенный в узком проходе между горами и морем, он не имеет достаточных территориальных резервов для развития в крупный город, который логично иметь у границы с Закавказьем. Западная ветвь южной магистрали заканчивается на территории России городом-курортом Сочи. Это нельзя признать удачным завершением магистрали. Сочи — курортная агломерация, расположившаяся в транспортном коридоре длиной около 150 км. В дорогах как средстве включения в общероссийские и межгосударственные связи, Сочи заинтересован, но испытывает от них немалые неудобства, особенно тягостные для города-курорта. Транспортные сооружения — крупнейший аэропорт, морской пассажирский порт, железная и шоссейная магистрали (прорабатывается вопрос о сооружении торгового порта, создании свободной экономической зоны) осложняют и без того развитие и решение градостроительных проблем.
Предельно схематично можно представить транспортный каркас (линейно-узловую составляющую опорного каркаса) России таким образом: в западной части страны — паутина линий, радиально расходящихся от двух центров — Москвы (11 ж-д. лучей) и Санкт-Петербурга (10 лучей). Все лучи, отходящие от Москвы — магистральные, от Санкт-Петербурга — 8 магистральных. На юге, севере и востоке от этого ядра с главными коммуникационными узлами сложились решетчатые транспортные сети, представляющие преимущественно сочетание широтных и меридиональных линий, от которых в глубь межмагистральных пространств отходят ветки. Еще дальше на север и на юг, в пределах Европейского Севера и Северного Кавказа главенствуют линии, за исключением Кубани, где сформировалась также решетка путей. На севере — меридиональные и одна субмеридиональная линия, на юге — субширотная главная линия. За Уралом — единственная трансконтинентальная Сибирская магистраль, которую (не на всем протяжении) сопровождают участки Северо-Сибирской (БАМ), Средне-Сибирской и Южно-Сибирской дорог. Меридиональные линии образованы перемычками между широтными магистралями, довольно редкими. Сквозных (от севера до юга) меридиональных линий нет. В перспективе ими могут стать линия Тюмень — Сургут — Новый Уренгой и Малый БАМ с продолжением на Якутск — Магадан