Основные проблемы экономии страны на современном этапе
После 1917 г. в России сложился особый экономический комплекс: производство работало не на человека, а само на себя («производство ради производства») и на политику. Государство оказывало значительное давление на экономику.
При строительстве новых предприятий проявлялась тенденция к «гигантомании». Существовала диспропорция между отраслями в пользу тяжелой промышленности. Ведущую роль играли отрасли топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Несмотря на огромные капиталовложения в сельское хозяйство, оно развивалось крайне медленно, экстенсивным способом.
Экспорт имел сырьевую ориентацию. Валютная выручка от экспорта топливно-энергетических ресурсов была фактически буфером, позволяющим смягчать последствия сбоев в экономике.
Показатели, характеризующие сферу услуг, были значительно хуже аналогичных в ведущих странах Запада. Отставание по уровню потребления было более существенным, чем по общему уровню экономического развития. Ученые-экономисты сравнивают хозяйство страны в 80-е годы с громоздким индустриальным зданием на слабом аграрном фундаменте и под дырявой сервисной крышей.
Главная полоса экономического развития соответствовала Главной полосе расселения. Здесь производилось 80 % всей продукции, в том числе почти 100 % аграрной.
Существовала ярко выраженная асимметрия в экономическом развитии европейского и азиатского макрорегионов. Занимая 1/4 площади страны, европейская часть сосредоточивала более 70 % экономического потенциала. Основные экономические районы (Средняя Волга, Урал, Западная Сибирь), дающие более 40 % валового внутреннего продукта (ВВП), имели «глубинное» географическое положение, то есть были удалены от морей, границ, мировых центров торговли.
Централизация производства привела к ярко выраженному контрасту между центром и периферией. Так, Москва, имея менее 6 % всего населения, производила до 10 % всей продукции. С конца 80-х годов центр начал уступать лидерство «срединному поясу» (Ямал—Урал—Волга). Последний стал давать до половины экспортной продукции. Разные территории России существовали как бы в разных экономических эпохах — от доиндустриальной до постиндустриальной.
Негативные явления в экономике накапливались десятилетиями. Они были вызваны в значительной мере неправильной реакцией на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение роста производства привело к непомерным затратам на расширение топливно-энергетических отраслей, усиленному вовлечению в оборот новых природных и трудовых ресурсов, их нерациональному использованию. Основные фонды оказались изношенными. Все это отрицательно сказалось на производительности труда, качестве продукции, экологической ситуации.
Кризис, охвативший экономику России в конце XX в., очень глубокий. В 1990-1999 гг. спад валового внутреннего продукта составил 47%, промышленного производства — 56, сельскохозяйственного производства — 42 %. Кризис является одновременно и системным (охватившим все сферы жизни общества), и структурным (изменение пропорций и акцентов в экономике). В 1992 г. проблему дефицита заменила проблема дороговизны. Кризис еще более снизил покупательную способность населения. Обесценились сбережения людей, многие отрасли рухнули. Экономические реформы, начатые в 1992 г., идут медленно и с большим трудом. Предполагается, что на смену командно-административной экономике с ее государственным диктатом придет рыночная с многообразием форм собственности и свободной конкуренцией. Переход к рынку означает создание социально ориентированной экономики, поворот производства к запросам потребителя.
Преобразование экономики осуществляется по нескольким направлениям.
- Либерализация, то есть снятие административных ограничений. Административная экономика эффективна в экстремальных для страны ситуациях— войны, восстановление разрушенного хозяйства. В обычных условиях ее «преимущества» теряются. Интересы производителя не соответствуют интересам потребителя, не поощряется внедрение новейших технологий, перекосы в структуре экономики порождают дефицит, качество товаров и услуг не соответствует международным стандартам, громадных размеров достигает управленческий аппарат. В России были сняты административные ограничения на хозяйственную деятельность и цены. Эта болезненная для населения мера привела, с одной стороны, к наполнению страны товарами, созданию массы малых предприятий, развитию предпринимательства и т. д., с другой — к падению уровня жизни основной массы людей из-за роста цен.
- Стабилизация денежной системы. В результате непродуманной политики, зародившейся в 60—70-х годах, когда средства шли в военно-промышленный комплекс, нефтедоллары расходовались нерационально, часть средств уходила за границу, и по ряду других причин к концу 80-х—началу 90-х годов денежная система страны оказалась в глубоком кризисе. Рубль обесценился, страна стала валютным банкротом. Для восстановления экономики необходимо преодолеть финансовый кризис.
- Демонополизация — процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направлен на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики. В дореформенный период производство многих видов продукции и услуг было сосредоточено на ограниченном числе предприятий, а иногда и на одном предприятии, что не способствовало улучшению качества, снижению цен на продукцию и издержек производства. Но и в настоящее время роль естественных монополий в экономике России велика. Это снижает эффективность рыночных преобразований. В середине 90-х годов в стране действовало почти 500 предприятий-монополистов, производивших 1/5 всей промышленной продукции. Особенно велика их роль в металлургической, топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроении.
- Приватизация — разгосударствление экономики, передача (продажа) государственных предприятий в руки коллективов или частных лиц — важный элемент реформ. Цели приватизации — пополнение государственного бюджета, формирование многоукладной экономики, производственно-экономическая самостоятельность товаропроизводителей. Пока государство остается собственником или совладельцем крупных промышленных объектов, играющих важную роль как в экономике, так и в обороноспособности страны.
- Конверсия. Перестройка экономики России предусматривает ее демилитаризацию, то есть перевод части военных производств на выпуск товаров народного потребления.
- Восстановление нарушенных экономических связей. Разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, произошедший после распада Союза, вызвал падение производства во всех постсоветских государствах.
- Ресурсосбережение. Пока не существуют достаточные экономические стимулы к ресурсосбережению. Высок удельный вес ресурсоемких отраслей, в которых используются устаревшие технологии. Например, около 1/3 добываемых полезных ископаемых остается в отвалах, сгорает в факелах и т. д. Наблюдается большой
перерасход сырья и топлива. Электроемкость и энергоемкость ВВП России в несколько раз выше соответствующих показателей ВВП США, Японии, стран Западной Европы. Низкая эффективность использования природных ресурсов может привести к возникновению их дефицита. - Переход к наукоемким технологиям, формирование сети технополисов. Кризис 90-х годов привел к ухудшению положения науки и снижению научно-технического потенциала страны. Наукоемкие производства и отрасли (авиакосмическая, лазерная, атомная, программное обеспечение и т. д.) не получали необходимой государственной поддержки. Структурный сдвиг в пользу топливно-энергетического комплекса привел к тому, что наукоемкие отрасли оказались в роли аутсайдеров.
Технополисы — населенные пункты, в которых имеются научные и наукоемкие предприятия, соответствующие системы коммуникации. Основа технополиса — научный коллектив (НИИ, КБ, университет). В России более 60 населенных пунктов можно отнести к категории технополисов. Около половины из них — в Московской области.