Историко-географический очерк
Долгое время территория полуострова представляла собой перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. являлась частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате неоднократных потеплений, похолоданий и изменений климата, вызванных ледниковой эпохой, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время и приходится обрыв "обсидиановых троп" -путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом: сырьем для изготовления орудий труда и охоты.
Самой древней стоянкой на полуострове является стоянка возрастом 5 тыс. лет на м. Кузнецова. Данная стоянка относится к Южно-Сахалинской культуре. Жители этой культуры строили землянки четырехугольной формы, использовали для изготовления орудий труда и охоты местные породы камня-яшмоиды, кремнистые породы, о чем говорят находки на этих стоянках. Как правило, они приурочены к высоким террасам, т.к. уровень моря в то время был достаточно высок.
Постепенно формировалось хозяйство древних племен. Наряду с собирательством и охотой, племена, жившие по береговой линии, занимались также морским собирательством и охотой на морского зверя. Естественно, развивались и традиции рыболовства. Культура охотников, рыболовов и морских охотников сформировалась окончательно к середине I тыс. до н.э. и достигла своего расцвета к V в. н.э. В этот период стоянки располагаются по берегам и устьям рек полуострова. Жители широко использовали защитные свойства местности, примером может служить естественная крепость на м. Виндис. Находясь на периферии, тем не менее, жители Сахалина ощущали воздействие наиболее сильных соседей, имевших к тому времени государственный строй: такие государства, как Бохай, "Золотая империя", Империя Юань и Мин, расширяя свои границы на восток, естественно натыкались на остров. Наиболее ощутимым для жителей Сахалина было вторжение маньчжурских отрядов в 1286 и 1368 годах. Именно в это время были построены многочисленные поселения на Сахалине, которые называют «часи».
Часи –памятники исторических времен, это земляные сооружения, предназначенные для обороны и обитания. Иначе можно сказать, что это форт или укрепление. Район распространения часи охватывает территорию Японии и Карафуто. Вопрос о том, кто использовал часи спорный, но в целом господствующим мнением является то, что это были айны. На полуострове Крильон находятся часи Сирануси (западное побережье) и Тисия (восточное побережье). Часи в Сирануси располагается около 2,5 км к северозападу от м. Крильон по западному побережью, на берегу безымянного ручья, впадающего в Японское море в 100 м к западу от городища. От господствующих в зимнее время северо-западных и северо-восточных ветров городище прикрыто мысом Скала на западе и отрогами горы Конечная на востоке. Крепость занимает очень выгодное военно-географическое положение – находится в центре морского коммуникативного узла. В пределах прямой видимости лежат м. Соя, острова Монерон и Ребун. Эти обстоятельства, в условиях бытовавшего в древности прибрежного мореплавания, делали район Сирануси удобным наблюдательным,торговым и оборонительным пунктом. На мысе Крильон замыкалась одна из 8-ми важнейших дорог Японии, связывавших о-в Кюсю с Приморьем. Название Сирануси с айнского языка переводится как «место, где много скал», «место, подверженное действию приливов и отливов».
Эта крепость была известна еще со времен сегуната- военно-феодального правительства Японии в 1192-1867 гг. Но до сих пор неизвестно, кто, когда и с какой целью построил ее. По устному преданию туземцев, Сирану-си построено принцем Есицунэ, который непосредственно принимал участие в строительстве. По другим источникам айны говорят, что крепость была построена во время нашествия "Рэбунгур", по-айнски -"рэбун" -море, а "гур" группа людей, прибывших из-за моря с запада. К гур относились китайцы. Это привело к появлению 2-х разных гипотез, но каждая из них свидетельствует, по крайней мере, о том, что постройка часи производилась не айнами. Японский археолог Ито Нобуо считает, что из всех укреплений, сохранившихся на Карафуто, только Сирануси окружено квадратным валом, где в центре каждой стороны имеются ворота, что представляет собой земляное укрепление, выполненное по китайскому типу. В настоящее время нигде больше не увидишь укрепления с подобной конструкцией, кроме Сирануси. Вероятно, первоначально городище было укреплено валами с четырех сторон, но со временем, в силу природных и антропогенных факторов, лишилось 2-х валов. В настоящее время городище имеет многочисленные следы хозяйственной деятельности последних десятилетий: при строительстве вертолетной площадки и прокладке дорог был разрушен северо-восточный вал крепости, произошло это в 1940-50-е годы. Крепость-городище является уникальным историческим памятником. Товары из Китая транзитом проходили через эти пункты в Японию. Они же являлись центрами торговли и среди местного населения.
В течение ХV-ХVII веков японцы, после объединения страны под властью императора из династии Токугава, начинают активно продвигаться на север, вытесняя хоккайдских айнов на юг Сахалина. Это вызывало вражду с сахалинскими родами айнов, нивхов, ороков. Первая японская экспедиция побывала на Сахалине в 1635 г. Она была послана главой рода Мацумаэ, распространившего свое влияние на весь остров Хоккайдо, с целью исследования земель, лежащих к северу от его владений. Экспедиция достигла мыса Ноторо (Крильон) и вскоре была вынуждена вернуться обратно. На следующий год туда был отправлен вассал рода Мацумаэ Комити Седзаэмен. Он провел на острове больше года и в 1637 году, следуя вдоль юговосточного побережья Сахалина, достиг залива Терпения.
С 30-х годов ХVII японское правительство начинает проводить политику самоизоляции в целях укрепления сегуна-та. По указам 1633-1639 гг. сначала ограничивался, а затем категорически воспрещался выезд японских подданных
за пределы страны. Было запрещено строительство пригодных для дальних плаваний больших судов и, наконец, все японские порты были закрыты для иностранных судов. Первое время такие указы выполнялись беспрекословно, но политика самоизоляции не остановила активной деятельности клана Мацумаэ на севере. В 1650, 1689, 1700 гг. с Хоккайдо на Сахалин были направлены новые экспедиции. А с 1679 г. на крайнем юге острова появляются сезонные поселения японских рыбаков. И это не рассматривалось как нарушение запретов, т.к. японское правительство рассматривало все айнские земли как свои собственные.
В 90-е годы ХVIII в. на Сахалине появляются японские торговые фактории. Самым крупным торговым центром было селение Сирануси. Для заключения торговых сделок с японцами сюда приезжали айны, нивхи (амурские и сахалинские), маньчжурские и китайские купцы. На рубеже ХVIIIXIX вв. на крайнем Сахалине появляются японские правительственные чиновники и сторожевые посты.
В конце ХVIII в. интерес к Сахалину и Курилам проявляют европейские исследователи. Экспедицией голландца М.Г. Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман, частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 г. французский мореплаватель Ж.Ф. Лаперуз во время своей экспедиции не открыл пролив, названный в честь него самого, и не описал западный берег Сахалина.
Наткнувшись на севере на мели и посчитав остров полуостровом, он спустился на юг и встал на якорную стоянку вблизи м. Майделя. Во время стоянки он принимал на борту жителей Крильонского п-ова, пополнял запасы пресной воды и отрядил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г. Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоящего времени: Монерон, Крильон, Де Лангль.
Двигаясь с юга на север и с севера на юг, расширяя границы своих государств, Япония и Россия столкнулись окончательно и бесповоротно в начале ХIХ в. Строительство военных постов и временных рыболовецких поселений со стороны японцев породили естественную вражду, при которой местные жители оказались третьей стороной между молотом и наковальней. Крильон, в силу своей географической близости, долгое время находился под влиянием Японии, пока вся территория Сахалина окончательно не стала принадлежать России. Этого удалось достигнуть на трудных переговорах, в результате которых 25 апреля 1875 г. был подписан Санкт-Петербургский договор. По договору Япония уступала права на Сахалин в обмен на принадлежащие России Курильские острова (к северу от Урупа до Шумшу включительно). Несколько месяцев спустя в Токио была подписана дополнительная статья, предусматривавшая право жителей обмениваемых территорий оставаться на постоянное место жительства в занимаемых ими областях, сохраняя полную свободу занятия промыслами без какого-либо налога. На коренное население эти льготы не распространялись.
Несмотря на подписанный договор, японцы продолжали ловить рыбу в непосредственной близости от берегов, приставать на ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова Крильон как по западному, так и по восточному берегу, он был необитаем в холодное время года. При потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских браконьеров. И так продолжалось вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг. Мыс Крильон являлся весьма опасным местом для судов, перевозивших различные грузы в Корсаковский пост. В частности, 17 мая 1887 г. вблизи м. Сирануси потерпел крушение пароход Добровольного флота "Кострома", следующий из Корсаковского поста в Дуэ. Судно в связи с неточностями морских карт наскочило на камни и затонуло 23 мая. В связи с этим в 1888 г. на Крильон была выслана топографическая партия под руководством С.А. Варягина в составе 22 человек. Были определены геодезические координаты мысов Сони (Кузнецова), Тисия (Анастасия) и Крильона, уточнена береговая линия и промерены глубины в проливе Лаперуза. В память о гибели "Костромы" на берегу была построена небольшая часовенка из обломков парохода с ликом Николая Угодника и надписью "Кострома 1887 г.
Естественно, возникла необходимость строительства маяка на Крильоне для безопасности движения кораблей. Астрономический пункт на м. Крильон был определен еще в 1867 г. лейтенантом Старицким, а в 1883 г. было начато строительство маяка. Работы велись 35 дней тридцатью каторжанами. За это время была построена деревянная башня высотой 8,5 м, дом для смотрителя, огород, и все это было обнесено забором. Кроме того, был построен пороховой погреб и проложена дорога до берега. Строителем маяка был капитан Казаринов В.З. Маяк был оснащен светильным аппаратом с 15 аргоновыми лампами и отражателем, кроме того, был поставлен 20-пудовый колокол и двухфунтовая пушка. Свет маяка был виден на расстоянии 15 миль. 30 июня 1883 г. маяк освятил епископ Корсаковского поста.
Мартимиан, специально прибывший из Благовещенска. В 1885 г. ссыльнокаторжными, специально завезенными на мыс, была построена 12метровая вышка для того, чтобы установить ее на Камне Опасности. Пароход "Тунгуз", прибывший для помощи в установке этой башни не справился с работой, поэтому башню разобрали и увезли в Императорскую Гавань в Приморье, где и установили ее у входа в гавань. Самым тревожным временем конца ХIХ в. для жителей Крильонского маяка был 1885 г., когда из Корсаковского поста сбежало 40 ссыльнокаторжных. Большая их часть восточным берегом добралась до Крильонского маяка, где разграбила продовольственный склад, захватила лодки и бежала морем в Японию. Там представились немецкими матросами, но были разоблачены и отправлены обратно на Сахалин. По сути дела, Крильонский маяк, являясь единственным населенным пунктом на крайнем юго-западе Сахалина, представлял для беглых каторжан довольно привлекательный объект . В сентябре 1885 г. другая группа каторжан бежала с Корсаковского поста и убила вблизи м. Вентосу старшего надзирателя и его помощника. В память об этом злодейском поступке мыс переименовали в м. Канабеева.
Мыс Канабеева издревле снискал себе славу одного из самых труднодоступных мест побережья Анива. Айны, охотившиеся возле мыса на нерпу и сивуча, называли его Венночи –"злобный демон". Японские рыбаки с середины ХIХ в., устраивавшие здесь сезонные поселения, называли его скалистый мыс и каменные банки возле него Рандомари –"остановка в пути". Беглые каторжане, добравшись до селения Тоннай (Охотское), зверски убили 11 айнов, в том числе 4-х летнего ребенка и старейшину. Затем четыре каторжника перебрались от оз. Тунайча к оз. Чибисанское, украли лодку и на ней,выйдя в залив Анива, направились к маяку Крильон. 3 октября в 20 верстах от маяка они заметили старшего надзирателя Тымовской тюрьмы дворянина Канабеева, который с несколькими ссыльнокаторжными перегонял стадо быков,купленных у смотрителя маяка. Заявив, что они идут сдаваться, беглые присоединились к надзирателю. На ночлеге один из них зарубил Канабеева и одного ссыльного. Пойманный впоследствии убийца был приговорен к смертной казни через повешение. А мыс в память о тех событиях переименовали, но новое название прижилось не сразу.
7 августа 1894 г. началось строительство капитального здания для маяка на м. Крильон. Строительство велось десятниками Шипулиным и Яковлевым при помощи 25 корейских рабочих. Кирпич красного цвета завозили из Японии, оригонскую сосну из Америки. Маяк должен был быть оборудован осветительным прибором фирмы "Барбье ет Бернард". К 1 августа 1896 г. все работы были закончены. Здание было построено и совмещено с жилыми помещениями, установлена новая сирена для подачи сигналов в туманную погоду, новый колокол 488 кг весом. Таким он и остался до настоящего времени. Только жилые помещения превращены в хозяйственные, колокол в 1980 г. снят и находится в воинской части в Корсакове, а вместо него на маяке резервный колокол японского производства с маяка на м. Весло, что на Кунашире.
В конце ХIХ в. дальневосточные рубежи России охраняли суда Сибирской флотилии, с 1897 г. базирующиеся во Владивостоке. Корабли несли крейсерскую службу, выполняли самые разнообразные поручения от гидрологических исследований до почтовых и пассажирских перевозок. Одним из таких кораблей была морская канонерская лодка "Сивуч". Летом 1889 г. командир "Сивуча" капитан 2го ранга Кашерининов получил от начальника эскадры Тихого океана Назимова не совсем обычное задание: лодка должна была сопровождать начальника Южно-Уссурийской горной экспедиции инженера Д.Л. Иванова, производившего изучение геологического строения берегов Татарского пролива и Японского моря.
16 августа "Сивуч" пошел к проливу Лаперуза вдоль восточного берега п-ова Крильон. По мнению Д.Л. Иванова берег был интересен в геологическом отношении, поэтому судно шло в 3-4 км от берега, делая частые остановки. Пользуясь случаем, моряки постоянно производили замеры глубин. Однако положить их на карту не смогли изза больших неточностей контура берега на ней. Д.Л. Иванов производил геологические исследования в бухте Кузнецово.
22 сентября 1895 г. Крильонский маяк посетил адмирал С.О. Макаров, где была установлена рейка с делениями -фугшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза. Еще раньше этого в 1893 г. рядом с маяком была построена метеостанция 2 разряда I класса. В конце 1896 г. с маяка Крильон наблюдалось полное солнечное затмение специально присланной для этого экспедицией под руководством генералмайора Э.В. Майделя.
ХХ в. ознаменовался началом русско-японской войны в 1904 году. Команда Крильонского маяка была усилена до15 человек вместо 8. Телеграфная линия от маяка Крильон до Корсакова была построена 30 сентября 1904 г., несмотря на то, что вопрос о ее строительстве поднимался еще в 1893 г. Толку от этой линии было мало, т.к. смотритель маяка вместе с командой часто пребывал в состоянии алкогольного опьянения. Обязанности смотрителя практически выполняла его 12-летняя дочь, занимаясь складами и довольствием команды.
25 апреля на Крильон прибыл подпоручик П. Мордвинов во главе отряда из 40 дружинников и I унтер-офицера. Этим отрядом был произведен ремонт телеграфной линии на участке м. Крильон р. Урюм, а также уничтожение японских промыслов и кунгасов. Действуя на свой страх и риск, П. Мордвинов с отрядом уничтожил пиратскую базу на о. Монерон. Поиски отряда японцами не увенчались успехом. Возвращение отряда на мыс совпало с началом боевых действий на Сахалине, за 2 дня была подготовлена оборона маяка. Однако 26 июня к маяку подошел японский десантный отряд, состоящий из крейсеров "Сума" и "Чиода" и 4-х миноносцев. Петр Мордвинов, видя численное превосходство японцев, отдал приказ отступать в полном составе, оставив маяк. На маяке остался смотритель и матрос Бурав, который пытался сжечь маяк, но смотритель запретил ему это делать, боясь быть наказанным японцами.
Отряд подпоручика, совершив 7-дневный переход, соединился с отрядом штабс-капитана Двирского в с. Петропаловское. Продержавшись в лесах полтора месяца, он 17 августа был полностью уничтожен японцами в верховьях р. Найбы. Таким был конец Крильонского отряда под командованием Петра Мордвинова, которого сами японцы уважали за подвиги, считая достойным противником.
Период 1905-1945 гг. на полуострове Крильон ознаменовался появлением первых постоянных поселений. Основной тип расселения на полуострове был похож на японскую систему расселения на Хоккайдо. В устьях крупных рек, как правило, располагалось крупное селение, вглубь полуострова по долинам рек уходила дорога с цепочкой хуторов. Основным занятием местного населения, состоящего в основном из японских переселенцев, оставалось рыболовство, однако к нему уже примешивались лесозаготовки (восточный берег) и добыча угля (западный берег). Кроме того, население занималось огородничеством. За этот период было создано не менее 50 населенных пунктов, большинство являлось хуторами. Крупные в масштабах полуострова поселения существовали по обеим побережьям, имели почтовые отделения, школы, магазины. Сразу после захвата Южного Сахалина японцы начали пробивать на юг по восточному берегу дорогу на Крильонский маяк. Сам же маяк отремонтировали, рядом с ним построили метеостанцию с продуманной системой сбора дождевой воды. Метеостанция начала работу в июле 1909 г. В 1914 г. был построен маячный комплекс на м. Сони (Кузнецова). На восточном побережье полуострова, видимо, в то же время построены 2 башни в Кириллово и на м. Анастасии. В августе 1945 г. на м. Крильон дислоцировался 2 батальон 25 пехотного полка. Советские десантники, высадившиеся для освобождения юго –западной оконечности острова Сахалина, встретили яростное сопротивление со стороны японцев. К сожалению, имена воинов-десантников неизвестны, как и их количество, покоящихся в братской могиле на самой южной точке Сахалина. По окончании войны маяк был отремонтирован и введен в эксплуатацию. С 1945 по 1947 гг. было репатриировано население полуострова Крильон. В 1947 г. японские географические названия были заменены русскими. Русские поселенцы заселили полуостров и поселились в тех же самых селениях. Японские хутора были разграблены и превращены в охотничьи домики, часть из них сгорела, другая постепенно разрушилась.
Центральные поселения сохранились дольше, но и они были закрыты в 1963, 1964, 1965, 1978, 1982 гг. Дольше всех "продержались" самые крупные - Атласово, Перепутье, Хвостово. Раньше на м. Анастасии можно было добраться на рейсовом автобусе, но теперь, когда верхняя дорога на м. Канабеева заброшена, можно дойти пешком или морем. Историков и археологов влекут сюда памятники древней и средневековой истории, туристов и фотографов -красота "каменного сада" на правом берегу р. Анастасия. Традиционное название мыса- Тисия, по его имени японские рыбаки называли сезонные рыбалки, стоявшие в конце ХIХ в., и поселок в период губернаторства Карафуто. Первое русское название было дано лейтенантом Н.В. Рудановским во время путешествия по Южному Сахалину. 14 января 1854 г. Рудановский из Сирануси на лыжах перешел залив Анива. Продукты кончились, пополнить их в Сирануси не удалось, поэтому первый мыс, который ему пришлось обходить горами, он назвал Голодным. Под таким названием он и помещен на карте, составленной лейтенантом.
На русских картах ХIХ-ХХ вв. упоминается и новое и старое название мыса. В ряде источников приводится название- скалы Два Брата, давшее имя протекающей реке. В период правления первой советской администрации аппаратом гражданского управления была проведена большая работа по переименованию населенных пунктов. В одном из первых вариантов в "Справке по переименованию населенных пунктов…" с. Тисия было переименовано в Анастасия. В графе "Примечания" дано объяснение- "но созвучно, принято у моряков". Многие рыболовные суда не имели собственной карты, а пользовались старыми японскими. В 1947 г. исполнительный комитет Анивского районного Совета депутатов трудящихся переименовал с. Тисия в Атласово "в честь первооткрывателя Сахалина Атласова". Под этим названием село существовало до его упразднения в марте 1978 г. Сейчас это имя носит расположенная в долине погранзастава. На настоящее время на полуострове та же картина, что и 100 лет назад: на м. Крильон функционирует маяк и метеостанция, дислоцируются военные и пограничные части, по всему восточному и западному берегу во время путины разбросаны рыболовные станы, к осени свертывающие свою работу. По западному берегу на юг от Шебунино находятся 2 пограничные заставы "Перепутье" и "Крайняя", занятые не столько охраной границы, сколько выживанием, по восточному берегу к югу от Кириллово находится одна на м. Анастасии, положение которой самое тяжелое в связи с изолированностью. В 1948-51 гг. на полуострове существовал заповедник «Южно-Сахалинский». Недолгое заповедание закончилось в ходе сталинского преобразования природы. 14 марта 1972 г. начинается бурная и печальная история заказника «Полуостров Крильон». Здесь предоставляется краткий пересказ истории по документам, которые удалось разыскать (см. приложения а,б) [5, 6, 24, 28, 29, 30].