Взаимодействие общества и природы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северный (Арктический) Федеральный Университет

имени М.В.Ломоносова»

Институт Естественных Наук и Биомедицины

Кафедра географии и геоэкологии

Отчет по педагогической практике

Выполнила: студентка VI курса

ОЗО ЕГФ отд. география

Конах Н.В.

Проверила: Александрова Е.Н.

Архангельск 2012

Конспект урока по теме:

Взаимодействие общества и природы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы.

Цель урока:сформировать понятия «географическая среда, «природопользование».

Задачи урока:

Образовательные:

1). Продолжить формирование понятий «географическая среда, природопользование»;

2). Сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека;

3). Ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающие:

1). Развить умения работы с терминами (по средствам учебника);

2). Развить учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации (по средствам атласа справочного пособия), навыки сворачивания информации в схему (таблиц), навыки монологической речи (по средствам устных ответов).

Воспитательные:

1). Привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями;

2). Способствовать развитию экологического мышления учащихся;

3). Содействовать пониманию учащихся ценностей природы, необходимость сохранения уникальных объектов окружающей природы.

Оборудование:

-Учебник 10 класса «Экономическая и социальная география мира» В.П.Максаковский. М.: Просвящение, 2005.;

-карта природных ресурсов;

-политическая карта.

Тип урока:комбинированный.

Ход урока:

1 мин.   5 мин.     4 мин. Устно, фронтально (беседа).   3 мин. Вступление учителя к изучению нового материала.     5 мин. Устно, фронтально + работа с учебником +запись в тетради.     6 мин. Устно, фронтально + запись в тетради.     3 мин. Устно, фронтально + работа с учебником.   5 мин. Устно, фронтально + запись в тетради.   3 мин. Устно, фронтально + запись в тетрадь.   6 мин. Устно, фронтально (беседа).   1 мин.   1 мин. 2 мин.   I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. II. На предыдущем уроке была проведена контрольная работа по теме «Современная политическая карта мира». Были объявлены результаты данной работы и обсуждение ошибок. III. Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. Познавательная задача: повторить комплекс понятий, закономерностей, связанных с понятием «человек и природа». 1). Что такое природные условия и что к ним относится? (Природные условия- совокупность природных факторов– географического положения территории, природных ресурсов, живой и неживой природы и других компонентов и явлений географической среды, существующих вне зависимости от деятельности человека. К природным условиям относят рельеф, климат, режим рек и озёр, растительность, животный мир и пр). 2). На что оказывают влияние природные условия? (Природные условия оказывают существенное влияние на размещение производства, расселение людей, развитие сельского хозяйства и др). 3). Что такое антропогенное воздействие на природу? (Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человека и результатов его деятельности, вызывающее изменение природной среды и естественных ландшафтов). 4). Какие виды растений и животных на гране исчезновения или исчезли с лица Земли в результате хозяйственной деятельности человека? (Все меньше остается мест, где встречаются большие скопления животных, например, морские львы на побережье Калифорнии. Стали редки морские птицы тупики. Недавно вымершая морская птица - гагарка бескрылая. Морская или стеллерова корова (крупное морское млекопитающее) была уничтожена промышленниками. Погибла и дикая лошадь европейски степей тарпан). Сегодня мы начинаем изучение новой темы (география мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды). Откройте план – схему темы на стр. 26 учебника. В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспеченность, загрязнение окружающей среды). На сегодняшнем уроке мы обратимся к одной из глобальных проблем человечества — взаимодействию природы и общества. Рассказ учителя. Жизнь человека определяется тем, что он сможет взять у природы и использовать. Однако с развитием цивилизации потребности человечества стремительно возрастали, пока не приняли планетарных масштабов. Достаточно сказать, что в XX в. объем добычи полезных ископаемых превысил объем добычи за весь предыдущий период существования цивилизации. Кроме того, использование природных условий Земли ранее крайне редко проводилось обдуманно, бережно и имело хищнический, разрушительный характер. Вспомните о терриконах, заболоченных территориях, истребленных турах и тарпанах, исчезающих дрофах, — этот список можно продолжать долго.   2. Понятие о географической и окружающей среде. Познавательная задача:научить различать понятия «географическая среда» и «окружающая среда». Рассказ учителя.Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой «вторичной природы», т. е. городов, заводов, полей, кaналов, транспортных магистралей и др. Задание:прочитать в учебнике на стр. 25 и записать в тетрадь понятие: «географическая среда». (Географическая среда — это та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития). Рассказ учителя.Географическая среда - это необходимое условие жизни и деятельности общества. При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Задание:прочитать в учебнике на стр. 25-27 и записать в тетрадь как называется преувеличение и недооценка роли географической среды. (Преувеличение роли географической среды называется географическим детерминизмом или, по Н. Н. Баранскому, географическим фатализмом. Недооценку же роли географической среды Н. Н. Баранский назвал географическим нигилизмом). Рассказ учителя. В последнее время наряду с понятием о географической cpeде в научный обиход вошло так же понятие об окружающей cpeде. Что же понимают под окружающей средой? Задание:прочитать в учебнике на стр. 27 и записать в тетрадь понятие: «окружающая среда». (Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду). 3. Географическая среда – среда обитания человека. Познавательная задача:разобраться, почему географическая среда так необходима человеческому обществу и выявить, как оценивается состояние природной среды. Рассказ учителя.Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов – топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д. Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает не географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты. В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами. Задание: в процессе моего рассказа запишите в тетрадь, как оценивается состояние природной среды. (Состояние природной среды оценивается как: а) естественное – не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии. б) равновесное состояние – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико. в) кризисное состояние – скорость восстановление ниже скорости антропогенного воздействия. г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса. д) катастрофическое состояние природной среды – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять. е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградирована). 4. «Обмен веществ» между обществом и природой. Познавательная задача: разобраться в возникновении критического и катастрофического состояние окружающей среды. Рассказ учителя.Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной этого является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. В ХХ в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. «Дaвление» общества на природу резко возросло. Превращение природных ландшафтов в антропогенные городские, горнопромышленные (см. рисунок 5 на стр.29), сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные - чрезвычайно ускорилось, распространяясь на все новые пространства. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1) рационального использования природных pecypсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения. Задание:прочитать примеры таких ситуаций в учебнике на стр. 27 Пример № 1: «По подсчетам ученых географов Московскoгo университета, ныне антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши. В том числе примерно на 20% ее территории они; преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, саженые леса и зоны отдыха. Пример № 2: «В России доля незатронутых активной хозяйственной деятельностью земель по всей территории страны составляет, по разным оценкам, от 50 до 60%. Это означает, что по общей площади «диких» земель она занимает 1-e место в мире, опережая Канаду, Австралию, Китай и Бразилию». 5. Природопользование. Познавательная задача: дать понятие «природопользование»; что подразумевают под рациональным и нерациональным природопользованием? Задание: поддиктовку записать в тетрадь понятие «природопользование». (Природопользование — система мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды). Рассказ учителя.В процессе производства в целом или на отдельных его этапах природопользование может быть рациональным и нерациональным. Задание: в процессе моего рассказа запишите в тетрадь, что подразумевают и что включает в себя рациональное и нерациональное природопользование. (Рациональное природопользование обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую среду, разумно регулирует освоение ее ресурсов. Оно включает в себя: 1) рациональное использование природных ресурсов; 2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства; 3) организацию широкого международного сотрудничества в делах охраны окружающей среды; 4) контроль общества. Нерациональное природопользование катастрофически быстро использует ресурсы природной среды, существенно снижает их качество и свойства, необходимые для нормальной жизни человека. Результатом потребительского отношения к природе является: 1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды; 2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах). 6. Освоение ресурсов планеты. Познавательная задача: показать пути освоения ресурсов планеты. Задание: в процессе моего рассказа запишите в тетрадь, пути освоения ресурсов планеты. Рассказ учителя.(Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.) Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий). IV. Закрепление, обобщение изученного материала. Познавательная задача: закрепить изученный материал. 1). Что понимают под «географической средой»? (Географическая среда — это та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития). 2). Что понимают под «окружающей средой»? (Окружающая среда – это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду). 3). Что понимают под «обменом веществ»? (Вся история человеческого общества - это история взаимодействия его с природой, с географической cpeдой. В ходе этого взаимодействия, при котором активной силой всегда выступает общество, между ними, происходит постоянный «обмен веществ”). 4). Что понимают под термином «природопользование» и какие виды Вы знаете? (Природопользование — система мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды. Существует 2 вида природопользование – рациональное и нерациональное). 5). Какой путь освоение ресурсов планеты Вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет. ( Это интенсивный путь, так как он предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий). V. Инструктаж к домашнему заданию. Подготовиться к самостоятельной работе на тему «Взаимодействие общества и природы." В учебнике §1 на стр. 25 – 28 читать. Знать понятие терминов записанных в тетради. VI. Оценивание деятельности учащихся на уроке. VII. Выводы. -Продолжили формировать понятие «географическая среда, окружающая среда, природопользование». -Разобрались, почему географическая среда так необходима человеческому обществу и выявили, как можно оценить состояние природной среды. -Разобрались в возникновении критического и катастрофического состояние окружающей среды. -Узнали, что подразумевают под рациональным и нерациональным природопользованием? - Узнали какой путь освоение ресурсов планеты считается приемлемым для человечества.  

Наши рекомендации