Вот как умеют студенты-географы кафедры социально-экономической географии и регионоведения!
На кафедре социально-экономической географии и регионоведения факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ 7 октября 2015 г. состоялась защита материалов производственной практики студентов 4 курса направления «География», профиля «Экономическая и социальная география». Производственная практика, согласно учебному плану, проходила в период с 07.09.2015 г. по 21.09.2015 г. Целью производственной практики являлось закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение опыта самостоятельной работы, навыков в сфере производственной деятельности, а также непосредственно наблюдении студентов за производственным процессом и выявлении особенностей организации работы предприятия.
В зависимости от поставленных научно-исследовательских задач, базами практики выступили как администрации муниципалитетов районов Воронежской области (Бобровского, Верхнемамонского, Павловского, Новоусманского, Каширского), так и производственные предприятия (ПАО «ВАСО», ЗАО «Воронежстальмост», ООО «Сомово Мебель»), а также предприятия торгово-розничной сети мирового бренда (ЗАО «Зара СНГ»).
В процессе прохождения производственной практики, студенты заполняли дневники по практике, систематизировали, обобщили теоретический и статистический материал по объекту исследования, что даст возможность подготовить выпускные квалификационные работы на высоком методическом и научном уровне. На защиту студенты предоставили характеристики с мест прохождения практики, договора и отчеты о проделанной работе. Процесс защиты отчета проходил в виде доклада с презентацией по материалам практики.
Следует отметить, что 90% представленных отчетов были выполнены на высоком научном уровне, оформлены в соответствии с требованиями, изданными в текущем году: «Методические рекомендации по организации производственной практики студентов кафедры социально-экономической географии и регионоведения направления подготовки 05.03.02 – География (квалификация (степень) «бакалавр») /сост.Федотов В.И, Яковенко Н.В., Бевз В.Н.). - Воронеж, 2015. и «Методические рекомендации по оформлению отчета по производственной практике студентов кафедры социально-экономической географии и регионоведения по направлению подготовки 05.03.02 – География (квалификация (степень) «бакалавр»)/сост. Яковенко Н.В., Деревягина М.В., Диденко О.В.
Интересные отчеты были не только по содержанию, но и тем, что отразили основное направление научного исследования кафедры, а именно – регионоведческий анализ муниципальных образований Воронежской области. Здесь необходимо отметить отчеты следующих студентов: Кривых Е.В.(науч. рук. – доцент Рогозина Р.Е.), Ельшиной Е.С. (науч. рук. – преподаватель Диденко О.В.) , Жиляевой Е.Н. (науч. рук. – преподаватель Диденко О.В.), Бередина А.Г. (науч. рук. – доцент Сушкова О.Ю.), Бунина М.Л. (науч. рук. – доцент Комов И.В.), Пошвина О.В. (науч. рук. – доцент Крупко А.Э.). Другая часть отчетов по производственной практике отразила факторологический анализ условий формирования, становления, реформирования и прогнозного развития предприятий Воронежской области: Ларюшина М.М. (науч. рук. – доцент Рогозина Р.Е.), Крутов Н.М. (науч. рук. – преподаватель Деревягина М.В.), Матюхин В.А. (науч. рук. – доцент Комов И.В.).
Хочется отметить тот факт, что были затронуты и очень проблемные, острые вопросы не только для нашего региона, но и России в целом, и в некоторой мере мира, например, отчет Кирьяновой И. Г., которая сумела доказать, что несмотря на позитивные изменения в демографической ситуации на данном этапе развития РФ, следует быть не столь оптимистично настроенными, т.к. проблема «сигнализирует и кричит» о том, что необходимо принимать более кардинальные пути для ее решения, и не только на «бумаге», а конкретными практико-ориентированными способами (науч. рук. – профессор Яковенко Н.В.).
Ярким оказалось выступление студента Крутова Н.М. о торговой сети «Зара». Студент убедительно показал, что это одна из ведущих торговых сетей группы компаний Inditex, принадлежащая испанскому магнату Амансио Ортеге, владельцу таких брендов как Massimo Dutti, Pull and Bear, Oysho, Zara Home, Uterqüe, Stradivarius, Lefties и Bershka, и играющая немаловажную роль в данный момент для социально-экономического развития Воронежской области в плане не только доходности, но и, прежде всего, обеспечения молодого населения региона качественной брендовой одеждой по оптимальным ценам. Важен также тот факт, что это дальнейшее направление исследования студента, который продолжит его, применив помимо социально-экономико-географических методов исследования, еще и социологические методы, что сделает работу еще более убедительной и интересной.
Таким образом, данный аспект учебной работы на кафедре социально-экономической географии и регионоведения показал, насколько может быть полезной, интересной, увлекательной сам процесс производственной практики, и при правильном подходе к ее организации можно получить не только дополнительную информацию для написания выпускной квалификационной работы, но и действительно выбрать дальнейшее направление научного исследования.
Большое спасибо всем студентам 4 курса за их устремленность, за желание и умение работать, за несгибаемость характера, несмотря на нововведения на нашей кафедре. И отдельная благодарность всем преподавателям кафедры социально-экономической географии и регионоведения, которые сумели в краткие сроки мобилизовать все свои усилия и показали огромный потенциал и умение работать не просто педагогами, но и прекрасными организаторами и наставниками нашей перспективной студенческой молодежи. Так держать!
Информацию подготовили
Зав. кафедрой социально-экономической географии и регионоведения, д.г.н., проф. Яковенко Н.В.
Преподаватель кафедры социально-экономической географии и регионоведения Деревягина М.В.