ВОПРОС 5.Полномочия государственных органов Республики Беларусь при решении вопросов административно-территориального устройства.
Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:
образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;
принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;
относит населенные пункты к категории городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;
относит города областного подчинения к категории городов районного подчинения;
принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения, а также об изменении их административного подчинения;
объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.
Полномочия Совета Министров Республики Беларусь при решении вопросов административно-территориального устройства:
представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
определяет порядок наименования и переименования организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
дает согласие районным Советам депутатов на преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов;
создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.
Полномочия областных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства:
вносят в Совет Министров предложения об установлении и изменении границ области, образовании и упразднении районов в области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, об изменении их административного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, установлении и изменении границ городов областного подчинения, о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;
по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
относят населенные пункты к категории поселков городского типа;
устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают и изменяют их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.
Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.
Полномочия районных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства
вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения, о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов;
относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;
упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы. При этом преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов осуществляется по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь;
устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.
Районные исполнительные и распорядительные органы представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц.
Полномочия городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства:
вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;
вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также об изменении их административного подчинения.
Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
Полномочия поселковых и сельских Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства:
Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов.