Тема 10. Сущность географии и, ее задачи

Выразить сущность географии в форме краткого научного оп­ределения – задача крайне сложная уже в силу исключительной многопредметности этой науки и размытости ее границ с другими науками. Географы не выработали единого взгляда на предмет своей науки, и в специальной литературе можно найти множество самых разных определений географии.

Определения в энциклопедических справочниках и словарях, как правило, предварительно обсуждались в научных кругах и только после того шли в печать. Поэтому можно считать, что они отражают преобладающие взгляды даже в тех случаях, когда под ними стоит подпись одного или нескольких авторов. Приведем основные из них в хронологическом порядке:

— география – комплекс тесно связанных наук, охватывающих физическую и экономическую географию (А.А. Григорьев. Краткая географическая энциклопедия. – М., 1960. – Т. 1. – С. 123);

— география – система тесно связанных естественных и обще­ственных наук, охватывающих физическую и экономическую географию (Энциклопедический словарь географических терминов. – М., 1968. – С. 78);

— география – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты (С. В. Калесник, А. Г. Исаченко, В. В. Покшишевский. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1971. – Т. 6. – С. 270);

— география – система естественных и общественных – физико-географических и экономико-географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты (Советский энцик­лопедический словарь. – М., 1980. – С. 293).

В данных определениях, охватывающих 20-летний период, общим является то, что все они характеризуют географию как систему (у А. А. Григорьева – комплекс) наук, состоящую из двух блоков – естественного и общественного. Авторы первых двух определений ограничились суммативно-структурным подходом, тогда как в двух последних мы видим и объектный подход – перечень (в самой общей форме) объектов географического исследо­вания.

Определения в энциклопедических справочниках и словарях, как правило, предварительно обсуждались в научных кругах и только после того шли в печать. Поэтому можно считать, что они отражают преобладающие взгляды даже в тех случаях, когда под ними стоит подпись одного или нескольких авторов. Приведем основные из них в хронологическом порядке:

— география – комплекс тесно связанных наук, охватывающих физическую и экономическую географию (А. А. Григорьев. Краткая географическая энциклопедия. – М., 1960. – Т. 1. – С. 123);

— география – система тесно связанных естественных и общественных наук, охватывающих физическую и экономическую географию (Энциклопедический словарь географических терминов. – М., 1968. – С. 78);

— география — система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные ком­плексы и их компоненты (С. В. Калесник, А. Г. Исаченко, В. В. Покшишевский. Большая Советская Энциклопедия. — М., 1971. — Т. 6. - С. 270);

— география – система естественных и общественных – физико-географических и экономико-географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты (Советский энциклопедический словарь. – М., 1980. – С. 293).

В данных определениях, охватывающих 20-летний период, общим является то, что все они характеризуют географию как систему (у А. А. Григорьева – комплекс) наук, состоящую из двух блоков – естественного и общественного. Авторы первых двух определений ограничились суммативно-структурным подходом, тогда как в двух последних мы видим и объектный подход – перечень (в самой общей форме) объектов географического исследования.

Однако в конце 80-х гг. XX в. наметилась новая тенденция в поисках наилучшего определения географии. Некоторые географы, в основном представляющие Институт географии Академии наук, пришли к заключению, что единым объектом географических наук следует считать географическую оболочку. Так, В. С. Преображенский пишет: «Общим и предельным объектом исследования географических наук выступает географическая оболочка». Ту же мысль проводят А.А. Величко (хотя пользуется термином ланд­шафтная оболочка) и В.М.Котляков. Эта точка зрения нашла отражение в последнем из опубликованных энциклопедических словарей, где находим следующее определение: «География – наука, изучающая поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности составляют географическую оболочку (геосферу, эпигеосферу, геоверсум)...».

Правда, из дальнейших разъяснений мы узнаем, что география занимается и населением, и хозяйством, и даже то, что «процессы взаимодействия человека и природы становятся важнейшим предметом географического изучения». Последнее замечание чрезвычайно важно, но находится в явном противоречии с предшествующим ему определением географии, которое логически может создать у читателя представление о ней как чисто естественной, т. е. физико-географической, науке. Таким образом, можно заключить, что научные определения географии 70-х гг. XX в. вернее отражали ее фактическое содержание, чем некоторые более поздние.

Прослеживая путь, пройденный географией, можно сделать вывод, что на всех этапах ее развития в ней сохранялся устойчивый интерес к пространственному разнообразию земной поверхности, к территориальной дифференциации природы, населения и хозяйства. На ранних этапах развития географии этим и определялась ее сущность, а задачи сводились к простой инвентаризации фактов. Но в дальнейшем на фоне неослабевающего интереса к пространственной дифференциации, составляющего как бы инвариант географии, постепенно усиливалось внимание географов к взаимным связям между телами и явлениями, а кроме того, к зависимости человека от природной среды – также в территориальном аспекте, т.е. в плане выявления локальной и региональной специфик. По мере углубления в эти предметы и дальнейшего прогресса науки и техники, резкого усиления человеческого вмешательства в природные процессы география должна была расширить сферу своих интересов за счет вовлечения проблем антропогенного воздействия на природную среду. Вместе с тем локальные и региональные рамки исследований оказывались тесными для географии, и стал неизбежным ее выход на глобальный уровень. Приоритетность антропогенной проблематики, а точнее – проблем взаимоотношения природы и общества и осознание необходимости проведения исследований на глобальном уровне имели революционизирующее значение для географии и определили особенности ее современного этапа.

Заметим, что в ходе эволюции географии первоначальное представление о двухмерности географических объектов, запечатленное в плоской картографической модели, постепенно сменилось трехмерной моделью, вершиной которой явилось понятие о гео­графической оболочке.

А теперь мы говорим о географических объектах как четырехмерных, т.е. пространственно-временных, системах. Такое представление нашло свое воплощение в учении о геосистемах, существенно обогатившем понятие об объектах географического исследования.

Современный этап развития географии преемственно связан с идеями и опытом предшествующей истории.

Наши рекомендации