Тема 8. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция
Модель Чемберлина дифференциации продукта. Модель «линейного города» (модель Хотеллинга). Модель «кругового города» (модель Салопа). Роль рекламы в дифференциации продукта. Структура рынка и расходы на рекламу. 2 часа
Тема 9. Структуры рынка, патенты и технологические инновации
Природа инновационной деятельности. Промышленные НИОКР компаний. Издержки и риск НИОКР. Возмещение затрат на создание и освоение инноваций. Отдача от исследований и разработок. Распространение новых технологий. Логика патентной защиты. Взаимосвязь между структурой рынка и инновациями. Государственная политика в отношении НИОКР. 2 часа
Тема 10. Естественная монополия
Государственное регулирование естественных монополий. методы ценообразования на продукцию естественных монополий. ценовая дискриминация на рынке естественной монополии. Контроль качества товара естественной монополии. Регулирование доходности и инвестиционных решений. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии. 2 часа
Модуль 3.
Тема 11. Структура и эффективность функционирования рынка
Статистическая структура по Парето. Предполагаемая оптимальность совершенной конкуренции. Общественная стоимость монополии: измерение потерь благосостояния. Сравнительный анализ эффективности производства в условиях совершенной конкуренции и монополии. Х-неэффективность монополии. Преимущество в издержках в условиях монополии.
Часа
Тема 12. Промышленная политика государства в отношении рыночных структур.
Проблемы и задачи государственной промышленной политики, страновые подходы к ее проведению. Критерии оценки эффективности промышленной политики. Соотношение целей общества и государства. Антимонопольная политика в США и в странах Европейского Союза. Институты антимонопольной политики в России. Законодательство о недобросовестной конкуренции и политика поддержки конкуренции в России. Особенности рынка государственных закупок и их влияние на конкуренцию и эффективность. 4 часа
Вопросы к экзамену
1. Методология исследования рыночных структур. «Эмпирическое» и «теоретическое» направления в современные исследования по теории отраслевых рынков.
2. Определение рынка и его границ. Виды границ рынка: товарные (продуктовые), временные, географические
3. Определение рынка и отрасли. Виды рынков. Соотношение «рынка» и «отрасли». Определение круга предприятий, действующих на данном рынке с помощью показателей специализации и охвата.
4. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.
5. Характеристика основных рыночных структур.
6. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.
7. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.
8. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.
9. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.
10. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.
11.Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.
12. Виды нестратегических барьеров.
13. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.
14. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.
15. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.
16.Модель монополистической конкуренции Чемберлена.
17.Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.
18.Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.
19.Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.
20.Модель «города на окружности» С. Салопа.
21. Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.
22.Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.
23. Характеристика олигополистического рынка.
24. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.
25. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.
26. Ценовые модели олигополистического взаимодействия.
27.Модель Бертрана с однородным продуктом.
28.Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.
29.Модель Эджворта.
30. Характеристика рынка доминирующей фирмы.
31.Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.
32. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.
33. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.
34.Модель неполного картеля.
35.Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».
36. Экономическая природа естественной монополии.
37. Естественная монополия при растущем эффекте масштаба производства и при ограниченном спросе.
38.Методы государственного регулирования естественной монополии.
39. Проблемы реформирования отраслей естественной монополии в России и странах с рыночной экономикой.
40. Природа, цели и условия осуществления ценовой дискриминации.
41. Ценовая дискриминация первой степени.
42. Ценовая дискриминация второй степени.
43. Ценовая дискриминация третьей степени.
44. Последствия применения ценовой дискриминации для общественного благосостояния.
45. Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления.
46. Мотивы к формированию вертикально интегрированных структур.
47. Вертикальная интеграция, ее последствия. Эффект «двойной маржинализации».
48. Виды вертикальных ограничений и их последствия.
49. Процессы дезинтеграции. Аутсорсинг.
50. Стратегия диверсификации производства. Измерение уровня диверсификации.
51. Новые тенденции в развитии интеграционных
51. Новые тенденции в развитии интеграционных процессов. Деятельность сетевых структур и кластеров
52. Стратегия расширения масштабов бизнеса: поглощения, слияния фирм.
53.Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.
54. Необходимость промышленной (отраслевой) политики государства. «Провалы» рынка.
55. Промышленная политика государства в зарубежных странах. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции.
56. Задачи государственной промышленной политики в России.
57. Цели и методы государственной антимонопольной политики.
58. Антимонопольная политика в зарубежных странах (США, страны ЕС, Япония).
59. Антимонопольная политика в России.
66. Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию.
67. Результативность функционирования рыночных структур. Экономические и социальные последствия монополизации отраслевого рынка. Х-неэффективность и Х-эффективность монополии.