Линейные элементы ОК составляют магистрали и полимагистрали.
Магистрали — линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую провозоспособность. На них концентрируются перевозки грузов и пассажиров, благодаря чему магистрали выполняют основную часть работы в межрайонном обмене. Полимагистрали возникают в результате следования общей трассой нескольких видов транспорта31. Это приводит к еще большей (по сравнению с магистралями) концентрации связей на основных направлениях, образованию транспортных коридоров, что дает большие преимущества при строительстве транспортных систем и во время их эксплуатации. Полимагистрализация — особая форма линейной концентрации. Сооружение и эксплуатация полимагистралей дают очевидные экономические выгоды.
Формирование опорного каркаса- это генерализованное выражение географического хода урбанизации, проявление центростремительных и линейностремительных тенденций в расселении. ОК - результат, возникающий на стадии высокой территориальной концентрации. Его формирование проходит три основные стадии:
I — центровая («точечная») концентрация — нарастание числа и увеличение размеров крупных городов.
II — агломерирование, когда крупный город, становясь ядром агломерации, формирует вокруг себя плеяду спутников.
III — регионализация, при которой высокого уровня достигает имплозия — экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта.Свойства и особенности опорного каркаса. В своей основе он устойчив, его рисунок меняется мало и постепенно. ОК можно назвать оплотом инерционности в территориальной структуре. ОК, образованный динамичными звеньями территориальной структуры, имеет одним из своих основных свойств инерционность, со временем приобретая всевозрастающую консервативность благодаря высокой концентрации основных фондов в своих узловых и линейных элементах, их высокой насыщенности инфраструктурой. В то же время его узлы и линии отличает динамизм. Обладающие большим потенциалом, они все время пребывают в процессе саморазвитияон выполняет роль интегратора в территориальной организации жизни общества.
В формировании ОК, последовательном развитии его узлов и линий отчетливо проявляется географическая логика. В разных районах России выявлены следующие особенности пространственного развития ОК: а) соблюдение правила пространственного ритма; б) формирование контактных зон, притягивающих к себе опорные центры, плацдармы освоения ресурсных районов; в) выдвижение ареалов с выдающимся ЭГП, благоприятным для развития коммуникационных узлов, осуществляющих межгосударственные контакты и включающих страну в мирохозяйственные связи.
Теоретическое и практическое значение концепции каркаса. Каркасный эффект. Под каркасным эффектом понимается совокупность тех положительных результатов экономического и социального характера, которая обусловлена деятельностью ОК как остова территориальной организации жизни общества. Формирование и функционирование ОК вызывает в расселении и в территориальной структуре хозяйства своего рода цепную реакцию, пространственный резонанс, дает возможность получить многосторонний дополнительный экономический, социальный и экологический выигрыш.
В первом приближении в каркасном эффекте можно выделить три основные составляющие: а) эффект агломерации; б) эффект магистрализации; в) композиционный эффект или эффект смещения. Эффект агломерации проявляется на разных территориальных уровнях и поэтому имеет сложное строение. Здесь обратим внимание на то, что агломерация позволяет более полно использовать потенциал крупного центра (ядра агломерации) и одновременно решать его проблемы. Агломерация предоставляет благоприятные возможности для формирования локального комплекса с высокой долей ближних, следовательно, экономичных связей.