Программа дисциплины «Естествознание (модуль: «Общее землеведение»)» часть I
Часть i
Методические рекомендации
Ярославль
УДК ББК Е | Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского |
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Т. Г. Шкатова
Е Естествознание (Модуль «Общее землеведение»). Часть I: методические рекомендации / Сост. А. В. Пизов. – Ярославль, РИО ЯГПУ. – 79 с.
Методические рекомендации предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения педагогического факультета, обучающихся по профилю «Начальное образование». Успешное усвоение этого важного курса во многом зависит от того, насколько удачно выстроена система практических работ, где студенты приобретают практические навыки, необходимые в будущей педагогической работе при обучении курса «Окружающий мир» в начальных классах.
УДК
ББК
Составитель: канд. биол. наук, доцент А. В. Пизов
©ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014 © А. В. Пизов, составление, 2014 |
Содержание
Программа дисциплины «Естествознание (модуль: «Общее землеведение»)» часть I 2
Организация учебного процесса по заочной
(очно-заочной) форме обучения............................................................. 2
Литература по общему землеведению............................................... 2
Программа по модулю «Общее землеведение»............................... 2
Критерии оценки ответов студентов................................................... 2
Практическая работа по «Естествознанию» (Модуль «Общее землеведение») 2
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................................... 2
Практическая работа по «Естествознанию (Модуль: «Общее землеведение»)». 2
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ................................................................................... 2
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 2
Основные приемы изучения географической номенклатуры 2
Некоторые приемы проверки знания
географической номенклатуры.............................................................. 2
Глоссарий......................................................................................................... 2
Краткий свод общих географических закономерностей Земли 2
Тематика и указания по выполнению курсовых работ по модулю «Общее землеведение» 2
Примерные темы курсовых работ............................................. 2
Ответы к тестовым заданиям........................................................ 2
Программа дисциплины «Естествознание (модуль: «Общее землеведение»)» часть I
Цели и задачи:
Сформировать теоретические знания и практические навыки по общему землеведению в рамках целостной научной картины мира и природоохранной деятельности, которые позволят молодому специалисту преподавать в начальной школе дисциплины естественнонаучного цикла, в частности «Окружающий мир», в соответствии с современными требованиями, а также осуществлять воспитательную работу по формированию у учащихся бережного отношения к родной природе, потребности её изучения и охраны, любви к своему Отечеству.
Содержание модуля вооружает студентов теоретическим и фактическим материалом для формирования у них важнейших физико-географических представлений, понятий об общих географических закономерностях строения Земли, взаимосвязях между различными явлениями и процессами ее природы, необходимости природоохранной работы. Подробно рассматриваются свойства и динамика компонентов оболочки Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. При изучении биосферы раскрывается важнейшая роль живого вещества географической оболочки, показана взаимосвязь её компонентов.
Кроме основных вопросов общей физической географии, модуль включает необходимые учителю начальных классов знания по астрономии, геологии, картографии с основами топографии.
Владение общими вопросами физической географии поможет студентам лучше понимать и объяснять особенности местной природы, а наблюдение природных явлений даст необходимые факты для более глубокого усвоения теоретического материала.
Тематика практических занятий определена в соответствии с теорией модуля. Сравнительно небольшой объем аудиторных занятий не позволяет подробно рассмотреть все вопросы программы, поэтому часть материала выносится на самостоятельное изучение.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Естествознание» относится к блоку Б3.В9.
Изучение дисциплины «Естествознание» (состоит из модуля: «Общее землеведение»; модуля: «Ботаника»; модуля: «Зоология») базируется на знаниях полученных студентами в общеобразовательной школе, входе обучения по дисциплинам: география, биология, химия, так и при сдачи Единого Государственного Экзамена. Знания полученные входе изучения «Естествознания» могут быть в дальнейшем использованы студентами данного направления при изучении дисциплин: «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», «Экология», «Естественно научная картина мира».