Типовая ФРО диспетчеров УВД с экипажами ВС.
Методическое пособие по
Правилам фразеологии и радиообмена
На полетном сервере
Виртуальные авиалинии.
Правила адаптированы и приведены к единому стандарту, чтобы пилоты и диспетчеры могли беспрепятственно летать и “работать” в любом регионе виртуального неба полетного сервера, без дополнительного изучения правил полетов и ФРО для отдельных регионов.
Общие правила.
Правила передачи чисел.
При передаче чисел курса, эшелона, кода ответчика и давления каждая цифра произносится отдельно.
FL330 | Эшелон три три ноль |
Курс 275 | Курс два семь пять |
QFE1009 | Давление QFE один ноль ноль девять |
При передаче чисел, используемых в высоте полета, высоте облаков, видимости на ВПП, информации о местонахождении других объектов относительно оси ВС, разворотах на 180 и 360 градусов и типах ВС произносятся целиком.
Правила передачи частот.
Для обозначения частот после запятой используется не более двух значимых цифр, один ноль считается значимым.
123,0 | сто двадцать три запятая ноль |
123,120 | сто двадцать три запятая двенадцать |
123,150 | сто двадцать три запятая пятнадцать |
Правила передачи времени.
При передаче времени слова “hours” и “minutes” опускаются.
9 час 20 мин | двадцать минут или девять часов двадцать минут |
16 час 43 мин | сорок три или шестнадцать часов сорок три минуты |
Позывные воздушных судов.
При выполнении полетов авиакомпаний, чьи радиотелефонные позывные ИКАО известны диспетчеру:
TSO311 | ТрансАэро триста одиннадцать |
AFR504 | Эйр Франс пятьсот четыре |
При выполнении полетов авиакомпаний, чьи радиотелефонные позывные неизвестны диспетчеру:
DOB 9321 | Дельта Оскар Браво девяносто три двадцать один |
OAL 242 | Оскар Альфа Лима двести сорок два |
Правила передачи букв
В тех случаях, когда по каналам радиотелефонной связи передаются по буквам имена собственные, позывные ВС и средств аэронавигации, наименования геоточек, сокращения названий служб и слова, название которых вызывает сомнение, используется следующий алфавит:
Англ. буква | Слово | Произношение | Русская буква | Слово |
A | Alfa (Alpha) | Альфа | А | Анна |
B | Bravo | Браво | Б | Борис |
С | Charlie | Чарли | Ц | Цапля |
D | Delta | Дельта | Д | Дмитрий |
E | Echo | Эко | Е | Елена |
F | Foxtrot | Фокстрот | A | Федор |
G | Golf | Гольф | Г | Григорий |
H | Hotel | Хотел | Х | Харитон |
I | India | Индиа | И | Иван |
J | Juliett | Джульет | Й | Иван краткий |
K | Kilo | Кило | К | Константин |
L | Lima | Лима | Л | Леонид |
M | Mike | Майк | М | Михаил |
N | November | Новембер | Н | Николай |
O | Oscar | Оскар | О | Ольга |
P | Papa | Папа | П | Павел |
Q | Quebec | Кебек | Щ | Щука |
R | Romeo | Ромео | Р | Роман |
S | Sierra | Сьера | С | Семен |
T | Tango | Танго | Т | Татьяна |
U | Uniform | Юниформ | У | Ульяна |
V | Victor | Виктор | Ж | Жена |
W | Whiskey | Виски | В | Василий |
X | X-Ray | Эксрей | Ь | Мягкий знак |
Y | Yankee | Янки | Ы | Еры |
Z | Zulu | Зулу | З | Зинаида |
Позывные диспетчерских пунктов.
Полный позывной диспетчерского пункта состоит из двух частей: географической и функциональной. Например: Rostov Control, Tolmachevo Ground, Irkutsk Approach, Kurumoch Tower. Названия диспетчерских пунктов имеют следующие соответствия:
Позывной | Русское произношение |
Delivery | Деливери |
Ground | Руление |
Tower | Вышка |
Radar | Круг |
Approach | Подход |
Control | Контроль |
При установлении удовлетворительной связи, а также при условии, что при этом не возникает никакой двусмысленности, название местоположения и/или индекс позывного диспетчерского пункта можно опустить.
Позывные воздушных судов
Для ведения радиотелефонной связи используются присваиваемые воздушным судам позывные, которые могут иметь следующий вид:
Тип позывного | Пример |
а) знаки, соответствующие регистрационным знакам воздушного судна, либо: наименование фирмы-производителя или модели ВС и знаки, соответствующие регистрационным знакам воздушного судна | F-ABCD RA-85411 N-ML8FZ Gulfstream R-ABCD |
б) радиотелефонный позывной эксплуатанта ВС и последние четыре знака регистрационного знака ВС | HiFly ABCD |
в) радиотелефонный позывной эксплуатанта ВС и обозначение рейса | HiFly 45 |
г) трехбуквенный код эксплуатанта ВС и обозначение рейса | HFA 45 (Hotel Foxtrot Alpha 45) |
После установления двусторонней связи и при условии, что информация и указания диспетчера одному ВС не будут приняты другим ВС, по инициативе диспетчера позывные ВС могут быть сокращены следующим образом:
Вид сокращенного позывного | Пример |
а) первый и последние два (для пятизначных) или три знака (для шести-семизначных) регистрационного знака ВС | F-CD 411 (для российских ВС) N-8FZ Gulfstream R-CD |
б) радиотелефонный позывной эксплуатанта ВС и последние два знака регистрационного знака ВС | HiFly CD |
в) позывные такого типа не имеют сокращенной формы | HiFly 45 |
г) позывные такого типа не имеют сокращенной формы | HFA 45 |
Типовая ФРО диспетчеров УВД с экипажами ВС.
(приведена для штатных ситуаций)
Пробная связь экипажа воздушного судна на частоте диспетчерского пункта должна выполняться в следующем порядке:
- позывной вызываемого диспетчерского пункта;
- позывной воздушного судна;
- "предполетная проверка" (перед вылетом);
- "проверка связи" (в полете, при необходимости).
Пилот: | Шереметьево-Руление, TSO531,Предполетная проверка. |
Диспетчер: | TSO531, Шереметьево-Руление, принимаю на пять. |
При первом выходе на связь с диспетчером пилот обязан указать: позывной диспетчера, свой позывной, информация.
Диспетчер при первом ответе полностью соблюдает последовательность: позывной пилота, свой позывной, информация.
При дальнейшей работе используется, только позывной пилота: пилот называет позывной в конце сообщения, диспетчер – позывной пилота в начале сообщения.
Пилот: | Позиция диспетчера, TSO531, информация или запрос. |
Диспетчер: | TSO531, Позиция диспетчера, информация или запрос. |
Пилот: | Информация или запрос, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, информация или запрос. |
Деливери и Руление.
(руление после посадки смотри ниже)
При наличии в аэропорте позиции диспетчера Delivery (Деливери) запрашиваем разрешение на вылет.
Пилот: | Шереметьево-Деливери, TSO531, гейт 8, METAR 9:00, разрешите вылет по плану до Пулково. |
Диспетчер: | TSO531, Шереметьево-Деливери, вылет согласно плану разрешен, эшелон 340 подписываю, схема выход AR07E, ВПП 07R, ответчик 5754. METAR 9:00 подтверждаю. |
Если в аэропорте диспетчер Деливери отсутствует, его функции выполняет диспетчер Руления. Пилот отправляет план полета и связывается с позицией руления, запрашивая разрешение на вылет.
Пилот: | Шереметьево-Руление, TSO531, гейт 8, разрешите вылет по плану до Пулково, METAR 9:00. |
Диспетчер: | TSO531, Шереметьево-Руление, Разрешено согласно плану до Пулково, выход AR07E, ВПП 07R, ответчик 5754. METAR 9:00 подтверждаю. |
Пилот: | Разрешено до Пулково, AR07E, 07R, ответчик 5754,. TSO531 |
Начальный эшелон выдается диспетчером Деливери или Руления, по указанию или запросу диспетчера Круга, при отсутствии Круга – Подходом, отсутствии Круга и Подхода - Контролем.
После подготовки к вылету, пилот запрашивает разрешение на буксировку/выталкивание и запуск двигателей, или сразу запуск двигателей на стоянке.
Пилот: | Разрешите выталкивание и запуск, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, Выталкивание разрешаю, запуск по готовности. |
Пилот: | Выталкивание разрешили, запуск по готовности, TSO531 |
Или запуск на стоянке
Пилот: | Разрешите запуск на стоянке, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, запуск на стоянке разрешаю. |
Пилот: | Запуск разрешили, TSO531 |
При большом стечении ВС, диспетчер может задержать ВС на стоянке, в этом случае:
Пилот: | Разрешите выталкивание и запуск, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, Ожидайте выталкивание и запуск в 45. |
Пилот: | Выталкивание и запуск в 45, TSO531 |
После выталкивания/буксировки и запуска двигателей, пилот запрашивает разрешение для следования на предварительный:
Пилот: | Разрешите предварительный 07R, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, Предварительный 07R разрешаю, налево по РД A21, магистральная A, давление 1015. |
Пилот: | Предварительный 07R разрешили, РД A21, магистральная A, давление 1015, TSO531 |
При следовании на предварительный, может потребоваться остановить борт, чтобы пропустить другой борт.
Диспетчер: | TSO531, По магистральной A слева направо Боинг-737, пропустить |
Пилот: | По магистральной A Боинг-737 пропустить, TSO531 |
Скорость руления выбирается командиром воздушного судна в зависимости от состояния РД (ВПП, грунта), наличия препятствий и условий видимости. Командир воздушного судна несет ответственность за обоснованность выбора скорости руления.
Пересекать (занимать) ВПП и РД при рулении без разрешения диспетчера службы движения запрещается. При пересечении (занятии) ВПП и РД экипаж обязан соблюдать максимальную осмотрительность.
Разрешение на пересечение ВПП дает диспетчер Вышки.
Пилот: | На предварительном РД 12, разрешите пересечение ВПП 07R, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, Работайте Шереметьево-Вышка 120,7 |
Пилот: | Работать Шереметьево-Вышка 120,7, TSO531 |
После пересечения ВПП и перевода диспетчером вышки пилота на частоту диспетчера руления, пилот докладывает о пересечении ВПП и готовности следовать дальше.
Пилот: | После пересечения на РД A2, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, Продолжайте движение по магистральной A. |
Пилот: | Магистральная А, TSO531 |
Заняв предварительный, пилот докладывает о местонахождении. Диспетчер руления передает ВС диспетчеру Вышки.
Пилот: | На предварительном 07R, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, Работайте Шереметьево-Вышка 120,7 |
Пилот: | Работать Шереметьево-Вышка 120,7, TSO531 |
Возможна передача ВС диспетчеру Вышки во время движения ВС на РД к предварительному, если требуется ускорить вылет ВС, т.е требуется взлет без остановки. Передача ВС разрешается только после согласования готовности к немедленному взлету с диспетчером Вышки и пилотом ВС.
Вышка (взлет).
(посадка см. ниже)
Перейдя на частоту диспетчера Вышки пилот докладывает о местоположении.
Диспетчер может дать следующие указания, в зависимости от ситуации:
- Оставайтесь на предварительном, слева Борт на посадку – пилот остается на предварительном до команды диспетчера
- Занимайте исполнительный, взлет по команде – пилот занимает исполнительный и докладывает о занятии и готовности к взлету диспетчеру.
- Занимайте исполнительный, взлет по готовности - пилот занимает исполнительный, проводит необходимые операции и после производит взлет без запроса разрешения на взлет.
- Занимайте исполнительный, взлет разрешаю – пилот выкатывается на исполнительный и сразу начинает разбег и взлет
Когда ВС передано на РД и продолжает следование по РД, диспетчер может выдать разрешение на взлет без остановки (немедленный взлет).
В конце разрешения на взлет, диспетчер выдает направление и силу ветра на полосе.
Пилот: | Шереметьево-Вышка, TSO531, На предварительном 07R, разрешите исполнительный и взлет, |
Диспетчер: | TSO531, Шереметьево-Вышка, занимайте исполнительный, взлет по готовности. Ветер 100, 3 м/с. |
Пилот: | Исполнительный и взлет разрешили, TSO531. |
Разрешается выполнять взлет не от начала ВПП при условии, если:
- это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме;
- располагаемые характеристики летной полосы от места начала разбега соответствуют потребным для фактической взлетной массы воздушного судна и условий взлета.
После отрыва пилот докладывает о взлете и диспетчер, как правило сразу, переводит на работу с диспетчером круга.
Пилот: | Взлет, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, Работайте Шереметьево-Круг, 118,1. |
Пилот: | Шереметьево-Круг, 118,1, TSO531. |
Круг.
(посадка см. ниже)
Диспетчер Круга подтверждает пилоту коридор выхода из зоны аэропорта, при необходимости может задать эшелон или высоту.
При безступенчатом наборе:
Пилот: | Шереметьево-Круг, TSO531, После взлета, высота 900 м. |
Диспетчер: | TSO531, Шереметьево -Круг, опознаны, выход AR07E, набирайте согласно плана. |
Пилот: | AR07E согласно плана, TSO531. |
При выходе из зоны контроля ВС передается следующей позиции – Подходу.
Диспетчер: | TSO531, покидаете зону контроля, работайте Шереметьево-Подход 119,3. |
Пилот: | Шереметьево-Подход 119,3, TSO531. |
Подход.
(посадка см. ниже)
Диспетчер Подхода указывает точку выхода из зоны подхода, при необходимости может задать эшелон или высоту.
При безступенчатом наборе:
Пилот: | Шереметьево -Подход, TSO311, Набираем 330. |
Диспетчер: | TSO531, Шереметьево -Подход, Опознаны, Продолжайте набор 340, AR доложить. |
Пилот: | Набираем 340, AR доложить, TSO531. |
При выходе из зоны контроля ВС передается следующей позиции – Контролю.
Диспетчер: | TSO531, покидаете зону контроля, работайте Москва-Контроль 127.500 . |
Пилот: | Москва-Контроль 127.500, TSO531. |
Контроль.
Диспетчер Контроля указывает контрольную точку на маршруте (точка выхода из зоны контроля), подтверждает занятие эшелона, при необходимости задает новый эшелон или высоту.
Пилот: | Москва-Контроль, TSO311, Курс 340, Набираем 330. |
Диспетчер: | TSO531, Москва-Контроль, Опознаны, Контроль вторичный, Занимайте эшелон 340, DELIR доложить. |
Пилот: | Набираем 340, DELIR доложить, TSO531. |
По занятию эшелона докладываем:
Пилот: | Занял эшелон 340, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, Сохраняйте 340. |
Пилот: | Сохраняем 340, TSO531. |
При выходе из зоны контроля или достижении контрольной точки (точки передачи в зону контроля соседнего региона) ВС передается Контролю следующего региона.
Пилот: | Проходим DELIR, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, покидаете зону контроля, работайте Петербург-Контроль 131,6. |
Пилот: | Петербург-Контроль 131,6, TSO531. |
Входим в зону новую контроля:
Пилот: | Петербург-Контроль, TSO531, курс 345, эшелон 340. |
Диспетчер: | TSO531, Петербург-Контроль, ответчик 0754. |
Пилот: | Ответчик 0754, TSO531. |
После установки кода ответчика диспетчер опознает ВС.
Диспетчер: | TSO531, опознаны, сохраняйте 340, начало расчетного доложить. |
Пилот: | Начало расчетного доложить, TSO531. |
Расчетное – это точка начала снижения. Снижение начинается согласно плану полета в бортовом компьютере, и пилот выбирает самостоятельно, с таким расчетом, чтобы при плавном снижении, оказаться на высоте входа в глиссаду за 3-5 км до точки входа (ТВГ).
Пилот: | Начало расчетного, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, Снижайтесь эшелон 120, следуйте на LUKIR. |
Пилот: | Снижаемся эшелон 120, следуем на LUKIR, TSO531. |
Снизились до эшелона 120 и приближаемся к зоне подхода.
Пилот: | Заняли эшелон 120, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, покидаете зону контроля, работайте Пулково-Подход 119,3. |
Пилот: | Пулково-Подход 119,3, TSO531. |
Для уменьшения для облегчения захода, пилот может поинтересоваться у диспетчера контроля рабочую полосу и схему захода. Диспетчер контроля может узнать информацию у диспетчера подхода.
Подход.
Диспетчер Подхода указывает пилоту вид захода (ИЛС, VOR и т.д.), рабочую полосу, коридор подхода к глиссаде, при необходимости эшелон снижение и знакомит пилота с погодой аэропорта.
Пилот: | Пулково-Подход, TSO531, Эшелон 120, следуем на LUKIR, METAR 1030. |
Диспетчер: | TSO531, Пулково-Подход, Опознаны, Ожидайте заход ILS 28L, по схеме LUKIR1A, снижайтесь эшелон 060 на UNESO, МЕТАР 1030 подтверждаю. |
Пилот: | ILS 28L, LUKIR1A, снижаемся 060, TSO531. |
Снизились до заданного эшелона и приближаемся к позиции Круга.
Пилот: | Эшелон 060, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, работайте Пулково-Круг 120,3. |
Пилот: | Работать Пулково-Круг 120,3, TSO531. |
Круг.
Если помех нет, диспетчер Круга дает пилоту очередное снижение, эшелон перехода аэропорта, давление QFE(QNH). При необходимости развода ВС может потребоваться изменение курса.
Для понижения уровня шума над городом, в Петербурге применяется двухступенчатое снижение для подхода к точке входа в глиссаду.
В других аэропортах в основном происходит снижение с выходом на точку входу в глиссаду.
Рассмотрим два снижения.
Первой указание может прозвучать так:
Пилот: | Пулково-Круг, TSO531, эшелон 060. |
Диспетчер: | TSO531, Пулково-Круг, опознаны, снижайтесь 900 метров, эшелон перехода 050, давление QFE1009. |
Пилот: | Снижаемся 900 м, давление 1009, TSO531. |
Далее, наблюдая по радару, диспетчер может не дожидаться доклада о занятии высоты, дает следующее снижение с разрешением захвата курсового луча и началом захода.
Диспетчер: | TSO531, снижайтесь 600 метров, заход ILS28L разрешаю, захват курсового доложить. |
Пилот: | Снижаемся 600 м, заход разрешили, захват курсового доложить, TSO531. |
Произведя захват курсового докладываем диспетчеру:
Пилот: | Захват курсового, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, Продолжайте заход, Работайте Пулково-Вышка 118,7. |
Пилот: | Работать Пулково-Вышка 119,3, TSO531. |
Вышка (посадка).
Перейдя на частоту диспетчера Вышки пилот докладывает о местоположении и готовности к посадке.
Диспетчер может дать следующие указания, в зависимости от ситуации:
- Продолжайте заход, посадка дополнительно – пилот продолжает заход и ожидает разрешения на посадку
- Посадку разрешаю – пилот продолжает заход и производит посадку.
В конце разрешения на посадку, диспетчер выдает направление и силу ветра на полосе.
Пилот: | Пулково-Вышка, TSO531, На глиссаде 28L, к посадке готов. |
Диспетчер: | TSO531, Пулково-Вышка, ВПП 28L, посадку разрешаю, ветер 290 4 м/с. |
Пилот: | Посадку разрешили, TSO531. |
После посадки пилот докладывает. Доклад о посадке может прозвучать после освобождения полосы.
Пилот: | Посадка, полосу освободил РД A3, TSO531 |
Диспетчер: | TSO531, Посадка 53 минуты, Работайте Пулково-Руление, 121,7. |
Пилот: | Пулково-Руление, 121,7, TSO531. |
Руление (после посадки).
Связываемся с Рулением и докладываем о местоположении, диспетчер Руления задает маршрут на стоянку.
Пилот: | Пулково-Руление, TSO531, После посадки на A3. |
Диспетчер: | TSO531, Пулково-Руление, Следуйте по РД A3, магистральная A, РД F, стоянка 120. |
Пилот: | РД A3, магистральная A, РД F, стоянка 120, TSO531. |
Следуем по РД, занимаем стоянку.
Пилот: | На стоянке, на стояночном, двигатели заглушены, TSO531. |
Диспетчер: | TSO531, Полетный план закрыт в 57 минут. Добро пожаловать! |