Конструирование одежд при проектировании реконструкции существующих дорог
2.49. Для обоснованного назначения мероприятий по реконструкции существующих дорог, ограничению увлажнения их с целью повышения прочности и устойчивости дорожной одежды необходимо располагать подробными данными: а) о конструкции, поведении в эксплуатации и о прочности дорожной одежды; б) о состоянии проезжей части и земляного полотна; в) о наличии и эффективности морозозащитных элементов, дренирующих слоев и водоотводящих устройств. Указанные данные устанавливаются на основании специальных инженерно-геологических обследований, изучения материалов о службе дорог, визуальных и инструментальных определении параметров дорог.
Рис. 2.5. Поперечные профили реконструируемых дорог:
а - с односторонним уширением; б - с двусторонним уширением; в - то же, с утолщением существующей одежды; 1 - старая одежда; 2 - новая одежда с основанием; 3 - проектируемая часть земляного полотна; 4 - уступы на откосах существующего земляного полотна
Рис. 2.6. Расположение дренажа на реконструируемых дорогах:
а - со сплошным водоотводящим слоем; б - с продольными трубчатыми дренами; 1 - существующая дорожная одежда; 2 - вновь устраиваемое покрытие; 3 - то же, основание; 4 - укрепительная полоса; 5 - новый дренирующий слой на всю ширину земляного полотна или песчаный, хорошо фильтрующий грунт обочин; 6 - укрепление обочин; 7 - засев травами; 8 - заглубление относительно низа старого песчаного слоя, равное 0,6-0,8 hк (в метрах), где hк - высота капиллярного покрытия в песке старого слоя; 9 - новый дренирующий слой при уширении проезжей части; 10 - оголовок; 11 - бетонные плиты; 12 - трубчатый выпуск из дрены; 13 - фильтрующая обсыпка; 14 - продольная трубчатая дрена
Рис. 2.7. Конструкции с теплоизоляционным слоем на реконструируемых дорогах, расположенных на пучинистых участках:
1 - покрытие; 2 - основание; 3 - конструктивно-изоляционный слой; 4 - старое покрытие; 5 - старое основание; 6 - старый песчаный слой; 7 - подстилающий грунт; 8 - укрепительная полоса; 9 - новый конструктивный слой под теплоизоляцией в зоне уширения проезжей части; 10 - новый дренирующий слой
2.50. Если предстоит только усилить дорожную одежду без уширения проезжей части и земляного полотна, то наиболее рациональным может оказаться утолщение одежды стабильными материалами до пределов, требуемых для обеспечения достаточной прочности и морозоустойчивости конструкции. При проектировании усиления дорожных одежд необходимо предусмотреть эффективные меры по обеспечению хорошего сцепления нового слоя покрытия со старым изношенным и поврежденным. Целесообразно предусматривать переработку и использование асфальтобетона существующей одежды.
В общую толщину слоев из стабильных материалов не следует включать загрязненные материалы дополнительных слоев и основания, а также неморозостойкие слабопрочные каменные материалы.
В случае применения при реконструкции дорог новых слоев одежды из щебня, гравия, шлака и грунтов, укрепленных цементом, над ними необходимо располагать слои из материалов, обработанных органическими или комплексными вяжущими, общей толщиной не менее указанной в п. 2.8.
Нижние слои из зернистых материалов можно укладывать на существующее водонепроницаемое покрытие только при проведении мероприятии, исключающих влагонакопление в этих слоях.
2.51. На участках, где, кроме усиления дорожной одежды, предусмотрено также уширение проезжей части и земляного полотна, должна быть обеспечена равнопрочность всей одежды в пределах ширины новой проезжей части. Как правило, следует предусматривать одностороннее уширение земляного полотна (рис. 2,5, а), а двустороннее уширение (рис. 2.5, б, в) - только при необходимости или экономической целесообразности.
2.52. Для уширения земляного полотна следует применять несвязные грунты. Связные грунты можно использовать в случае их идентичности с грунтом существующего земляного полотна.
2.53. При проектировании реконструкции дороги дренажные устройства следует назначать, с учетом состояния старой дороги и ее дренажной системы, а также принятых технических решений по перестройке - усиление дорожной одежды, усиление с уширением, полная перестройка.
Если новую дренажную систему предусматривают в пределах уширения проезжей части и обочин, то для усиления фильтрации воды в старом подстилающем слое необходимо новый дренирующий слой устраивать с заглублением по отношению к низу старого (рис. 2.6).
2.54. На реконструируемых участках дорог, где обеспечение необходимой морозоустойчивости традиционными мерами технически невозможно или экономически нецелесообразно, нужно в новую дорожную одежду вводить теплоизоляционный слой (рис. 2.7). Толщину этого слоя следует определять теплотехническим расчетом.
Для предохранения грунта земляного полотна под дорожной одеждой от промерзания со стороны обочины теплоизоляционный слой должен быть устроен на 1 м шире проезжей части с каждой стороны.
2.55. Принципы и методы расчета на прочность, морозоустойчивость и дренирование усиливаемых и реконструируемых участков, а также расчет теплоизоляционных слоев в основном те же, что и новых конструкций дорожных одежд.