Даарийской круголёт числобога
Древний Славяно-Арийский Календарь
по материалам Славяно-Арийских Вед[10]
КОРНЕЕВ Александр Валерьевич, г.Краснодар.
В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый «старый стиль». Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях. Безусловно, это расширяет наш кругозор и, чтобы он стал ещё шире, давайте прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов - Даарийскому Круголету Числобога, по которому ещё не так давно жили наши Предки.
Ныне этим календарём пользуются только Староверы - представители самой древней Славяно-Арийской Веры - Инглиизма. Повсеместное использование нашего древнего календаря прекратилось немногим более 300 лет назад, когда царь Пётр 1 своим Указом ввёл на территории Руси иностранный календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождения Иисуса Христа. А на Руси в то время шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Принято считать, что это нововведение Петра 1 было прогрессом для России, приобщением её к «европейской культуре». Но совершенно не говорится о том, что император не просто поменял календарь, он фактически «украл», как минимум(!). пять с половиной тысяч лет нашей истинной истории. Ведь под событием, от которого вёлся отсчёт лет - Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г, до Р.Х.), подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально; подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании - России) над империей Великого Дракона (по современному - Китая). Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.
Возникает естественный вопрос: а от какого же события велось летоисчисление до Сотворения Мира в Звёздном Храме? Ответ очевиден - от более раннего значительного события. Более того, параллельно могли вестись отсчёты лет от разных событий. Именно так, с упоминания нескольких временных отрезков и начинались древние летописи. Для примера приведём несколько датировок нынешнего 2004 года от RX.
- Лето 7512 от Сотворения Мира в Звёздном Храме
- Лето 13012 от Великого Похолодания
- Лето 44548 от Сотворения Великого Коло Рассении
- Лето 106782 от Основания Асгарда Ирийского
- Лето 111810 от Великого Переселения из Даарии
- Лето 142994 от периода Трёх Лун
- Лето 153370 от Асса Деи
- Лето 185770 от Времени Туле
- Лето 604378 от Времени Трёх Солнц и т.д.
Очевидно, что в контексте современной «официальной» хронологии эти датировки выглядят просто фантастическими, Но для самостоятельно мыслящего человека, интересующегося древним Культурным наследием народов Земли, такие «пропасти лет» не выглядят столь уж пугающе, Ведь не только в Славяно-Арийских Ведах, но и в довольно многочисленных дошедших до нас памятниках письменности по всей Земле упоминаются ещё куда более продолжительные отрезки исторического времени, На эти же факты указывают и непредвзятые археологические и палео-астрономические исследования.
Также очень интересно будет вспомнить, что в допетровские времена на Руси для обозначения численных величин использовались не цифры, как сейчас принято, а буквицы титлованные, т.е. славянские буквы со служебными символами. Атак как календарь-это традиция письменная (попробуйте-ка устно вести и передавать из поколения в поколение столь сложный и динамичный массив информации), то очевидно, что до времён Петра I письменность на Руси уже существовала, по меньшей мере(!) семь с лишним тысяч лет. Однако считается, что письменность была «изобретена» специально для нас, безграмотных, двумя греческими монахами Кириллом и Мефодием, которые лишь добавили в нашу азбуку несколько греческих букв вместо непонятных им дифтонгов, И, скромно говоря. вызывает удивление всё нарастающая помпезность при проведении ежегодных «кирилло-мефодиевников» и «дней рождения» славянской письменности.
В настоящее время, коль скоро мы пользуемся современным календарём (от Р.Х.), то правильнее будет его применять только для событий последних трёхсот лет, А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года, Иначе возможно неправильное толкование нашей истории. Культуры, традиций и обычаев. Вызывает искреннее сожаление датировка допетровских событий в современных учебниках, Например, годом Ледового побоища на Чудском озере называют 1242 год, а в то время на Руси шёл 6750 год, Или, например, годом крещения Киева считают 988 год от рождения Иисуса Христа. Но в Киеве тогда отметили Лето 6496 от Сотворения Мира в Звёздном Храме,
Итак, уважаемый читатель, перейдём к рассмотрению непосредственно древнего календаря Славян. Полный цикл Даарийского Круголета Числобога составляет 144 года и называется Кругом Жизни, Каждый год в Круге Жизни имеет своё собственное название-характеристику (сущность), но также он может определяться и просто порядковым номером (от 1 до 144), Табличная форма представления Даарийского Круголета Числобога приведена на первой странице цветной вкладки в таблице 1, где видно, как шестнадцать лет (Круг Лет), проходя через девять стихий, образуют Круг Жизни в 144 года (16х9=144). Для иллюстрации приведём древнее название какого-нибудь конкретного года, Например: «Лето Жрицы Огня, на Пятьсот Семьдесят Шестом Круге Жизни от Великого Переселения из Даарии» (приведённая дата соответствует 26731 г. до Р.Х.). Здесь уместно отметить, что Даарийский Круголет Числобога относится к так называемым естественным календарным системам. То есть он является своеобразной периодической шкалой из отрезков по 144 года (Кругов Жизни), которая протянулась к нам из незапамятных времён. Каждый год Круголета, имея свою индивидуальную характеристику через 16 лет обновляет её, проходя новую стихию и меняя цвет; а каждые 144 года (полностью повторяясь) получает новое осмысление, согласно уровню мировосприятия современников. А все события, в том числе и события, принятые для начал летоисчислений, просто накладываются на эту вечную шкалу «Живых Лет».
Смена лет в Круголете приходится на день осеннего равноденствия - Праздник Новолетия. Круг Жизни, в котором мы с Вами живём, начался 23 сентября 1868 года от Р.Х. или на Новолетие 7377 года от Сотворения Мира в Звёздном Храме, Разница между летоисчислениями составляет 5508 лет при расчётах до осеннего равноденствия, и 5509-после оного, Нынешний 2004 год (а точнее период с 22 сентября 2003 г. по 20 сентября 2004 г.) является 136 годом (Лесного Дракона) в этом Круге Жизни или 7512 годом от С.М.З.Х. В кратком толковании, взятом из Славяно-Арийских Вед, применительно к мировосприятию современного человека, соответствующему «Ночи Сварога над Мидгардом», то есть тёмным временам на Земле, о которых было начертано в древних рунических текстах, сущность года Лесного Дракона можно охарактеризовать следующим образом: «Год освоения Природы, тяжёлых испытаний и возрождения Святынь. Как правило, лето жаркое, зима холодная, В этот год рождаются люди с ярким желанием служения Природе. Они наделены чувством гармонии к ней, эти люди от рождения «до безумия» любят детей. Они для них - самое главное на свете. Это год Духовного отображения Небесной Силы на Земле».
Период от Новолетия до Новолетия разделён на три сезона: Осень, Зиму и Весну соединяясь воедино, они образуют Лето. Далее по тексту мы будем стараться при описании Круголета Числобога вместо термина «год» применять, как и в древности, термин «Лето» (не путать с современным названием сезона). Каждый сезон разделён на три месяца, так что в Лете всего 9 месяцев, Названия и значения месяцев Славяно-Арийского календаря (Коляды Дара) смотрите на развороте цветной вкладки. Нечётные месяцы содержат по 41 дню, а чётные по 40. Такое Лето называется Простым и длится 365 дней. Каждое шестнадцатое Лето называется Священным и состоит из 369 дней - в нём все месяцы по 41 дню. Очень простая и красивая система! Даты Новолетий и начал Славяно-Арийских месяцев, в соответствии с современным календарным стилем, приведены в таблице 2 на первой странице цветной вкладки. Столбцы в ней пронумерованы от 1 до 16, что соответствует шестнадцати Летам Круголета Числобога (табл.1): 1 - Странник (Путь); 2 - Жрец; 3 -Жрица (Дева); 4 - Мир (Явь); 5 - Свиток; 6 - Феникс; 7 - Лис (Навь) и т.д. Зная соответствия для первых дней месяцев, можно простым перебором найти соответствие для любого дня, Некоторые столбцы в таблице 2 сгруппированы по три, так как месяцы в эти Лета начинаются с одинаковых дат по современному календарю. Последний столбец, соответствующий Священному Лету, выделен красным цветом. Необходимо помнить, что каждый четвёртый год в современном календаре добавляется один день - 29 февраля. Поэтому на протяжении одного Круга Лет (16 Лет) григорианские даты Новолетий изменяются четыре раза.
Также как и в современном календаре, существует деление Лет Круголета на недели. Отличие в том, что древняя неделя содержит девять дней: понедельник, вторник, тритейник, четверик (четверг), пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя, Вспомним известные фразы из Русских Сказок; «,..и на первую седьмицу он поехал в Град-Столицу...» («Конёк-Горбунок»), «...вот осьмица уж прошла, и неделя подошла...» («Каменная чаша»). Также будет уместно напомнить, что до сих пор обряд Тризны по «ушедшим» проводят на 9-й и 40-й дни, что соответствует древним неделе и месяцу.
В простом Лете нечётный и чётный месяцы в сумме составляют 81 день, то есть 9 полных недель. Поэтому в каждом простом Лете все нечётные месяцы начинаются с одного дня недели, а все чётные с другого. Поэтому тот календарик, который мы сейчас носим в кармане и который состоит из 12 разных табличек-месяцев, раньше содержал всего две таблички в простое Лето: одну для нечётных месяцев, другую для чётных. Пример такого календарика приведён на цветной вкладке в таблице 3. Более того, каждое Лето Круголета Числобога начинается в строго определённый день недели, и это соответствие сохраняется в каждом Круге Жизни на протяжении тысячелетий! Здесь мы приводим таблицу 5, по которой можно определить день недели начала (Новолетия) любого из 144 Лет Круголета.
Определив день недели, с которого началось Лето Круголета (1-й день месяца Рамхат), мы сразу можем узнать из таблицы 4 в какой день недели начинается тот или иной месяц этого Лета. А день недели для конкретного числа можно найти путём простого перебора дней недели от начала месяца.
Чтобы вычислить, какому именно Лету по Славяно-Арийскому календарю соответствует какая-либо дата из современного летоисчисления и какой Символьный год был по Даарийскому Круголету Числобога, необходимо обязательно учитывать следующие данные; до дня осеннего равноденствия произошло событие или после оного, а также какое было время на момент события, до 18:00 (19:00 при переходе на летнее время) или после этого времени.
ТАБЛИЦА 5
Понедельник-1,10,20,29,39,48,49,58,68,77,87,96,97,106,116,125,135,144 |
Вторник-3,12,22,31,41,51,60,70,79,89,99,108,118,127,137 |
Тритейник-5,14,24,34,43,53,62,72,82,91,101,110,120,130,139 |
Четверг-7,16,17,26,36,45,55,64,65,74,84,93,103,112,113,122,132,141 |
Пятница-9,19,28,38,47,57,67,76,86,95,105,115,124,134,143 |
Шестица-2,11,21,30,40,50,59,69,78,88,98,107,117,126,136 |
Седьмица-4,13,23,32,33,42,52,61,71,80,81,90,100,109,119,128,129,138 |
Осьмица-6,15,25,35,44,54,63,73,83,92,102,111,121,131,140 |
Неделя-8,18,27,37,46.56,66,75,85,94,104,114,123,133,142 |
Учитывать временные рамки необходимо, так как сутки по современному календарю начинаются в полночь (24:00 или 00:00) и чередуют: ночь, утро, день, вечер. А сутки по Славяно-Арийскому календарю начинаются с вечера (18:00 или 19:00 при переходе на летнее время) и чередуют: вечер, ночь, утро, день.
Соотношение календарных дат в двух календарях следующее: например - 1 дню месяца Рамхат соответствует 20-21 сентября, то есть Славяно-Арийские сутки включают вечер и часть ночи 20сентября, плюс остаток ночи, утро и день 21 сентября. Поэтому для простоты записи в таблицах соответствий принято указывать тот из двух дней, который имеет большую продолжительность по времени, т.е. 21 число. Наши Мудрые Предки не зря говорили: «Утро вечера мудреней», ибо за три четверти суток познать можно больше, чем за одну.
Узнав необходимые краткие сведения относительно древнего Славяно-Арийского летоисчисления и календаря, можно приступать к переводу любой исторической даты (например - своего дня рождения) с современного календаря на древний, взяв за основу летоисчисление от Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Для примера рассмотрим всем известную дату: 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны.
Напоминаем, что разница между летоисчислениями составляет 5508 лет при расчётах до осеннего равноденствия и 5509 - после оного.
1. Сначала определяем Лето;
1941+5508=Лето 7449 от С.М.З.Х,
2. Получив необходимую дату Славяно-Арийского летоисчисления, вычисляем Лето Круголета Числобога, Для этого от Лета 7449 отнимаем 7376 (144 Лето на Круголете в прошлом цикле -Круге Жизни), Получаем 73 Лето в нынешнем Круге Жизни, Далее находим по таблице 1 чему соответствует 73 Лето: «Чёрный (земляной) Змей» -9 Простое Лето. Согласно Славяно-Арийским Ведам сущность Лета Чёрного Змея заключается в следующем; «Лето войн, тяжелых испытаний и братоубийств. В это Лето любую Державу могут ожидать тяжкие испытания, Также в это Лето народы сплачивает идея - особенно защита Отечества. В Лето Чёрного Змея рождаются сильные, смелые и одарённые люди, которым любое дело по плечу, ибо их сознанием овладевает приземлённый разум и они живут только земными, материальными интересами».
3. В таблице 2 находим в подгруппе «9,10,11» (т.к. это 9 Лето) месяц, в который попадает 22 июня. Это месяц Вэйлет, который начинается 22 мая и означает Месяц Ветров (см. разворот цветной вкладки).
4. Теперь, зная, что 1 Вэйлет соответствует 22 мая (более точно 21-22 мая), путём простого перебора определяем, что день 22 июня выпадает на 32 число месяца Вэйлет.
5. Далее по таблице 5 определяем, что 73 Лето (и месяц Рамхат этого Лета) начинается в осьмицу. По таблице 4 находим в столбце Простых Лет, начинающемся с осьмицы, что месяц Вэйлет начинается тоже с осьмицы. Зная, что 22 мая (1 Вэйлет) приходится на осьмицу снова простым перебором находим, что 22 июня выпадает на тритейник.
Таким образом, дата начала Великой Отечественной войны -22 июня 1941 года, приходится на Лето 7449 от С.М.З.Х.; 73 Лето на Круголете Числобога; сущность Лета - «Чёрный (земляной) Змей»; месяц - Вэйлет; 32 день месяца; день недели - тритейник,
Определив, проведя аналогичные вычисления, Славяно-Арийскую дату своего дня рождения, можно узнать Бога-Покровителя в чьём чертоге[11] Сварожьего Круга[12] Вы родились (табл.6). А для определения своего Священного древа и Руны-Образа можно воспользоваться диаграммами А и Б на цветной вкладке.
Особенно хочется остановиться на диаграмме А. Она является концентрической формой представления Круголета Числобога. Древними рунами противосолонь[13] обозначены 9 дней в неделе, 9 месяцев в Лете и 9 стихий в Круголете, что является его внутренним кругом. Внешние кольца Круголета отражают 16 часов в сутках[14], 16 Лет в Круге Лет, 16 чертогов Сварожьего Круга.
Течение «Реки Жизни» - это вращение колец Круголета: вращение 16 часов в сутках, вращение 9 дней в неделе, вращение 9 месяцев в Лете, вращение 16 Лет через 9 стихий в Круге Жизни, вращение череды Лет через 16 чертогов Сварожьего Круга, Вращая эти кольца, можно набрать час, день, месяц и год любой даты из будущего или прошлого для того, чтобы узнать её влияние на Вашу жизнь.
Более подробно о древних Славянских измерительных системах, о чертогах Сварожьего Круга и Славянской космогонии, о Богах-Покровителях, о Славянских праздниках и о многом-многом другом из богатейшего и незаслуженно забытого ныне наследия наших далёких Пращуров, которые зрят на нас мудрыми очами сквозь Круги Жизни, мы расскажем в следующих номерах нашего журнала.
ТАБЛИЦА 6
Небесный Чертог | Покровитель | Период |
1. Чертог Девы | Джива | 18 Тайлет - 1 Рамхат |
2. Чертог Вепря | Рамхат | 1 Рамхат - 22 Рамхат |
3. Чертог Щуки | Рожана | 22 Рамхат - 4 Айлет |
4. Чертог Лебедя | Макошь | 4 Айлет - 25 Айлет |
5. Чертог Змея | Семаргл | 25 Айлет - 7 Бейлет |
6. Чертог Ворона | Варуна | 7 Бейлет - 29 Бейлет |
7. Чертог Медведя | Сварог | 29 Бейлет - 12 Гейлет |
8. Чертог Бусла | Род | 12 Гейлет - 37 Гейлет |
9. Чертог Волка | Велес | 37 Гейлет - 22 Дайлет |
10. Чертог Лисы | Марена | 22 Дайлет - 4 Элет |
11. Чертог Тура | Крышень | 4 Элет - 26 Элет |
12. Чертог Лося | Лада | 26 Элет - 9 Вейлет |
13. Чертог Финиста | Вышень | 9 Вейлет - 31 Вейлет |
14. Чертог Коня | Купала | 31 Вейлет - 13 Хейлет |
15. Чертог Орла | Перун | 13 Хейлет - 35 Хейлет |
16. Чертог Раса | Тарх Даждьбог | 35 Хейлет - 18 Тайлет |
СЛЕДЫ ВРЕМЕН МИНУВШИХ
Славянские имена в топонимике Озёрного края.
ПОПОВ Александр Иванович.
Каждый, кто увлечется Славяно-Арийской Ведической Культурой, работает с её историко-литературными источниками, неизбежно встречается с загадками происхождения географических названий. К сожалению, отечественная история за последнюю тысячу лет не жаловала сохранение и преемственность Древних Традиций. Многие изначальные названия родных нам городов и Весей претерпевали изменения в угоду религиозным и политическим амбициям. Изменялось название нашей Державы и нашего народа, даже горы, озёра и реки переименовывались по прихоти власть имущих. Теперь нам по крупицам приходится восстанавливать наследие, насильно преданное забвению. Этой важной теме мы всегда будем уделять внимание на страницах нашего журнала.
Здесь мы публикуем отрывки из книги “Следы времён минувших” (издательство “Наука”, Л., 1981 г.). Её автор – Александр Ивановис Попов (1899-1973 г.г.) – по своим научным интнрнсам был на редкость разносторонним учёным: доктор исторических наук, прирождённый филолог, профессор Финно-Угорского языкознание и философии. Не смотря на то, что книга посвящена истории географических названий только Озёрского края, охватывающего Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области (отчасти и Карелию), выводы из неё касается всей Славянской Руси.
Мы надеемся, что публикуемый материал даст возможность нашим читателям ещё раз прикоснуться к истории Родины, поможет им в самостоятельном раскрытии древних тайн, скрытых в названии Славянских поселений.
Особый разряд русских названий населённых мест Озёрного края составляют те, которые произошли от древнеславянских личных имён типа Ростислав, Творимир, Житонег, Будигость, Дорогобуд, Доможир, Любожад, Ратибор, Хотовид, Гостомысл и т. п.; на древность таких имён обратили внимание основоположники славяноведения, в том числе знаменитый П.И.Шафарик, указавший, что этот тип сложных личных имён свойствен всему индоевропейскому миру, будучи широко распространён в древней индоиранской, кельтской, греческой, германской и славянской среде.
В настоящее время мы знаем, что подобные индоевропейские сложные личные имена, состоящие из двух компонентов, засвидетельствованы в глубочайшей древности митаннийскими и хеттскими памятниками II тысячелетия до н. э. С греческих и готских источников VI-VII вв. н. э., указывающих подобные имена у Славян и Антов (Пирагаст, Доброгаст, Ардагаст, Келагаст, Межамир и т.п.), начинается история таких имён в славянской среде, хотя они, несомненно, существовали у них и ранее.
Что касается восточных Славян, то на русской почве эти имена, как известно, засвидетельствованы в древнейшую эпоху. Носили их преимущественно князья (Ярослав, Мстислав, Изяслав, Ярополк, Святополк и др.) и бояре. Очевидно, следует ожидать отражения подобных имён в географических названиях Древнерусских земель, в частности в топонимике Озёрного края, территория которого принадлежала Великому Новгороду, а как раз в Новгороде сложные древне-славянские имена бытовали достаточно долго у местного боярства.
Если мы возьмём, например, описание Шелонской пятины Великого Новгорода, составленное в конце XV в. (около 1495 г.), то обнаружим там следующие географические названия, связанные в подавляющем большинстве случаев с населёнными пунктами: Видогоща (от личного имени Видогость), Витенеж (от личного имени Витенег), Витогощ (от Витогость), Вогоща (от Воегость), Вонежица (от Военег), Всевиж (от Всевид), Вунемерь или Унемерь (Унемер или Унемир), Гомысль (Гоемысл), Гонежи (Гоенег), Гославль (Гоеслав), Гостинеж (Гостенег), Доможирово (Доможир), Ждажерино или Здажерино (Ждажир), Щитогощь (Щитогость), Середогощ (Середогость), Славонежицы (Славонег), Твердомир (так же звучит и личное имя), Кромегоща (Кромегость), Любобуж; (Любобуд), Любонега (Любонег), Любочажа (Любочад), Мирогоща (Мирогость), Нежгостицы (Неж(е)гость), Тужерино и Тужирино (Тужир), Угоща и Уегоща (Уегость), Хотобужи и Хотобужцы (Хотобуд), Хотовижи (Хотовид), Хотнеж (Хотонег), Перенежье (Перенег), Радомер (Радомир, Радомер), Радонеж (Радонег), Радославле (Радослав) и некоторые другие.
Из этого краткого списка видно, что подобные географические имена существуют чаще всего в притяжательной форме, которая обычно характеризуется смягчением конечного согласного звука, в силу чего и образуются Витогощь от Витогость, Всевиж(ь) от Всевид, Радонеж(ь) от Радонег, Радославле от Радослав (как в другом месте: Ярославль от Ярослав).
Разумеется, во многих случаях это смягчение далеко не всегда выражено в писцовой книге, в которой не редкость и прямые искажения. Тем не менее, общая направленность здесь совершенно ясна: большая часть географических названий образуется от личных собственных имён в притяжательной форме, показывая тем самым историческую принадлежность носителей этих имён к обозначаемой местности.
Заметим, что уже упомянутые искажения в писцовых книгах обычно не мешают восстановлению истинного личного имени, от которого возникло географическое название. Даже позднейшие переосмысления и перемены обычно не в состоянии скрыть от нас действительное происхождение географических названий этого типа, настолько они характерны. Впрочем, без содействия писцовых книг и других актов восстановление подлинной формы имён было бы для нас невозможным.
Например, сейчас хорошо известное название посёлка и станции Уторгош на Ленинград-Витебской железной дороге было бы совершенно необъяснимо, если бы мы не знали из писцовой книги XV в. подлинного древнего названия этого места: Утрогощь, образованного от звучного и красивого древнеславянского личного имени Утро-гость. Заметим, что и в писцовой книге оно не всегда пишется точно: например, встречается там и форма Вутрогоща, но это уже небольшое и вполне объяснимое отклонение.
Писцы допускали иногда серьёзные ошибки в тех или других местных названиях, так как сами они обычно не были местными жителями; в Новгороде Великом XV-XVI вв. писцы были, все без исключения, присланы из Москвы, а не коренные новгородцы. В те же времена можно встретить новгородцев - составителей писцовых книг, переписывавших земли в центральных московских областях. От ошибок писцов надо отличать те местные изменения географических имён, происшедших от личных собственных, которые возникают естественным образом - в силу диалектных особенностей и различных фонетических тенденций в языке, часто заметно искажающих первоначальное название, связанное с личным собственным именем.
Так, например, хорошо известно древнее новгородское имя Миронег, которое носил один из посадников Великого Новгорода (рубеж XI-XII вв.). Это имя отразилось в географическом названии Меренеж, т. е. в значительно измененной форме, как и некоторые другие названия подобного рода.
Особенно любопытны в этом отношении некоторые явления перестановок (метатезы), которые наблюдаются в географических именах, происшедших от личных. Так, мы имеем в новгородских писцовых книгах форму Диговоща наряду с оригиналом Дивогоща (от Дивогость). Если бы это было единичным явлением, можно было бы приписать данный случай простой ошибке писца.
Однако в разных местах Древней Руси мы находим такие образцы, как Миголоща из Милогоща, Рагодоща из Радогоща и т. п., что заставляет предполагать более глубокую причину подобных звуковых перестановок. По-видимому, даже в таком случае, как название р. Чагодоща (в бассейне р. Мологи), мы должны считаться с возможностью формы Чадогоща (от Чадогость), до крайней мере славянизированной, если не совсем славянской.
Наблюдаются и другие разнообразные искажения и народно-этимологические осмысления географических имён этого разряда. Необходимо еще заметить, что древнерусские источники часто не различают написания Володимир и Володимер, Ратмирово и Ратмерово и т. п.
Из других географических названий этого типа укажем следующие, встречающиеся в новгородских писцовых книгах: Будослово (Буди слав), Буславль или Быславле (Буеслав) [15], р. -Видогоща или Ведогоща (Видогость), Всеславле (чистая притяжательная форма от Всеслав[16], Дорогобуж (Дорогобуд), Доброжирь, Доброславль, Жиросло (Жирослав), Житобуж (Жито буд), Ирогоще (Ярогость), Милебуж (Милобуд), Милонеж (Милонег), Мирославль (Мирослав), Мологост (Малогость), Радбуж (Радобуд), Радгостицы (Радогость), Раджода (Радожад), Редогоща (Радргость), Рядбуж (Радобуд), Стогоща (Стогость), Хотмирицы (Хотмир или Хотимир), Хотнеж (Хот(о)нег), Хотовижи (Хотовид), Чегоща (Чаегость), Чернобуж (Чернобуд), Чесловле (Чеслав) и т. п. Легко здесь заметить, что сравнительно редко личное древнеславянское имя запечатлевается в географическом названии без перемен, хотя и это бывает иногда. Чаще всего окончание личных имен -гость в географическом названии обращается соответственно в -гощъ, -гоще, -гоща; -нег превращается в -неж и т. д. Соответственно –буд в географических названиях выглядит как -буж (-буже), -слав обращается в -славль и т. п.
Все это, как уже было сказано, притяжательные формы, содержащие указания на владельцев земли. Следует сказать, что далеко не всегда древнеславянские (древненовгородскне) имена отражены в географических названиях в полной («двухсоставной») форме. Очень часто вместо полных имен употреблялись уменьшительные всякого рода - сокращённые и изменённые: Твердята, Жирох, Жирята, Ратша, Мирошка, Нежила, Нежата, Домаш, Гостило, Гостята, Селила, Хот и т. п., причём среди них можно встретить и прямые сокращения древнейших имён, и всякие приспособления новой ономастики (преимущественно христианской) к обычным старым нормам.
Разумеется, в образовании географических названии приняли участие и другие - сокращённые и полные - личные имена «языческого» и христианского происхождения, употребительные в русской среде в разные времена. Большинство этих названий вполне прозрачны при разъяснении их состава, но не всегда, так как некоторые уменьшительные формы впоследствии вышли из употребления, являясь в то же время отличными от полных имён - общеизвестных.
Рассмотрим некоторые такие имена. Уже очень давно (по русским источникам, по крайней мере с XII в.) у нас входят в употребление личные имена с окончанием -хно, представляющие по большей части переделку христианских имен: Сахно - Александр, Юхно - Юрий, Яхно - Яков, Михно - Михаил, Махно - Матвей и т. д.
Эти личные имена в заметном числе отложились в географических названиях разных областей, в том числе и в Озёрном крае, а также в названиях деревень (Сахны, Лахны, Стехны и т. п.), распространённых более всего на Псковщине. Заметим, что иногда под эту же суффиксацию подгоняются и названия, возможно, несколько иного происхождения (Брюхны и т. п.), т. е. производные того же типа от прозвищ. Чтобы понять и правильно истолковать многие русские географические названия края, необходимо в ряде случаев хорошо знать личную ономастику того или другого времени на Руси, так как мода на имена, клички и прозвища постоянно менялась.
Сейчас мы знаем обычно только Григория и Гришу, Гришку, а в XV в. это был по преимуществу Гридя, хотя применялся и ряд других форм:
Грихно, Грига и пр. Незнание такого обстоятельства ввело некоторых топонимистов в ошибки; они приняли географическое имя Гридино за производное от гридь, гридьба - «младшая дружина князя», слова, вышедшего из употребления задолго до XV в. Только знакомство с писцовыми книгами, где указывается, что в дер. Гридино, только что возникшей, живет Гридя Гридин, может предостеречь от ошибочных заключений, а подробное рассмотрение имеющегося материала, весьма обширного, убеждает в том, что Гридя и Григорий - одно и то же имя.
Точно так же, встречая в Псковской области деревню Семейкино, надо помнить не о слове «семья», а о личном имени Семён, которое даже в сравнительно поздних документах XVII столетия выступает в форме Семейка очень часто.