Интеллект и способность к научению у обезьян
Для сохранения и развития языка, способного служить для передачи сколько-нибудь существенного объема информации, необходимо, чтобы размеры группы, использующей этот язык, превышали некоторую критическую величину. Необходимо также, чтобы члены такой группы обладали определённым уровнем интеллекта и способностями к научению. Между общественной группой и различными аспектами интеллектуальной деятельности существуют сложные взаимодействия и обратные связи.
Приматы, в особенности узконосые обезьяны, выделяются среди других животных своими интеллектуальными способностями. Об этом свидетельствует большой размер головного мозга относительно размера тела.
Коэффициент энцефализации (КЭ) служит количественной мерой веса головного мозга по отношению к весу тела. Средняя величина КЭ для млекопитающих равна 1.0. КЭ белохвостого оленя (Odocoileus virginianus) равен 1.06, т. е. близок к среднему для млекопитающих. КЭ ниже 1.0 указывает на малые размеры головного мозга относительно общих размеров, как у северного опоссума (Didelphis marsupialis; КЭ = 0.35—0.57). КЭ выше 1.0 указывает на то, что размеры головного мозга выше средних для данных общих размеров. В табл. 38.2 приведены КЭ разных приматов. У высших обезьян КЭ всегда выше 1.4, а в большинстве случаев выше 2.0 (Eisenberg, 1981*).
Известны многочисленные примеры способности высших обезьян решать задачи. Большая часть таких данных относится к шимпанзе. Шимпанзе не только используют орудия для добывания пищи, как это делают некоторые другие млекопитающие и птицы, но и в самом деле изготовляют из палочек примитивные орудия для достижения какой-либо определённой цели (Goodall, 1965*).
Таблица 38.2. Коэффициенты энцефализации различных приматов (Eisenberg, 1981*) | |
Группа и вид | КЭ |
Полуобезьяны | |
6 видов | 1.5—1.8 |
Nycticebus coucang | 2.3 |
Обезьяны Нового Света | |
Saguinus midac | 2.4 |
S. oedipus | 2.0 |
S. tamarin | 1.9 |
Saimiri Sciureus | 3.8 |
Cebus capucinus | 3.4 |
Ateles paniscus | 2.6 |
A. belzebuth | 2.6 |
Alouatta villosa | 1.6 |
Обезьяны Старого Света | |
Macaca mullata | 2.3 |
Presbutis obscurus | 1.7 |
Человекообразные обезьяны | |
Hilobates lar | 3.2 |
Symphalangus syndactylus | 2.2 |
Pongo pygmaelus | 1.6—1.9 |
Gorilla gogilla | 1.4—1.7 |
Pan troglodites | 2.2—2.5 |
Человек | |
Homo sapiens | 7.3—7.7 |
Научение языку и сложным навыкам требует не только наличия природных интеллектуальных способностей, но и времени. Другая хорошо известная тенденция в эволюции приматов — увеличение продолжительности стадий развития, предшествующих наступлению половой зрелости (табл. 38.3).